Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки
Рассмотрим типичные проблемы катализатора и возможность их решения своими силами.
Почему забивается катализатор
Если не брать какие-то экстремальные или откровенно губительные условия эксплуатации, катализатор рассчитан на срок службы не менее 200-300 тысяч километров. Конечно, цифра усредненная, но сама по себе деталь крайне ресурсна. Тем не менее, в стройную инженерную теорию всегда вносит коррективы практика. А российская, еще и вдали от крупных городов и сетевых заправок — особенно. Перечислим типичные причины выхода из строя катализатора.
Низкое качество топлива
Некачественное топливо — одна из основных причин забивания катализатора. Механизм простой: слишком высокая температура выхлопных газов, ввиду некорректного смесеобразования, постепенно выжигает керамические соты катализатора. Реже срабатывает обратный механизм: хронический «недожиг» смеси со временем закупоривает катализатор сажей и продуктами неполного сгорания.
Повышенный угар масла в двигателе
Причина, наравне соперничающая с плохим топливом в списке виновников «смерти» катализатора. Общая логика аналогична вышеописанному явлению неполного сгорания. Попадающее через кольца или клапаны в цилиндр масло не сгорает (по крайней мере, не полностью) и оседает на сотах катализатора.
Иные причины
Подразумевается — прямо или косвенно влекущие последствия в виде слишком высокой температуры выхлопа или наличия твердых частиц в их составе. В первом случае сотовая структура выгорает и разрушается, во втором — забивается нагаром.
Необходимо понимать, что при любом сценарии изменение решетчатой структуры мешает нормальному выходу газов. При этом нарушается и непосредственная функция катализатора: очистка этих самых газов до расчетного уровня содержания опасных примесей. Изменения состава выхлопа регистрирует кислородный датчик (лямбда-зонд) после катализатора, по сигналу которого блок управления вносит коррекции в состав смеси.
Вопреки укоренившемуся в Сети мнению, второй лямбда-зонд, располагающийся на выходе из катализатора, не просто контрольный, роль которого ограничена лишь зажиганием лампочки «Check engine». Его показания хоть и не так критически важны, как у первой «лямбды», но также вносят лепту в формирование топливовоздушной смести. Именно поэтому даже после установки качественного пламегасителя и правильной «обманки» расход топлива всегда будет выше, чем с новым заводским катализатором.
Симптомы забитого катализатора
Типичных признаков того, что катализатор не в порядке, несколько — перечислим их ниже.
Снижение динамических характеристик
Часто можно слышать выражение, что машина «тупит», или ее «держат за хвост». Также забитый катализатор нередко описывают как «душащий мотор». Все это говорит о падении разгонной динамики и снижении приемистости двигателя на скорости.
Повышение расхода топлива
Симптом, следующий рука об руку с вышеописанным. При том, что автомобиль перестает адекватно реагировать на манипуляции акселератором, еще и возрастает расход топлива.
Изменение состава выхлопа
Так как катализатор служит цели максимальной «экологизации» выхлопных газов, при нарушении его работы явным образом будут наблюдаться и изменения химического состава. В первую очередь любой стенд проверки выявит повышенное содержание CO и CH (окиси углерода и углеводородов).
«Check engine» на приборной панели
Любой блок управления инжекторного двигателя умеет довольно точно оценивать состояние катализатора. Для этого используются сигналы от кислородных датчиков (лямбда-зондов), которых минимум два: до катализатора и после. Первый оценивает выхлопные газы сразу на выходе из двигателя, и непосредственно влияет на формирование топливовоздушной смеси. Второй датчик контролирует состав газов после прохождения через катализатор. Если говорить упрощенно, то сравнивая показатели по принципу «было/стало», ЭБУ оценивает эффективность работы катализатора. Если он не справляется — водитель получит уведомление в виде всем знакомой желтой лампочки.
Последствия забитого катализатора
В общем случае они описаны выше: падение динамики, увеличение расхода, более едкий выхлоп. Какого-то одномоментного или радикального вреда для двигателя изношенный катализатор не представляет. Тем не менее, если затягивать с заменой годами и мириться с ненормальным поведением автомобиля, последствия не заставят ждать. В самом плохом варианте, если решетка катализатора выполнена из керамики (бывают еще из металла), при перегреве возможно попадание частиц разрушающегося материала обратно в цилиндры.
Так происходит из-за присутствия в любом выпускном тракте разнонаправленных пульсаций газов. Другими словами, на некоторых режимах работы выхлопной поток может кратковременно частично «залетать» обратно в камеру сгорания. В случае неудовлетворительного состояния катализатора, таким образом туда могут попадать и микрочастицы керамики, выкрашивающиеся с поверхности сот. Последствия постоянного присутствия в цилиндре абразива объяснять не будем.
Как определить, забитый катализатор или нет, не снимая его
Помимо описанных выше симптомов и интерпретации значка «Check engine» с помощью OBD-сканера, на сто процентов достоверно оценить состояние катализатора без его извлечения невозможно. Как очевидно из конструкции, деталь является неотъемлемой частью выпускного тракта, прикрученной (а иногда и приваренной) к другим элементам системы.
Если катализатор имеет возможность замены отдельной деталью, оценить его состояние можно на любой «яме» или эстакаде ГСК. Для этого его необходимо снять и осмотреть на просвет, подсвечивая фонариком с обратной стороны. Ячейки должны быть чистыми, ровными, не иметь выкрошенных зон и грязи, мешающей прохождению газов.
Если владельцу «повезло», и катализатор с завода выполнен неразъемным с другими частями выпуска, даже съем его с автомобиля вряд ли поможет в диагностике. Осмотреть деталь на просвет не получится — разве что, имея в арсенале диагностических средств качественный эндоскоп с подсветкой.
Катализатор забит: что делать
Несмотря на известные «народные» способы вернуть катализатор к жизни после выхода из строя (продувка, прожиг горелкой), все это не имеет большого смысла. Даже если деталь удастся частично избавить от определенного количества грязи, это не вернет тонкое напыление драгметаллов на сотах. И уж точно не восстановит физически поврежденную структуру решетки. Если катализатор засорился или разрушился, у владельца три варианта действий.
Замена катализатора на новый
Самый правильный, самый дорогой и, соответственно, практически не применяемый в нашей стране сценарий. Подробно описывать плюсы едва ли нужно, но цена на саму деталь обычно ввергает неподготовленного автолюбителя в шок.
Установка пламегасителя
Данное решение составляет львиную долю среди принятых российскими автовладельцами в случае кончины катализатора. Фактическое отсутствие контроля норм выхлопа и дешевизна пламегасителей на любой вкус определяют популярность меры в нашей стране. В случае замены катализатора на пламегаситель вместо второй лямбды устанавливается «обманка», постоянно сообщающая блоку управления, что с выхлопом все в порядке. По факту, разумеется, никакой очистки газов от вредных примесей уже нет. За дешевизну «ремонта» приходится расплачиваться резким запахом выхлопа, более басовитым его тоном (хотя многим нравится) и некоторым увеличением расхода в сравнении с новой заводской конфигурацией выхлопной системы.
Выбивание катализатора
Откровенно неправильный вариант решения проблемы. Даже безотносительно экологии, физическое удаление внутренней структуры катализатора (нередко соты просто выбивают ломом) чревато последующим быстрым прогаром выпуска. Кроме того, не удаленные остатки ячеек могут выкрашиваться и попадать в двигатель, как это было описано выше. Со всеми вытекающими последствиями.
Читайте также:
С этими неисправностями не пройти техосмотр
Как проверить и заменить катушку зажигания — инструкция
Что такое контрактный двигатель и нужно ли оформлять замену в ГИБДД