Виды и типы мотоциклов: какие бывают и как называются
Первый мотоцикл выехал на дороги в 1885 году. Разработка немецких инженеров Готлиба Даймлера и Вильгельма Майбаха напоминала деревянный велосипед с мотором, но именно она стала основой для современного многообразия мототехники [1]. За 139 лет появились мотоциклы для повседневной езды, скоростных заездов, дальних путешествий по асфальту и гонок по бездорожью. Autonews.ru рассказывает, какие бывают мотоциклы и чем они отличаются.
Классификация мотоциклов
Мотоциклы можно разделить по многим критериям: весу, объему двигателя, типу трансмиссии. Мы используем классификацию по назначению, чтобы было понятнее, для чего использовать ту или иную модель.
- Дорожные — эти мотоциклы предназначены для передвижения по ровным дорогам. Их используют для того, чтобы спокойно добраться из точки А в точку Б.
- Спортивные байки сконструированы для езды на высоких скоростях. Обладают быстрым разгоном и могут ехать на скорости 280–300 км/ч.
- Внедорожные мотоциклы отличаются повышенной проходимостью. Порой они могут проехать там, где трудно даже пройти пешком.
В японской классификации принято выделять еще мотоциклы двойного назначения, которые совмещают особенности различных моделей. Во времена СССР существовал раздел мототехники специального назначения, ее использовали работники различных служб. Например, скорая помощь или пожарные.
Типы дорожных мотоциклов
Дорожные мотоциклы еще называют классическими, так как они рассчитаны на повседневную езду на короткие и дальние расстояния. В зависимости от моделей на них устанавливают двигатели объемом от 50 до 2000 куб. см, а иногда даже больше. В среднем такой байк весит около 200 кг. Главная особенность дорожных мотоциклов — прямая посадка, максимально комфортная для длительной езды.
Нейкеды
Naked переводится с английского языка как «голый». У нейкедов отсутствуют обтекатели, закрывающие двигатель и раму. Положение водителя вертикальное с небольшим наклоном вперед, нечто среднее между классикой и спортивной посадкой, хотя для нейкедов характерна небольшая скорость.
Из-за отсутствия пластиковых элементов снижена вероятность разбить обтекатели при падении, к тому же у владельца всегда есть беспрепятственный доступ к двигателю. Из-за универсальности и неприхотливости в обслуживании нейкеды рекомендуют для города, в особенности начинающим мотоциклистам.
Бобберы
На бобберах отсутствуют любые элементы, которые не связаны с движением (кроме седла). Такие мотоциклы стали использовать в 1930–40-х годах для гонок, поэтому сейчас они выглядят олдскульно. Их конструировали как гоночные мотоциклы на каждый день, поэтому у них комфортная посадка.
У таких мотоциклов нет переднего крыла, а заднее укорочено, рама типа хардтейл (без задней подвески), единственное седло напоминает велосипедное. Бобберы изготавливают на заказ, поэтому их относят к категории мотоциклов-кастомов.
Кафе-рейсеры
Кафе-рейсеры появились в 50-х годах прошлого века в Великобритании. Молодые люди, которые хотели участвовать в гонках, но не имели такой возможности, стали улучшать классические мотоциклы. В основном их использовали, чтобы гонять от кафе до кафе, отсюда и название.
Классика «кафешников» — мотоцикл Triumph Bonneville, где, в отличие от бобберов, руль заменили на клипоны, посадка на укороченном седле близка к спортивной. На волне популярности кафе-рейсеры стали выпускать мотопроизводители.
Скремблеры
Еще один вид мотоциклов, который появился благодаря энтузиастам. Скремблеры конструировали из тех же классических мотоциклов, что бобберы и «кафешники», но использовали для езды по бездорожью. У них увеличили клиренс, выхлоп перенесли выше, на колесах — внедорожная резина с агрессивным глубоким протектором, чтобы можно было двигаться по асфальту и грунту.
Круизеры
Круизеры предназначены для длительных путешествий. У них низко расположено сиденье, подножки вынесены вперед. За счет этого водитель сидит вертикально или немного откинувшись назад. На круизерах устанавливают крупные V-образные моторы, объемные бензобаки, поэтому и вес у таких моделей большой.
Круизеры обладают классическим дизайном с большим количеством хромированных элементов. Также существует разновидность — пауэр-круизеры, на которых двигатели мощнее обычных на 20 л.с. Такие модели предпочитают те, кто любит комфорт и хорошую динамику. Популярные модели круизеров: Harley Davidson и Indian.
Чопперы
Чопперами можно назвать круизеры, у которых убрали «все лишнее». Благодаря поп-культуре и яркому внешнему виду именно чопперы приходят в голову, когда вы слышите слово «байк». У этого типа мотоциклов высокий руль, длинная телескопическая вилка с большим выносом и наклоном, а также обилие хромированных деталей. Переднее колесо узкое, диаметром 20–23 дюйма, заднее — широкое, 16–20 дюймов. Бензобак каплевидной формы, небольшой вместительности.
За редким исключением, чопперы — кастомные мотоциклы, которые стилизуют по предпочтениям владельца.
Туристические
Туристические мотоциклы — одни из самых крупных и тяжелых. Их используют для длительных поездок на сотни и даже тысячи километров, поэтому топливные баки рассчитаны на большие промежутки между заправками. Водительское и пассажирское сиденья комфортные, со спинкой, спереди большое стекло и дефлекторы для защиты от ветра. В задней части мотоцикла, а также по бокам есть багажные отделения для перевозки груза. Двигатели «туристов» не рассчитаны на резкие ускорения, в них приоритет отдали снижению расхода топлива и комфортной езде.
Туристические мотоциклы нацелены на движение по трассам, нежели по городу, поэтому они не отличаются хорошей управляемостью. Некоторые модели имеют заднюю передачу, чтобы было легче маневрировать.
Спортивно-туристические
Спортивно-туристические байки сконструированы для быстрой загородной езды с управляемостью спортивных мотоциклов. Однако, в отличие от спортбайков, спортивно-туристические имеют большую массу, вместительный бензобак, более прямую посадку, руль вместо клипонов, а также возможность установить дополнительные кофры для багажа.
Как и в случае с обычными туристическими моделями, их не рекомендуют для повседневной езды по городу.
Туристические эндуро
Турэндуро — это дорожные мотоциклы с низкой массой и большими ходами подвесок, сконструированные для комфортной езды как по асфальту, так и по бездорожью. На них устанавливают мощные двигатели, у которых тяга начинается с низов. Турэндуро отличает экономичность, надежность, комфортное положение водителя как в стойке, так и сидя.
Типы спортивных мотоциклов
Единственное предназначение спортивных мотоциклов — быстрая езда. Практичность и комфорт уходят на второй план. Посадка водителя — в позе эмбриона (почти лежа), чтобы снизить сопротивление воздуха. Такая техника не подходит начинающим мотоциклистам.
Спортбайки
На спортивные мотоциклы устанавливают мощные двигатели, которые при сниженной массе машины обеспечивают максимальное ускорение. Спортбайки имеют развитую аэродинамику: обтекатели закрывают райдера, силовую установку и другие элементы, чем снижают лобовое сопротивление. Вместо привычного руля спортивные мотоциклы оснащены клипонами — конструкцией из кронштейнов и трубок, которая улучшает контроль на высоких скоростях. Важный элемент спортбайка — эффективные тормоза, способные остановить мотоцикл со скорости 200 км/ч и выше.
Владеть таким мотоциклом затратно, так как техника требовательна к качественному топливу, смазкам и состоянию резины. «Спорты» задают высокую планку умениям водителя, поэтому они не подходят новичкам.
Стритфайтеры
Стритфайтеры, или стритбайки, — это спортивные мотоциклы для города, которых отличает высокая динамика, хорошая управляемость и маневренность. Внешне стритфайтеры напоминают спортбайки, с которых сняли ветровое стекло и обтекатели. За счет отсутствия пластика меньше вероятность его сломать и всегда есть доступ ко всем агрегатам для ремонта, поэтому стритфайтеры часто используют для стантрайдинга — трюков на одном колесе. Для удобства на мотоциклы устанавливают высокий руль, благодаря чему водитель может не сгибаться.
Изначально стритфайтеры собирали энтузиасты из сломанных спортбайков, сейчас существуют стилизованные заводские модели.
Мини-мото (мини-байки)
Мини-мото — это маленькие мотоциклы, которые используют как хобби, а не средство передвижения. Первые мини-байки появились в 1960-е годы в Японии, после чего они стремительно начали набирать популярность по всему миру, а на специальных трассах стали проходить гонки.
Хоть «миники» и выглядят как игрушки, существуют модели, которые имеют соотношение масса — мощность такое же, как у спортбайков. Также есть мини-байки для детей, с двигателями на 2‒3 л. с.
Типы внедорожных мотоциклов
Внедорожные мотоциклы — техника для езды по бездорожью. Их можно использовать для туристических поездок, а также для соревнований по мотокроссу, триалу, хард-эндуро или мотофристайлу. Внедорожники отличаются большим ходом подвески и небольшим весом.
Кроссовые
Кроссовые мотоциклы предназначены для соревнований на специальных трассах. Это гоночные болиды для пересеченной местности, поэтому они лишены любых деталей, влияющих на вес: зеркал, фар, поворотников. Даже заводить мотоциклы нужно кикстартером.
У «кроссовиков» жесткая подвеска с большим ходом, позволяющая выполнять прыжки, быстро проезжать ямы и бугры. На мотоциклы устанавливают двухтактные моторы, которые дают полную отдачу на высоких оборотах. Однако такая техника имеет небольшой ресурс и требует постоянного технического обслуживания.
Эндуро
Внешне напоминают кроссовые мотоциклы, также имеют все внедорожные свойства. Однако у «эндуриков» мягче подвеска и есть компоненты, которые разрешают передвижение по дорогам общего пользования.
Хард-эндуро
Продвинутая версия эндуро. В отличие от кроссовых мотоциклов, на них покоряют не только грунтовые трассы, но и более серьезные препятствия: камни, бревна, грязь. Двух- и четырехтактные двигатели эффективны, начиная с низких оборотов.
Триальные мотоциклы
Небольшие мотоциклы, которые используют для преодоления самых сложных препятствий, поэтому раму делают из легкой стали, подвеска максимально мягкая, двигатель «взрывной»: имеет тягу с самых низов и быстро «раскручивается» до нужных оборотов. На триальных мотоциклах нельзя передвигаться по дорогам общего пользования, так как у них нет сиденья и электроники.
Комментарии эксперта
Александр Марцевич, генеральный директор «Моторинг Спортс Групп»
По каким основным критериям стоит выбирать мотоцикл?
В первую очередь нужно определиться с типом или классом мотоцикла, которые, в свою очередь, зависят от места, где технику будут эксплуатировать. Если очень грубо, то техника бывает дорожная и внедорожная, то есть предназначенная для езды по дорогам с твердым покрытием или вне дорог: грунт, песок, леса, поля или специализированные внедорожные трассы. «Асфальтовые» мотоциклы условно можно разделить на дорожники/нейкеды — это привычный, хорошо знакомый всем тип мотоцикла, без обилия пластиковых обтекателей, максимально удобный для каждодневной городской эксплуатации; спортивные — мотоциклы, в первую очередь предназначенные для езды по специализированным шоссейно-кольцевым трассам, но допущенные для дорог общего пользования. Есть еще туристические мотоциклы — как правило, с большими объемными двигателями, развитыми обтекателями, багажными емкостями и большим весом. Чопперы и круизеры — мотоциклы для спокойной езды в условиях мегаполиса, не слишком мощные и достаточно тяжелые, но зато очень привлекательные внешне.
Большой популярностью также пользуются турэндуро — мотоциклы для путешествий с возможностью эксплуатации на дорогах с плохим покрытием или по бездорожью.
Далее можно выделить класс эндуро-мотоциклов, которые предназначены для езды вне твердых дорог, но нередко имеют ПДС, всю необходимую светотехнику и допущены на дороги общего пользования. Такие мотоциклы выбирают за простоту, неприхотливость и комфорт на плохих дорогах. Среди эндуро есть и так называемые спортивные эндуро — мотоциклы без ПТС, которые чаще всего используют для участия в соревнованиях и поездках за пределами ДОП. Также среди «внедорожников» можно выделить кроссовые мотоциклы — это прежде всего сугубо спортивная техника. Ее предназначение — профессиональный мотоспорт, соревнования на специально подготовленных трассах.
Если вы определились с типом техники, то следующий критерий — рабочий объем двигателя. Для внедорожного эндуро 250 куб. см — уже приличная величина, для круизера 800 «кубиков» тоже вполне подойдет для начала, а для дорожного мотоцикла оптимальным выбором станут 300-, 400-, 500-кубовые мотоциклы с одним-двумя цилиндрами. От моделей с четырехцилиндровыми двигателями новичку лучше отказаться: как правило, они достаточно мощные и резкие. Естественно, нужно учитывать и собственные габариты — вес и рост — они существенно влияют на динамику разгона и удобство управления.
Какой мотоцикл выбрать для новичка?
Лучше, если первый мотоцикл будет не слишком мощным, не тяжелым и в идеале с минимальным количеством пластиковых обтекателей. Хорошим выбором станет нейкед с двигателем 300–500 куб. см. Важный момент: первый мотоцикл обязательно должен быть оборудован АБС. Антиблокировочная система тормозов — один из важнейших элементов безопасности, который подстрахует вас в случае наиболее распространенной ошибки новичков, когда райдер в экстренной ситуации от испуга или неожиданности со всей силы зажимает тормоза, тем самым блокирует колеса, а затем падает.
Реалии современного российского рынка таковы, что в большинстве случаев выбирать новый мотоцикл приходится из ассортимента китайских или индийских марок: QJmotor, Voge, Bajaj и так далее. Если средства позволяют, то можно найти японскую или европейскую технику.
Выбирая первый мотоцикл среди техники, бывшей в употреблении, лучше отдайте предпочтение максимально ликвидным моделям: не нужно экспериментировать с экзотическими и малоизвестными марками. Также следует отказаться от мощных спортивных моделей, тяжелых круизеров и турэндуро — это далеко не лучшие варианты для новичка.
Какой приблизительный финансовый порог, чтобы стать мотоциклистом в 2024-м?
Новый QJmotor SRK 125 S стоит 279 тыс. руб., BAJAJ Pulsar NS — 200–320 тыс. руб., VOGE AC300 — 396 тыс. руб. Это достаточно простые, надежные и современные мотоциклы, которые можно купить у официальных дилеров. Мотоциклы европейских, японских и американских брендов будут стоить ощутимо дороже.
Помимо покупки самого мотоцикла, обязательно нужно позаботиться о приобретении защитной мотоэкипировки: шлем, куртка, штаны, ботинки и перчатки — обязательный минимум для любого здравомыслящего человека. Бюджет на покупку полного комплекта составит 60 тыс. руб. и выше.
Читайте также:
— Права на мотоцикл: что надо знать для получения категории А — Билет 2, вопрос 11, ПДД-2024. Разрешено ли вам обогнать мотоцикл
— Список лекарств, которые нельзя принимать водителям в 2024 году