Штрафы за поездки без ОСАГО с камер стали ближе: когда запустят фиксацию
Центробанк и страховые компании в очередной раз активизировали усилия для запуска автоматический фиксации водителей без ОСАГО. Запуск такой фиксации стал особенно актуален после того, как президент Владимир Путин подписал подписал закон, разрешающий регистрацию автомобиля без полиса ОСАГО в Госавтоинспекции. Нововведение заработает уже с 1 марта 2025 года. Cтраховщики опасаются, что без такой дополнительной проверки еще больше водителей начнут отказываться от ОСАГО. Возможность оформлять штрафы для всех водителей без полисов с помощью дорожных камер профильные ведомства обсуждают с 2018 года: с тех пор в Российском союзе страховщиков (РСА) не раз заявляли, что готовы к запуску системы и ждут только действий со стороны МВД России. В свою очередь, в МВД в ответах на запросы Autonews.ru утверждали, что со стороны ведомства для фиксации все готово и необходимо только прописать такую возможность в КоАП и доработать систему с помощью РСА. Когда ждать запуска нового вида фиксации, сколько раз будут приходить штрафы и кому, разбирался Autonews.ru.
Центрбанк: все данные о водителях передадут в МВД
В Центробанке готовы оказать полное содействие для запуска фото-видеофиксаии автомобилей без ОСАГО. В ответ на запрос Autonews.ru там сообщили, что согласны предоставить информацию о действующих договорах ОСАГО из своей базы данных в МВД России.
«Вопрос использования технических средств контроля за наличием полисов ОСАГО с помощью дорожных камер — это прерогатива МВД России. Такой механизм позволит повысить защищенность добросовестных водителей», — сообщили в Центробанке.
Там добавили, что благодаря системе ОСАГО пострадавшие в ДТП получают страховое возмещение, а не выясняют отношения с виновником аварии.
«Но для этого нужно, чтобы у всех участников дорожного движения были полисы ОСАГО. Иначе права добросовестных автомобилистов, застраховавших свою ответственность, будут защищены не в полной мере, они столкнутся с проблемами при отсутствии полиса ОСАГО у виновника ДТП», — признали в ведомстве.
В КоАП должны прописать, сколько раз водителей будут штрафовать
Чтобы запустить фото- и видеофиксацию, как объяснили в РСА, в законодательстве нужно прописать норму о том, сколько штрафов за день будут получать автомобилисты без ОСАГО. Это нужно для того, чтобы избежать ситуаций, когда каждый проезд под камерой заканчивался бы постановлением о штрафе на 800 руб.
Такие поправки в КоАП уже подготовил Минюст (документ с предложенными изменениями есть в распоряжении Autonews.ru): согласно новой норме, штрафовать автомобилистов без ОСАГО должны не чаще раза в сутки. То есть даже если водитель в течение дня еще несколько раз попадет в объектив камер, система поймет, что один штраф водитель уже получил и следующее постановление получится сформировать только через 24 часа.
Кроме того, как уже рассказывали в РСА, изначально планируется, что дорожные камеры не будут проверять весь поток автомобилей — это, как объяснил Autonews.ru автор ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман, привело бы к огромной нагрузке на систему. Вместо этого планируется, что полисы ОСАГО будут проверять только у нарушителей ПДД. То есть, к примеру, если автомобилист превысит скорость, нарушит разметку, окажется на выделенной полосе для общественного транспорта и так далее, то попутно система проверит и наличие полиса ОСАГО. Таким образом, в дополнение к штрафу за нарушение ПДД, водитель может получить и штраф на 800 руб. за поездку без полиса ОСАГО.
Согласно отзыву со стороны Госавтоинспекции, в ведомстве не против предложенных изменений. Кроме того, согласно письму за подписью главы ведомства Михаила Черникова (есть в распоряжении Autonews.ru), в Госавтоинспекции готовы начать оформлять первые постановления за отсутствие полисов ОСАГО. Но для этого сначала:
- нужно принять поправки в КоАП и прописать периодичность оформления штрафов;
- нужно устранить список проблем при проведении фиксации.
«Фиксация работающими дорожными камерами неисполнения участниками дорожного движения обязанности по страхованию гражданской ответственности владельца транспортного средства возможна после принятия соответствующего федерального закона и устранения всех проблемных вопросов, обозначенных на совместном совещании 17 мая 2024 года», — сказали в ГИБДД.
Autonews.ru направил дополнительный запрос в МВД России.
Cами производители и операторы дорожных камер технических сложностей при запуске фиксации машин без ОСАГО не видят. Об этом, в частности, Autonews.ru рассказали в ГК «Урбантех» (компания внедряет и обслуживает системы фотовидеофиксации в ряде регионов России).
«Вопрос не в камерах, конечно, а скорее во взаимодействии РСА и МВД. С технической стороны — это простая задача для систем фотовидеофиксации. Комплексу для этого необходимо лишь распознать государственный регистрационный знак транспортного средства и передать эту информацию в базу. Все комплексы фотовидеофиксации умеют идентифицировать госномера по умолчанию, точность распознавания очень высокая», — сообщили в ГК «Урбантех».
Там добавили, что с внедрением федеральной системы «Паутина», в которой и находятся все необходимые данные, проверять наличие страхового полиса можно будет на территории всей страны, а не только в том субъекте России, где зарегистрирован автомобиль.
В свою очередь, эксперт по комплексам автофиксации Григорий Шухман отметил, что вопрос запуска фиксации ОСАГО связан с нагрузкой на базу данных и ее корректностью.
«Поскольку это будет дополнительно ложиться на сотрудников ГИБДД в ЦАФАПах, которых больше не станет, а работы добавится. И в случае ошибок все проблемы также будут сыпаться на ГИБДД. Поэтому, чтобы не перегружать базу запросами, и планируются проверять ОСАГО только при фиксации других нарушений», — добавил специалист.
Когда должны запустить фиксацию полисов ОСАГО
Как рассказали Autonews.ru в РСА, Банк России отправил на имя вице-премьера Марата Хуснуллина решение рабочей группы с основными принципами для запуска пилотного проекта:
- проверка полисов ОСАГО только в случаях, когда такое правонарушение является попутным;
- необходимость внесения изменений в статью 12.37 КоАП об оформлении штрафов не чаще одного раза в сутки;
- обеспечение запуска проекта со стороны МВД России не позднее 6 месяцев после внесения упомянутых выше изменений в КоАП (при этом, согласно письму, «не выявлено иных препятствий для реализации проекта»).
Почему страховщики спешат с запуском фиксации
Как предупредили в РСА, если у виновника ДТП не окажется ОСАГО, получить от него компенсацию за поврежденное имущество и вред здоровью возможно только через суд.
«Заложниками складывающейся негативной ситуации становятся законопослушные автовладельцы, которые не могут воспользоваться защитой обязательной системы страхования ответственности, при этом вынуждены тратить собственное время и деньги на судебные процессы», — предупредили в РСА.
При этом, по мнению страховщиков, от приобретения полиса, скорее всего, отказываются наиболее «аварийные» водители, цена для которых будет высокой. То есть проникновение ОСАГО снижается в первую очередь в наиболее рисковом сегменте.
Штраф за поездки без ОСАГО хотят поднять до 5000 рублей
Ранее в РСА уже говорили о необходимости поднять штраф до 5000 руб. Пока страховщики предпочли в своих обращениях в профильные ведомства об этой инициативе не напоминать. Однако ранее в Минфине такую идею уже поддержали: об этом в 2023 году говорил замминистра финансов Алексей Моисеев. На совещании в Совете Федерации по теме «ОСАГО: баланс интересов страховых организаций и владельцев транспортных средств», он заявил, что наказание за такое нарушение должно быть соразмерным вине водителя.
«Штраф должен быть не менее 5 тыс. руб. И с позиции судов это не должно быть длящимся нарушением — как минимум каждый день он должен получать штраф», — говорил Моисеев.