Lada Vesta в Белоруссии стоит дешевле. Как это возможно
Стоимость одних и тех же моделей Lada, представленных у официальных дилеров отечественной марки в Белоруссии и в России, может разниться на десятки или даже сотни тысяч рублей. Корреспондент Autonews.ru связался с белорусскими дилерами и попытался купить машину в соседней стране. Обзвон подтвердил, что разница действительно есть и она порой по-настоящему огромна. Однако на деле при покупке автомобиля в соседней стране значительно сэкономить не получится. Разбираемся, почему так происходит.
Одинаковые Lada по разной цене
В Белоруссии официально представлен далеко не весь модельный ряд российской Lada, однако абсолютно все машины продаются дешевле, чем в России. При этом их цена фиксированная для всех дилерских центров и не отличается от заявленной на официальном белорусском сайте. Скидки также предоставляются безвозмездно — не на условиях кредитования и трейд-ин.
Цены в России и в Белоруссии
Autonews.ru сравнил стоимость одних и тех же машин, ориентируясь на официальные прайсы российского производителя и белорусских дилеров. Для удобства цены переведены на российские рубли по актуальному курсу на момент написания статьи.
Lada Granta в соседней стране предлагается в кузове лифтбэк, который в России высоким спросом не пользуется. Приобрести такой автомобиль в базовом исполнении в России можно по цене от 1 022 000 руб., в то время как в Белоруссии — от 929 552 руб., на 92 448 руб. дешевле. По комплектации Comfort разница в цене составляет 103 553 руб. — порядка 10%.
По Lada Vesta разница в стоимости еще выше. Седан в комплектации Comfort в соседней стране стоит на 282 724 руб. меньше. Его можно приобрести не за 1 513 900, а за 1 231 176 руб. Универсал в такой же комплектации стоит в Белоруссии на 396 272 руб. меньше — не 1 643 900, а 1 247 628 российских рублей. Vesta SW Cross в комплектации Life у нас оценивается в 1 853 900 руб., а в Белоруссии — в 1 493 708 руб.: на 360 192 руб. меньше.
Минимальные отличия в стоимости наблюдаются по модели Niva Legend 3D, представленной на белорусском рынке в двух исполнениях — Classic и Luxe AC. В обоих случаях речь идет о скидке для местного рынка в 54 840 российских рублей: Classic предлагается не за 1 009 070 руб., как у нас, а за 954 230, а Luxe AC — за 1 047 459 руб. вместо 1 102 300.
Представлена и модель Largus, выпуск которой недавно возобновился в Ижевске. Правда, в наличии универсалов пока нет. Заявленная стоимость комплектации Comfort — 1 431 344 российских рубля. Для сравнения, у нас базовая стоимость «Ларгусов» — не ниже 1 660 000 руб., на 228 656 руб. больше.
Модель | Цена в РБ, руб. | Цена в РФ, руб. | Разница, руб. |
Granta Liftback Special Edition (в России не представлена) | 929 552 | От 1 022 000 (указана начальная цена модели) | 92 448 |
Granta Liftback Comfort | 978 447 | 1 082 000 | 103 553 |
Vesta Sedan Comfort | 1 231 176 | 1 513 900 | 282 724 |
Vesta SW Comfort | 1 247 628 | 1 643 900 | 396 272 |
Vesta SW Cross Life | 1 493 708 | 1 853 900 | 360 192 |
Niva Legend 3D Classic | 954 230 | 1 009 070 | 54 840 |
Niva Legend 3D Luxe AC | 1 047 459 | 1 102 300 | 54 840 |
Largus Comfort | 1 431 344 | От 1 660 000 | 228 656 |
Почему в Белоруссии дешевле
С точки зрения обычного покупателя, завышение цен на Lada в России выглядит как минимум странным. Однако, по словам вице-президента «Национального автомобильного союза» (НАС) Яна Хайцеэра, этому есть простое и логичное объяснение: белорусский рынок намного более конкурентный, чем российский. «АвтоВАЗу» приходится идти на значительные уступки, чтобы привлечь покупателей. На внутреннем рынке ситуация принципиально иная.
«Для «АвтоВАЗа» белорусский покупатель — очень важный клиент, и он борется за место на рынке там, — уточнил эксперт, — Разница ощутимая: она может достигать 300–400 тыс. руб.».
По словам специалиста, основными конкурентами Lada в Белоруссии выступают подержанные иномарки, коих по-прежнему ввозится большое количество. Эти автомобили при сопоставимой цене обладают лучшими потребительскими свойствами, при этом починить их можно дешево.
«Надо понимать, что утилизационного сбора, как у нас, в Белоруссии нет, льготная таможня — есть, когда дается 50-процентная скидка на оплату ввозных пошлин на льготника. Этой схемой пользуются и российские перегонщики, и сами белорусы при ввозе иномарок. Именно с ними приходится конкурировать. Таким образом, цены разные», — конкретизировал Хайцеэр. — Сильный ход — заманить клиента ценой, чтобы получать больше потребителей и конкурировать с автохламом из Европы, который белорусам дешево чинить».
В пресс-службе АвтоВАЗа, куда редакция Autonews.ru обратилась за комментарием касательно ценообразования на российском и белорусском рынках, к моменту публикации на запрос ответили. Представитель официального белорусского дилерского центра Lada также затруднился с ответом на вопрос, почему аналогичные машины в России стоят значительно дороже.
Можно ли купить в Белоруссии Lada и сэкономить
В беседе с корреспондентом Autonews.ru, который представился как покупатель, менеджер белорусского дилерского центра Lada подтвердил, что покупка автомобиля возможна как гражданином Белоруссии, так и россиянином — по цене, указанной на официальном сайте. Никакой разницы в этом плане нет, однако сэкономить все равно не получится.
«Купить можно, но вы не поставите автомобиль на учет, потому что мы готовим документы именно для белорусской ГАИ. Вам нужно будет оплачивать утилизационный сбор, причем значительную сумму, что подпортит малину», — конкретизировал он.
Отметим, что в настоящее время утильсбор при ввозе автомобиля в Россию с мотором объемом 1–2 л составляет 306 тыс. руб. После изменений, которые заработали с 1 апреля 2024 года, по словам перевозчиков, даже за автомобили, которые приходят из ЕАЭС, приходится доплачивать так называемый дополнительный утильсбор, которые нивелирует положенные в едином таможенном пространстве льготы.
А вот гарантия на машину сохраняется вне зависимости от страны покупки и регистрации: по словам продавца, можно обслуживаться у российского дилера.
Напомнил об особенностях оформления и Ян Хайцеэр. По его словам, 300 тыс. — огромная разница и колоссальные деньги для любого жителя нашей страны, однако при ввозе Lada из Белоруссии придется оформить СБКТС, оплатить утилизационный сбор и прочие налоги. Дополнительные расходы съедят разницу в цене.
По словам белорусского автоперегонщика Руслана Кривоноса, «теоретически при ввозе машин из Белоруссии лазейка существует». По словам собеседника, ей продолжают пользоваться при реэкспорте машин, произведенных в России. Однако многое зависит от того, какие именно документы готовит белорусский дилер. Если машина была произведена в России, ввезена в Белоруссию и на нее в России есть действующий электронный ПТС, машина ставится на российский учет без сверхдоплат — за 15 тыс. руб. Если нет, приходится платить утильсбор и акциз.
Приобрести машину на белорусского родственника, поставить ее на местный учет, а затем пользоваться по доверенности в России проблематично. По словам специалистов, в этом случае играет роль даже степень родства.
«Вы должны получить вид на жительство в Белоруссии, и тогда сможете ездить на этой машине здесь. Вы не можете ездить на иностранных номерах», — добавил Хайцеэр.
Что касается НДС, то он в России и в Белоруссии одинаковый. При покупке автомобиля физлицом его можно заплатить в любой из стран. Если же машина покупается юрлицом, налог оплачивается уже при ввозе в Россию.
Региональные особенности
По словам экспертов, немалую роль в ценообразовании Lada играют региональные особенности. Белорусский рынок больше похож на европейский: немалое количество белорусов купит старый VW Passat вместо новых Lada Granta или Vesta. Кроме того, местные жители предпочитают седанам практичные универсалы. Это не оказывает прямого влияния на стоимость Lada, но помогает «АвтоВАЗу» разграничивать рынки.
«Неприятно наблюдать, обидно. Наверняка спрос в России можно было еще увеличить, но и так покупают. При этом «АвтоВАЗ» — основной лоббист повышения утильсбора», — напомнил Ян Хайцеэр.
При этом он напомнил, что утильсбор не оказывает прямого влияния на ценообразование компании в России, поскольку «АвтоВАЗ» получает за него полную компенсацию в рамках субсидий. Что касается других производителей, которые не приняли решения о локализации в России, то им приходится включать утильсбор в цену своих автомобилей.