Минпромторг допустил повышение утильсбора в 2024 году на 70–85%
В 2024 году ставка утилизационного сбора может быть планово проиндексирована в среднем на 70-85% в части автомобильной техники и прицепов, а затем повышаться на 10-20% каждый последующий год вплоть до 2030-го, сообщил Минпромторг. Ранее о том, что правительство планирует установить пошаговую ежегодную индексацию утильбора на автомобили, автобусы и отдельные позиции спецтехники на период до 2030 года, рассказали источники РБК.
Как отмечает министерство, в части импорта автомобильной техники изменения не затронут физических лиц, которые желают самостоятельно привезти в Россию автомобиль с объемом двигателя до 3 литров для себя и соблюдают установленные правила оплаты таможенных пошлин и налогов.
В части строительно-дорожной техники рассматривается возможность индексации с 2025-го с повышением ставки на 15% каждый год. В ведомстве отметили, что в долгосрочной перспективе предложенные коэффициенты нужно рассматривать с учетом «перспективного уровня инфляции и последствий влияния других макроэкономических факторов».
Также рассматривается вопрос об отложенной индексации для экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков (не ранее 2026 и 2028 года соответственно), производство которых в России только начало осваиваться. «Новые коэффициенты могут быть введены также с дальнейшей ежегодной пошаговой индексацией», — добавили в министерстве.
Утилизационный сбор может увеличиться и для строительно-дорожной техники — рассматривает возможность индексации с 2025 года с увеличением ставки на 15% ежегодно.
Министерство добавило, что рост ставки утилизационного сбора рассматривается только в отношении тех видов техники, серийное производство которых освоено в России и Белоруссии и может в достаточной мере обеспечивать запросы внутреннего рынка. «На сегодняшний день это автомобили и электромобили всех сегментов, прицепы и полуприцепы, грейдеры, бульдозеры, гусеничные промышленные тракторы, погрузчики, катки, самосвалы», — уточнили в ведомстве.
Пока речь идет о проекте постановления правительства. Он был сформирован с учетом предложений от отраслевого общества, комитета Госдумы по промышленности и торговле и комитета Совфеда по экономической политике. «Документ направлен на процедуру общественного обсуждения для дальнейшего рассмотрения его параметров», — заключили в Минпромторге.
Российские автопроизводители в целом положительно оценили инициативу, отметив, что проект поможет защитить локальных отечественных производителей в области автомобилестроения.
Так, например, пресс-служба автозавода «Москвич» в комментарии Autonews.ru отметила, что повышение утилизационного сбора поспособствует углублению локализации производимых автомобилей, а компания «Автомобильные технологии» (бывший завод концерна ПСМА в Калуге) считает рост утильсбора до 2030 года «важным шагом», который будет способствовать повышению стабильности инвестиционных условий. При этом важным условием будет реализация опережающих мер поддержки со стороны государства в отношении российских автопроизводителей, добавили в компании.
«Кластер автомобильной промышленности» считает, что размер защитного барьера должен соответствовать такому уровню, при котором инвестиции в локальное производство автомобилей и автокомпонентов будут привлекательнее, чем импорт готовых автомобилей в Россию или их сборка из импортных компонентов внутри страны.
В свою очередь ассоциация «Российские автомобильные дилеры» на недавней конференции посчитала повышение утильсбора неэффективной мерой с точки зрения поддержки автопрома. По мнению президента ассоциации Алексея Подщеколдина, это одна из угроз для отечественного авторынка. Он выразил уверенность, что полный отказ или снижение утилизационного сбора в отношении китайских автопроизводителей, выпускающих технику на территории России, приведет к приходу новых игроков и падению цен на выпускаемую продукцию.
Основным лоббистом повышения утилизационного сбора на машины выступает российский АвтоВАЗ. Глава компании Максим Соколов отмечал, что «китайцы», предлагая российским покупателям большие скидки, «выдавливают» «АвтоВАЗ» в низкомаржинальный сегмент. «Китайцы работают в наиболее маржинальном сегменте рынка, то есть меньшим количеством автомобилей они собирают больше денег. Нас выдавливают вот в этот низкомаржинальный сегмент. <...> Разработок, инноваций в этом сегменте меньше, потому что его надо дешевле продавать — и вот нас туда давят», — заявлял он.
В апреле экспертный совет при комитете промышленности и торговли Госдумы, который возглавляет Соколов, предложил установить поэтапно растущую шкалу утильсбора для легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники, автобусов, а также электромобилей. Таким образом глава компании предложил бороться с «программой масштабной ценовой экспансии» со стороны китайских производителей.
Утилизационный сбор — единовременный платеж при покупке автомобиля из-за границы за утилизацию транспорта в будущем. Утильсбор ввели в России в сентябре 2012 года. Размер платы определяется исходя из базовой ставки, умноженной на коэффициент, который определяется по виду транспорта с разными массой, возрастом и объемом двигателя. Российским производителям данный сбор полностью возвращается.
C 1 апреля в России исчезла возможность ввозить новые автомобили с оформлением как на физлиц, так и на юрлиц без уплаты дополнительных платежей. В соответствии с постановлением правительства теперь при ввозе автомобилей из стран ЕАЭС (кроме России сюда входит Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) придется уплачивать коммерческий, а не льготный утильсбор.
Теперь утилзационный сбор добавляет 844 800 руб. к цене автомобиля с мотором объемом 2-3 литра, 306 000 руб. за автомобили с моторами до 2 л., 970 000 руб. за машины с моторами 3-3,5 л., 1,235 млн за машины с моторами объемом более 3,5 л. За электрокары придется доплатить 360 000 руб.