Шумоизоляция автомобиля своими руками: пошаговая инструкция
Что такое шумоизоляция автомобиля
Шумоизоляция автомобиля — это «подкладка» из различных материалов, которые, благодаря своим свойствам, снижают уровень шумов в салоне и тем самым обеспечивают акустический комфорт. Хорошая шумоизоляция:
- Способствует меньшей утомляемости водителя и пассажиров, а в конечном итоге — повышению безопасности при поездке;
- Улучшает восприятие звучания аудиосистемы, поскольку упорядочивает отражение звуковых волн в салоне;
- Снижает потребление энергии климатической установкой, поскольку пористая структура материалов шумоизоляции способствует поддержанию комфортной температуры в салоне.
К минусам шумоизоляции можно отнести:
- Повышение веса автомобиля и, как следствие, увеличение расхода топлива;
- Повышение стоимости автомобиля. Именно в силу первых двух причин на заводах, как правило, не устанавливают полный комплект шумоизоляции;
- Усиление коррозии в случае, если между некачественно установленными шумоизоляционными матами и металлическими панелями кузова остаются зазоры, где аккумулируется влага;
- При установке дополнительной шумоизоляции под ее весом возможно провисание петель дверей;
- При установке дополнительной шумоизоляции легко повредить крепеж и сами декоративные панели;
- Эффективная дополнительная шумоизоляция способна «проявить» те небольшие шумы, которые ранее терялись на общем звуковом фоне;
- Автомобиль с дополнительной шумоизоляцией сложнее продать, поскольку акустическую защиту нередко используют для скрытия последствий ДТП.
Чаще всего после приобретения автомобиля дополнительную шумоизоляцию устанавливают:
- В колесных арках;
- В подкапотном пространстве;
- В панелях дверей;
- На полу салона;
- На полу багажника и в нише (при наличии) для запасного колеса.
Материалы для шумоизоляции автомобиля
Различные виды шумоизоляционных материалов могут применяться по отдельности, а для достижения максимального эффекта — в комплексе. Выделяют следующие виды материалов, повышающих акустический комфорт в салоне автомобиля:
Виброизоляция
«Слойка» из битума, мастики и фольги толщиной до 6 мм защищает от неприятного дребезжания металлических элементов кузова.
Шумоотражение
Легкие шумоотражающие маты (часто с клеевым слоем) из вспененной резины или полиэтилена толщиной до 10 мм заставляют звуковые волны отражаться внутри защитного слоя и тем самым частично гасят их.
Шумопоглощение
Пористые материалы (вспененные полимеры) достаточно большой толщины — до 30 мм — поглощают распространяющиеся по воздуху звуковые волны.
Антискрип
Ворсистые ленты с клеевым слоем позволяют устранить стуки и скрипы небольшой интенсивности, возникающие в результате неплотной фиксации облицовочных панелей или при прокладке кабелей, например, видеорегистратора.
Шумоизоляция автомобиля своими руками
Установка шумоизоляции — кропотливая работа, которую следует выполнять в сухом, теплом помещении с использованием специальных инструментов и химических веществ. В их числе:
- Съемники для клипс;
- Отвертки;
- Гаечные ключи;
- Карандаш или маркер;
- Широкоформатная калька или другая бумага для изготовления лекал;
- Ножницы или острый строительный нож;
- Пылесос;
- Обезжириватель;
- Металлический прокатный ролик;
- Строительный фен;
- Чистая ветошь.
Собственно процесс установки дополнительной шумоизоляции предполагает четыре основных этапа:
Разборка
Неизбежный предварительный этап включает в себя:
- Демонтаж с помощью съемников, отверток, гаечных ключей декоративных панелей и других элементов конструкции, которые будут мешать установке шумоизоляции;
- Фотографирование жгутов проводки (для последующего правильного подключения) и снятие их со штатных креплений, для чего может понадобиться разъединить некоторые электрические разъемы;
- Сортировку снятого крепежа по емкостям с указанием на стикере мест, где он был установлен.
Подготовка
Собственно подготовка к установке шумоизоляции предполагает:
- Удаление пыли с кузовных элементов с помощью пылесоса;
- Устранение стойких загрязнений химически неагрессивными растворителями (например, мыльной водой) с последующей сушкой кузовных элементов;
- Антикоррозионную обработку при обнаружении очагов ржавчины на очищенных элементах;
- Тщательное обезжиривание поверхности, на которую будет устанавливаться шумоизоляция.
Оклейка
При использовании шумоизоляционных материалов в комплексе следует начинать с виброизоляции. Последовательность действий следующая:
- Снять мерки с помощью листа кальки или бумаги;
- По лекалам вырезать сегмент изоляции. Разделить его на несколько частей в случае оклейки крупного элемента или если тот состоит из панелей, находящихся на разных уровнях;
- Примерить вырезанные сегменты по месту и в случае необходимости подрезать ножницами, учитывая расположение технологических отверстий на панелях кузова;
- Отметить на подогнанном сегменте расположение точек крепления демонтированных элементов конструкции;
- Снять защитную пленку с клеевого слоя и наклеить сегмент виброизоляции на кузовную панель. Если последняя имеет сложную форму, то для лучшего прилегания виброизоляции металл предварительно следует прогреть строительным феном. Если элемент состоит из панелей, находящихся на разных уровнях, наклейку виброизоляции выполняют не встык, а внахлест;
- Надавливая на приклеенный сегмент руками и прокатывая его металлическим валиком, устранить воздушные карманы, чтобы добиться плотного прилегания виброизоляции к металлу, обращая особое внимание на ее края.
Далее поверх виброизоляции устанавливаются шумоотражающие маты. Последовательность действий следующая:
- Снять мерки с помощью листа кальки или бумаги;
- По лекалам вырезать цельный сегмент изоляции;
- Примерить и подогнать вырезанные сегменты по месту, чтобы они располагались встык. Внахлест наклеиваются только маты на элементах, которые состоят из панелей, находящихся на разной высоте;
- Обезжирить слой фольги (при наличии) на мате;
- Снять защитную пленку с клеевого слоя и наклеить сегмент шумоотражающего мата;
- Надавливая на приклеенный сегмент руками и прокатывая его металлическим валиком, добиться плотного прилегания мата к виброизоляции.
В зависимости от величины зазора между металлическими панелями кузова и их обшивкой вибро- и шумоотражающую изоляцию можно установить в один или несколько слоев.
Если после этого остается свободное пространство, можно наклеить еще и шумопоглощающий слой, но только там, где он не будет подвергаться интенсивному воздействию влаги и механических нагрузок. Как правило, это потолок, стойки крыши и дверные карты. В последнем случае шумопоглощающий мат после выкройки и подгонки клеится именно на их предварительно очищенную внутреннюю сторону, а не на уже имеющуюся на металлических панелях «слойку» из вибро- и шумоотражающей изоляции.
Ленты-антискрип клеятся точечно. Чтобы повторно не разбирать салон, эту операцию лучше совместить с установкой основной шумоизоляции.
Сборка
Сборка салона проводится в обратной последовательности относительно его разборки. Перед установкой декоративных панелей и покрытий следует проверить работоспособность систем, элементы которых демонтировались/отключались при установке шумоизоляции.
Как продлить срок службы шумоизоляции автомобиля
Шумоизоляция автомобиля, даже если ее выполнять самостоятельно, — недешевая операция, и уж если ее делать то так, чтобы акустическая защита, подвергающаяся воздействию влаги и перепадов температур, служила максимально долго. Для этого следует:
- Использовать качественные шумоизоляционные материалы. Они дороже, но скупой и в этом случае будет платить не один раз;
- Перед оклейкой колесных арок их лучше защитить, нанеся слой жидкой резины или мастики, а после установки шумоизоляции прикрыть ее пластиковыми подкрылками.
Читайте также:
Что такое негабаритный груз: размеры, правила и штрафы
Что такое клиренс автомобиля, как его измерить и увеличить
Преимущества и стоимость атермальной тонировки
При какой температуре кипит антифриз и что с этим делать. Инструкция
Что такое кожа наппа и чем она отличается от обычной
Что такое ВУТ, для чего он служит, принципы работы, устройство
Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать