Как прокачать гидравлический домкрат в домашних условиях: инструкция
Что такое гидравлический домкрат
Гидравлический домкрат — это устройство для подъема (поддомкрачивания) грузов с помощью давления жидкости в рабочем гидроцилиндре.
В отличие от механического домкрата, гидравлический требует регулярного обслуживания. В идеале в эту процедуру входит ревизия и замена, при необходимости, всех уплотнений, но пока домкрат работает, обычно этого никто не делает. А вот менять масло, хотя бы раз в пару-тройку лет (если устройство используется еженедельно и чаще), настоятельно рекомендуется. Параллельно этой процедуре домкрат придется прокачивать — то есть, удалять попавшие в систему излишки воздуха и рабочей жидкости. Как это сделать самостоятельно, будет рассказано далее, но сначала несколько слов о том, какие вообще бывают гидродомкраты и чем они различаются.
Гидравлический домкрат: устройство и принцип работы (для всех типов)
Как уже было сказано, в качестве рабочей жидкости для подъемного цилиндра выступает специальное гидравлическое масло. А созданием необходимого для выдвижения поршня давления внутри цилиндра занимается плунжер, напрямую соединенный с рычагом, который перемещает оператор. Плунжер имеет систему пружинно-шариковых клапанов, которые направляют генерируемое давление в цилиндр, когда груз нужно поднять. Либо в другом направлении — когда оператор откручивает запорный клапан для опускания домкрата. Тогда масло стравливается обратно из полости цилиндра в резервуар. Общая принципиальная схема гидравлического домкрата приведена ниже.
Типы гидравлических домкратов
При одинаковом принципе работы, внешние исполнения гидродомкратов могут отличаться в зависимости от предназначения. Рассмотрим два основных типа, используемых в ремонте и обслуживании автомобилей.
Бутылочный домкрат
Свое название устройство получило за характерную форму вертикально установленного гидроцилиндра — иллюстрация выше. В таком домкрате поршень выдвигается строго вертикально, при этом вертикальную компоновку имеет и нагнетательный плунжер.
К плюсам подобного типа относится компактность и небольшой вес (относительно подкатных). Основной минус также известен: бутылочный домкрат может поднимать груз строго по-вертикали, без отклонения вектора перемещения груза в какую-либо сторону. Для большинства автомобилей это может оказаться неприемлемо. Например, в процессе классического варианта подъема за поддомкратник порога точка контакта с поршнем будет отклоняться по мере выдвижения поршня. А так как бутылочная конструкция имеет неподвижную опорную платформу, смещение верхней точки контакта повлечет неустойчивость и нижней: платформа будет отрываться от земли одним краем. Это влечет неустойчивость всей конструкции и опасность срыва. Поэтому специализация бутылочных домкратов — либо вертикальные перемещения без отклонений вектора вообще (в идеале), либо с минимальным отклонением такового. Пример — поддомкрачивание внедорожника за мост, где высота подъема невелика, а угол отклонения минимален.
Подкатной домкрат
Отличается от бутылочного возможностью перемещения — собственно подката — на колесиках под поднимаемый груз. При этом гидроцилиндр ориентирован параллельно земле. При работе, выдвигаясь, он приводит в движение систему рычагов, которая поднимает несущий упор с расположенным на нем грузом. На мощных моделях может быть два плунжера.
Важно понимать ключевое эксплуатационное отличие подкатного домкрата от бутылочного: в процессе поднятия груза каретка (основание домкрата) сама подъезжает под точку поддомкрачивания. Таким образом, сохраняется устойчивость и домкрата и груза, что повышает безопасность работ. В автосервисах, шиномонтажах и просто автолюбителями, которые занимаются обслуживанием и ремонтом регулярно, используются только подкатные домкраты.
Как прокачать подкатной и бутылочный гидравлический домкрат
Алгоритм прокачки (т.е., удаления лишнего воздуха и масла) будет аналогичен для обоих типов гидродомкратов. С той лишь разницей, что ввиду отличий в расположении гидроцилиндра, в процессе прокачки бутылочного и подкатного нужно по-разному ориентировать их в пространстве. Эти и прочие моменты всегда описаны в паспорте-инструкции, который идет в комплекте с домкратом, и в первую очередь необходимо руководствоваться ими. Далее мы опишем лишь общий принцип прокачки любого гидравлического домкрата, для понимания сути процедуры.
В приведенном ниже алгоритме подразумевается замена масла с последующей прокачкой.
- Найти на корпусе цилиндра заливную (она же сливная) пробку-заглушку. Как правило, она резиновая и находится посередине или ближе к верхней части цилиндра. Откупорить ее и слить старое масло. Важно удалить его из контура по максимуму: для этого надо изменять положение домкрата, чтобы масло поступало к пробке из всех внутренних полостей. При этом перепускной клапан (которым регулируется скорость опускания домкрата) должен быть открыт. В процессе слива также рекомендуется поработать плунжером.
- Выполнить промывочную прокачку. Для этого залить в домкрат специальное промывочное масло или керосин, затем закрыть пробку и несколько раз поработать плунжером и клапаном, имитируя работу устройства. Слить промывку.
- Залить новое масло, предварительно полностью выдвинув поршень, открыв клапан и подняв шток плунжера. Заливку осуществлять в несколько этапов, периодически немного меняя положение домкрата, чтобы масло лучше растеклось по контуру.
- Прокачать контур домкрата путем удаления излишков воздуха и масла. Для этого привести устройство в штатное рабочее положение и несколько раз сымитировать различные режимы работы с помощью небольшого груза — гиря, кирпич и т.п. При этом пробка должна быть открыта, а масло должно постоянно доливаться до необходимого уровня (см. паспорт-инструкцию). После того, как уровень масла станет соответствовать требуемому в инструкции, закрыть пробку. Домкрат готов к работе.
Еще раз оговоримся, что описанная последовательность прокачки гидравлического домкрата является обобщающей. Перед началом работы необходимо ознакомиться с руководством к конкретной модели и следовать именно ему.
Читайте также:
Что такое ВУТ, для чего он служит, принципы работы, устройство
Что такое остаток протектора шин и как его определить
Что такое маховик и для чего он нужен. Устройство и неисправности
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки
Как проверить стартер на работоспособность в домашних условиях