Параллельный импорт автомобилей продлили на 2025 год. Что можно ввозить
Решение о продлении принято
Информацию о решении правительства продлить действие параллельного импорта на 2025 год озвучил в ходе ПМЭФ первый вице-премьер России Денис Мантуров. Чиновник подчеркнул, что перечень товаров, которые разрешено ввозить по параллельному импорту, подлежит новому пересмотру — сократится. Урезать могут в том числе список товаров автопрома. По мере появления на рынке отечественной продукции нужного качества в необходимых объемах возможности параллельного импорта будут сужаться.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в одном лишь мае в Россию по схеме параллельного импорта ввезли 6862 машины. Ранее, в январе 2024 года, порядка 13% из всех регистраций новых транспортных средств (из 87 359 ед.) приходились на «параллельные» автомобили. После изменения правил ввоза с 1 апреля 2024 года возникла необходимость доплачивать сборы, поэтому от поставок части моделей пришлось отказаться: исчез экономический смысл ввозить машины, официально представленные у дилеров. Однако схема продолжает работать: по ней в Россию поставляют преимущественно модели японских, корейских, европейских и американских марок.
Что такое параллельный импорт
Под параллельным импортом понимается процедура ввоза юридическими лицами оригинальных иностранных товаров без согласия на то правообладателей, ранее зарегистрировавших свой бренд в Российской Федерации. Схема распространяется в том числе на автомобили. Ввоз в страну машин физическими лицами для личного пользования параллельным импортом не считается.
Параллельный импорт автомобилей регламентирован постановлением № 506 от 29.03.2022. В периодически пополняемом списке, утвержденном приказом Минпромторга № 2701 от 21.07.2023, содержится перечень марок автомобилей, разрешенных к ввозу по схеме параллельного импорта. При официальном возвращении в страну зарубежного бренда-правообладателя он исключается из перечня. Китайские марки, имеющие в России свои представительства, в данный список не входят и компании не имеют права ввозить их официально при оформлении на юрлиц.
Какие машины доступны по параллельному импорту
В соответствии с редакцией от 16.01.2024 приказа Минпромторга № 2701, в Россию разрешен параллельный ввоз легковых автомобилей следующих марок:
- Acura,
- Alfa Romeo,
- Aston Martin,
- Audi,
- Bentley,
- BMW,
- Bugatti,
- Cadillac,
- Chevrolet,
- Chrysler,
- Daewoo,
- Daihatsu,
- Daimler,
- Datsun,
- Dodge,
- Ferrari,
- FIAT,
- GMC,
- Honda,
- Hummer,
- Infiniti,
- Jaguar,
- Jeep,
- Lamborghini,
- Land Rover,
- Lexus,
- Lincoln,
- Maserati,
- Maybach,
- Mercedes-Benz,
- MINI,
- Mitsubishi,
- Nissan,
- Porsche,
- Rolls-Royce,
- Rover,
- Saab,
- SEAT,
- Skoda,
- Smart,
- Subaru,
- Suzuki,
- Tesla,
- Toyota,
- Volkswagen,
- Volvo.
Новый глава Минпромторга Антон Алиханов подтвердил, что ведомство выступает за сокращение перечня товаров, доступных к ввозу по параллельному импорту. Исключение из списка грозит примерно 600 позициям. В их числе могут оказаться автомобили.
Опрошенные Autonews.ru эксперты считают, что список точно будет пересматриваться. В частности, вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр указал на необходимость актуализации перечня машин, доступных к ввозу по параллельному импорту. К примеру, в нем присутствуют марки Rover и Saab, давно не выпускающие автомобили, но отсутствуют модели, потребность в которых у покупателей высока.
«Есть некоторые [модели], которые просто не попали в список. Почему-то в списке есть Nissan Patrol, а Nissan Patrol Super Safari — его нету. В некоторых количествах эти машины привозят в Россию. Или Toyota Land Cruiser 70 — их тоже привозят для определенных целей. Это случайность, которую нужно исправить», — конкретизировал специалист.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов также считает, что объемы и перечень товаров, импортируемых в страну, будут сужаться. Это коснется автомобилей. По словам специалиста, самыми востребованными «параллельными» моделями в первом квартале 2024 года стали:
- Li Xiang (15% импорта);
- Toyota (10%);
- Hyundai и Kia (8% и 7%).
В премиальном сегменте чаще всего завозили:
- Audi,
- BMW,
- Mercedes-Benz,
- Volvo,
- Jaguar
- Land Rover
- Porsche,
- Lamborghini,
- Ferrari,
- Maybach.
Стоимость таких машин значительно превышает стоимость машин-конкурентов, поставляемых официально. Популярными стали непривычные для России модели: Skoda Kodiaq GT, Hyundai Bayon, BMW 5 G60 и ряд других. Но все большее число официальных представителей авторетейла отказываются от ввоза «европейцев» и «японцев».
Тузов напомнил, что ряд марок уже запрещено ввозить по параллельному импорту. В их числе Voyah, Tank и Chery. «При сокращении перечня ввозимых в Россию товаров без согласия производителя список таких автомобилей будет расширяться», — конкретизировал эксперт.
Что с «китайцами»
Ввоз юрлицами по параллельному импорту китайских машин, официально представленных в России, уже сейчас законодательно запрещен.
Согласно официальным данным, в России работают в том числе следующие автобренды:
- Chery
- Changan
- Exceed
- Geely
- Haval
- JAC
- Jetour
- Omoda
- FAW
- Tank
- Great Wall
- Kaiyi
- Dongfeng
- Voyah
- GAC.
Если раньше такие автомобили попадали в страну обходными путями — через Киргизию, Армению и Казахстан, — то теперь, по словам автоэксперта, вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, сохранилась только схема с Белоруссией. «Китайцев», которые завозят различными путями не через официальных дилеров, уже становится меньше: «Раньше все они ехали через Киргизию, сейчас Киргизия закрылась, и их стало везти невыгодно и неинтересно».
При этом, согласно логике Минпромторга, машины китайских брендов, которые в России официально не представлены, ввозить по параллельному импорту не запрещено. Например: Zeekr; Lixian; Lynk&Co; Nio; Polar; Avatr; Li Auto. Проверить, есть ли запрет на ввоз в Россию товара того или иного бренда без разрешения его правообладателя, позволяет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, ведением которого занимается Федеральная таможенная служба (ФТС). При наличии наименования в этой базе ввоз товара возможен лишь в частном порядке физическим лицом.
Чего ждать от параллельного импорта в 2025 году
Опрошенные Autonews.ru специалисты считают, что параллельный импорт автомобилей в 2025 году сохранится. На то есть ряд причин.
Данная схема, по словам Алексея Тузова, способствует насыщению отечественного авторынка и расширению ассортимента. В частности, в первом квартале 2024 года число японских и корейских машин, поставленных по этой схеме, составило 12% от общего числа импортированных, а из Китая приехал каждый четвертый автомобиль.
Вместе с тем специалист отметил, что заградительные меры для импорта автомобилей в Россию, а также запрет некоторых стран на ввоз определенных машин и постепенное снижение объемов использования параллельной схемы могут отразиться на числе предложений у дилеров. В частности, в апреле 2024 года продажи таких автомобилей уже сократились на 4% по сравнению с мартом текущего года, и на 5% — к февралю.
Ян Хайцеэр напомнил о существовании стратегии развития автопрома до 2035 года, в соответствии с которой количество продаваемых автомобилей должно быть равно количеству выпускаемых машин. Он также выразил уверенность, что машины, которые ввозятся в страну сейчас, не будут конкурировать с теми, которые, возможно, будут выпускаться.
«У нас есть ряд моделей, которые мы завозим, и они никак существенно не влияют на производство автомобилей внутри страны. Они в какой-то степени насыщают (рынок. — Autonews.ru). Эти машины нужны многим, и в том числе некоторое количество коммерческого транспорта, который точно так же привозится по параллельному импорту, поэтому, мне кажется, государство эту возможность оставит», — заключил специалист.
Антон Шапарин назвал анонсированное решение о продлении параллельного импорта на 2025 год позитивной новостью, поскольку это единственный канал, по которому санкционные товары, в том числе автомобили и запчасти, попадают в Россию.
«Параллельный импорт — это, конечно, очень дорого. Это растаможка, это утилизационный сбор, но это все-таки возможность», — конкретизировал эксперт.
Он подчеркнул, что потенциал для поставок сохраняется у продукции всех автобрендов, не представленных в России официально.
Autonews.ru направил в Минпромторг запрос о возможности сокращения или расширения перечня автомобилей, поставляемых по параллельному импорту в 2025 году.
Перегонщики назвали самые популярные для ввоза автомобили после 1 апреля
«Аннулируют ЭПТС». Чем грозит покупка автомобиля у льготника из Белорусии
Как пригнать и продать автомобиль из Китая самому. Личный опыт
Аналитики назвали самые популярные машины с пробегом для ввоза в Россию