«Главные партнеры — из Китая». Автодилеры оценили эффект от новых санкций
Последствия новых санкций со стороны США и Великобритании в отношении Мосбиржи и потенциальные проблемы с покупкой иностранной валюты для ввоза и продаж автомобилей оценили дилеры и аналитики после первого рабочего дня под ограничениями. Продавцы признались, что колебания курса неизбежно приведут к росту цен, а эксперты в области санкций указали на дополнительные риски. К чему готовиться тем, кто задумался о покупке автомобиля.
Цены на автомобили привязаны к курсу валют
О том, что стоимость новых автомобилей и особенно моделей, пасоставляемых по параллельному импорту, напрямую зависит от курса рубля, прокомментировал Autonews.ru директор департамента продаж новых автомобилей сети «РОЛЬФ» Николай Иванов. Если раньше курс определяли на бирже, то теперь разница будет лишь в том, что Центробанк будет устанавливать внебиржевой курс, исходя из спроса и предложения. Пока, считает Иванов, ситуация далека от драматичной, но что будет с рублем в долгосрочной перспективе, пока вопрос.
«Есть говорить о курсе, который устанавливает теперь уже не биржа, а ЦБ, то ничего страшного не произошло (по курсу на 14 июля евро стоит 95,7 руб., доллар 89 руб. — РБК). А спрэд между покупкой и продажей, которые мы видели на днях — лишь желание мелких банков в моменте поспекулировать на продаже валюты. Говорить о долгосрочной перспективе рубля пока сложно», — сказал эксперт.
Иванов отметил, что на цены теперь будет влиять внебиржевой курс и каких-либо предпосылок для снижения цен на автомобили он не видит.
«Если курсы валют на внебержевом рыкне будут расти, эффект мы увидим сразу с небольшими отличиями. В случае официальных поставок автомобилей импортеры хеджириют валютные риски и постепенно поднимают цены ввиду обязательств по объемам продаж. Но слишком резкое поднятие цены приведет к снижению объема реализации продукции. В случае же параллельного импорта реакция будет быстрее: если курс скакнет и рубль обвалится, последует резкий рост цен», — пояснил топ-менеджер.
Представитель дилерского сообщества успокоил тех, кто опасается, что их автомобили зависнут из-за замороженных переводов контрагентам. Правда, это главным образом относится к машинам из Китая.
«При расчетах с контрагентами мы проблем не ожидаем. Основной пул автомобилей закупается в Китае, и расчеты происходят через юань, они практически не завязаны на евро и долларе США. Сделки не зависают», — заверил Иванов.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов уверен, что автомобили и запчасти могут значительно подорожать из-за опасений партнеров российских компаний попасть под вторичные санкции.
«Пока точные последствия прекращения торгов валютой в России сложно предсказать. Однако очевидно, что это может негативно отразиться на экспорте и импорте, в том числе автомобилей и комплектующих для них. Например, из-за риска деградации валютных транзакций с КНР существует вероятность ограничений и на поставки техники и запчастей в связи с опасениями вторичных санкций», — пояснил Тузов.
Аналогичная ситуация может произойти и в отношениях с другими дружественными странами, через территорию которых осуществлялся параллельный импорт автомобилей и комплектующих.
«Таким образом, их поставки могут сократиться на 10-25%, а автомобили и запчасти — подорожать в несколько раз. Например, жители Дальнего Востока уже столкнулись с тем, что санкции в отношении Мосбиржи и НКЦ стали причиной роста цен на авто на 100-200 тыс. руб.», — сообщил Autonews.ru Тузов.
Авторынок в стороне от санкций
Санкции в отношении Мосбиржи, НКЦ и НРД не окажут непосредственного влияния на авторынок, считает юрист практики санкционного права и комплаенса NSP Глеб Бойко. Он уточнил, что поставщики не используют эти площадки для расчетов, непосредственно связанных с импортом автомобилей и автозапчастей. Хотя отдельные поставщики и участники отрасли могли приобретать валюту на валютных торгах на Мосбирже, а теперь валюту недружественных стран придется приобретать иным способом: в российских несанкционных банках, в иностранных банках и так далее.
По словам Бойко, для участников автомобильного рынка гораздо более серьезной проблемой является последовательная борьба западных юрисдикций с обходом санкций и экспортного контроля.
«Дело в том, что многие автозапчасти могут являться товарами, подлежащими экспортному контролю в западных юрисдикциях. А сейчас поставка таких товаров в Россию запрещена без лицензии соответствующего западного регулятора», — отметил он.
Пока риски, по его мнению, не слишком высоки: западные юрисдикции не борются именно с участниками автомобильного рынка. Сейчас они более сосредоточены на введении санкций и уголовном преследовании поставщиков продукции для ВПК и микроэлектроники.
«Но не исключено, что в определенный момент могут обратить внимание и на участников автомобильного рынка», — выразил опасение эксперт.
Вильгельмина Шавшина, партнер группы компаний Б1, руководитель группы услуг по таможенному регулированию и международной торговле заявила: к тому, что биржевая торговля долларами США и евро в один момент будет прекращена, рынок готовился еще с 2022 года. Однако существует рабочий внебиржевой рыночный механизм определения курса валюты, который в дальнейшем позволит осуществлять покупку и продажу долларов и евро.
«Очевидно, что курс данных валют в ближайшем будущем увеличится. И уже увеличился. И экономический эффект от данного роста мы увидим уже в ближайшие недели», — сказала в беседе с Autonews.ru эксперт.
Шавшина также подтвердила, что основной российский импорт автомобилей и деталей в Россию приходится на Китай. А с китайскими контрагентами многие импортеры уже давно перешли на операции в юанях. И, самое важное, проводить такие платежи возможно даже через те банки, которые находятся под санкциями.
«По моему мнению, санкции против Мосбиржи в большей степени затронут компании, до настоящего времени продолжающие вести бизнес в «недружественных» валютах, — отметила Шавшина. — Однако определенный негативный эффект почувствуют практически все импортеры, поскольку, с высокой степенью вероятности, в большую сторону изменятся курсы многих валют, включая юань. В конечном итоге это приведет к увеличению цен на импортные товары, в том числе на запчасти и автомобили».
В заключение она отметила, что системе потребуется некоторое время на перестройку, после которой расчеты с контрагентами даже из недружественных стран вернутся в прежнее русло, возможно, в несколько измененном виде.
Эффект даст знать о себе позже
Изменение порядка расчетов в валюте и рост расходов на такие операции может привести к росту расходов компаний, работающих на автомобильном рынке, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Это грозит увеличением стоимости их услуг. Например, отразится на цене автомобилей и запасных частей, стоимости обслуживания, расходных материалов и так далее. По его прогнозам, компаниям потребуется несколько месяцев, чтобы адаптироваться, поэтому рост цен на автомобильном рынке может произойти осенью.