Все о бронеавтомобиле «Тигр»: история создания и характеристики
Что такое бронеавтомобиль «Тигр»
«Тигр» — это семейство российских многоцелевых бронеавтомобилей с колесной формулой 4х4, которые с 2005 года выпускаются Арзамасским машиностроительным заводом (АМЗ) и состоят на вооружении ВС и других силовых структур РФ. «Тигр» предназначен для решения следующих задач:
- Перевозка личного состава и различных грузов;
- Огневая поддержка атакующих или находящихся в обороне подразделений;
- Ведение обычной, радиологической и химической разведки;
- Использование в качестве платформы для средств связи, РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и другого оборудования;
- Эвакуация раненых с поля боя.
Концептуально «Тигр», не имеющий аналогов в ВС СССР, напоминает американский HMMWV (Высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство), который выпускается с 1984 года. Это означает, что функционально «Тигр» близок к бронетранспортеру при меньших габаритах, благодаря чему его можно рассматривать также в качестве альтернативы армейским внедорожникам УАЗ, лишенным противопульной и противоосколочной защиты.
Бронеавтомобиль «Тигр»: история создания
Изначально «Тигр» создавался в качестве менее дорогой альтернативы HMMWV по заказу короля Иордании Абдаллы II. Посредником являлась зарегистрированная в ОАЭ компания Bin Jabr Group (BJG), которая в 1999 году разместила заказ на проектирование и постройку опытных экземпляров на ГАЗе. Стоимость контракта составила 60 млн. долларов. Непосредственным исполнителем стала дочерняя компания ГАЗа ЗАО «Промышленные компьютерные технологии». Главный конструктор автомобиля — Александр Коршунов.
Уже в 2001 году на выставке вооружений в Абу-Даби были представлены первые образцы Tiger HMTV, но по причинам, которые никогда не были названы официально, сотрудничество BJG и ГАЗа прекратилось, что не помешало с 2005 года наладить в Иордании производство бронеавтомобилей Nimr (тигр — араб.), имеющего конструктивное сходство с российским «Тигром».
Со своей стороны, ГАЗ, используя наработки по проекту, в 2002 году построил три варианта автомобиля, которому изначально было присвоено обозначение ГАЗ-2975. Два образца имели тентованный кузов, а третий — бронированный. Премьерный показ ГАЗ-2975 состоялся на Московском международном автосалоне 2002 года. После него два опытных образца были переданы на испытания в московский СОБР, где получили положительные отзывы, после чего МВД РФ стало первым заказчиком «Тигров». За прошедшие годы бронеавтомобили этого семейства приняли участие в ряде вооруженных конфликтов в Грузии, Сирии, Украине. В настоящее время производство «Тигров» помимо АЗМ осуществляется в Китае на Пекинском автомобильном заводе.
Характеристики бронеавтомобиля «Тигр»
«Тигр» — бронеавтомобиль рамной конструкции, рассчитанный на перевозку 6-9 человек и 1200 кг груза. Бронекорпус изготовлен из бронелистов толщиной 5-7 мм (в зависимости от модификации). Все окна выполнены из бронестекла. Это позволяет обеспечить защиту экипажа, а также основных узлов автомобиля при обстреле из автомата АКМ пулями калибра 7,62 и 5,45 мм. Кроме того, перевозимый личный состав сохраняет подвижность при подрыве до 0,6 кг взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте под колесом и/или под днищем бронеавтомобиля.
Сейчас на «Тигры» устанавливаются отечественные турбодизели ЯМЗ 5347-10/5347-11 рабочим объемом 4,43 л с отдачей 215 л.с. и 735 Нм в тандеме с 5-ступенчатыми механическими коробками передач. Полноприводная трансмиссия с понижающим рядом и полным комплектом блокировок дифференциалов. Межколесные самоблокирующиеся, как и конструкция торсионной подвески на сдвоенных поперечных рычагах и система централизованной регулировки давления в шинах, заимствованы у БТР 80. При этом снаряженная масса «Тигра» примерно вдвое меньше. В стандартную комплектацию также входят:
- Гидроусилитель руля;
- Предпусковой подогреватель;
- Электрическая лебедка;
- Фильтровентиляционная установка.
В перечне дополнительного оборудования, среди прочего, значатся:
- ABS;
- Дополнительный отопитель;
- Кондиционер.
Бронеавтомобили «Тигр» способны действовать на любом типе местности при температурах в диапазоне от -50 до +50 °С и на высотах до 4 500 м, выдерживая запыленность воздуха до 1,5 г/м³.
В зависимости от выполняемых задач на бронеавтомобили «Тигр» устанавливаются различные системы вооружения:
- Пулеметы калибра 7,62 и 12,7 мм»;
- Автоматический станковый гранатомет АГС-17 «Пламя»;
- Боевые модули с дистанционным управлением (БДУМ), в частности, «Арбалет-ДМ», в составе которого два пулемета и гранатомет.
Кроме того, люк и открывающиеся окна позволяют десанту вести огонь из стрелкового оружия.
Ниже приведены ТТХ модификации «Тигр-М» АСН-233115
Тип машины | Колесная бронированная |
Снаряженная масса, кг | 6 880 |
Полная масса, кг | 8 080 |
Полная масса буксируемого прицепа, кг | 2 500 |
Количество посадочных мест | 6 |
Длина, ширина, высота, мм | 5 600 х 2 400 х 2 500 |
База, мм | 3 300 |
Клиренс, мм | 400 |
Угол въезда/съезда, град. | 34 / 36 |
Макс. преодолеваемый подъем, град. | 31 |
Макс. угол косогора, град. | 20 |
Макс. высота преодолеваемой вертикальной стенки, м | 0,4 |
Макс. ширина преодолеваемого рва, м | 0,5 |
Макс. глубина преодолеваемого рва, м | 1,2 |
Макс. скорость по шоссе, км/ч | 110 |
Запас хода, км | 1000 |
К числу достоинств бронеавтомобиля «Тигр» относятся:
- Возможность установки большого числа видов вооружения и специальных устройств;
- Высокая проходимость;
- Высокий (по меркам военной техники) уровень комфорта;
- Способность двигателей ЯМЗ работать на разных видах топлива.
Как и любая техника, бронеавтомобиль «Тигр» не свободен от недостатков. Среди них:
- Недостаточный по современным меркам уровень противоминной защиты;
- Устаревшая конструкция бронированного кузова. Сейчас цельносварные конструкции уступили место модульным;
- Высокая по российским меркам закупочная цена.
Модификации бронеавтомобиля «Тигр»
В соответствии со спецификой решаемых задач создано множество модификаций бронеавтомобиля «Тигр»:
1. СТС ГАЗ-233014 — армейское специальное транспортное средство с трехдверным кузовом и американским турбодизелем Cummins B-205. Использовался подразделениями ГУ ГШ ВС РФ с 2007 года;
2. СПМ-1 ГАЗ-233034 — специальная полицейская машина, предназначенная для использования при проведении контртеррористических операций, выполнении задач территориальной обороны;
3. «Абаим-Абанат» — разградительно-заградительный спецавтомобиль для обеспечения возможности преодоления препятствий и проникновения боевой группы в здания на уровне второго и третьего этажа, для чего снабжен штурмовой лестницей с управлением из кабины водителя;
4. CБРМ — служебно-боевая разведывательная машина, вооруженная пулеметами и оснащенная комплексом средств наблюдения: акустических, оптических, радиолокационных, радиопеленгационных, сейсмических и тепловизионных. Предназначена для обнаружения низколетящих (БПЛА, вертолетов) и наземных целей (людей, техники), привязки координат цели с передачей информации на электронную карту, а также приема информации от БПЛА.
5. СПМ-2 ГАЗ-233036 — броневик с 5-м классом баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96 с боевым отделением для перевозки 7 человек десанта;
6. Р-145БМА — командно-штабная машина с 5-м классом баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96;
7. АПЕ-МБ — командно-штабная машина для Внутренних войск МВД с 5-м классом баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96 и автоматизированной системой управления;
8. П-265 — полевая радиостанция для передачи служебной информации по открытым и закрытым каналам связи;
9. СБМ ВПК-233136 — специальная бронированная машина с 5-м классом баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96 и двигателем ЯМЗ-5347-10 для нужд МВД РФ;
10. МК-БЛА-01 — шасси для мобильного комплекса БЛА «Ласточка»;
11. М3-304 «Горец» — 120-мм минометный комплекс с заряжанием миномета 2Б11 из салона автомобиля. При повреждении бронеавтомобиля имеется возможность демонтажа миномета и его использования в обычном режиме;
12. АМН 233114 («Тигр-М») — представленный в 2010 году модернизированный вариант с дизельным двигателем ЯМЗ 5347-10, новым бронированным капотом, измененной конструкцией люка поворотной платформы, более эффективной тормозной системой. Количество посадочных мест увеличено до 9;
13. «Рампа-М-Т» — мобильная защищенная многофункциональная РЛС для обеспечения данными подразделений ствольной артиллерии и реактивных систем залпового огня;
14. МУ-КАС — машина управления с функциями комплексной аппаратной связи с бронированной надстройкой на крыше для размещения аппаратуры;
15. МРУ — машина разведки и управления, оснащенная РЛС малой дальности, тепловизионными средствами наблюдения и видеокамерами для оперативного фиксирования изменения боевой обстановки и передачи ее на электронные карты в режиме реального времени;
16. «Леер-2» — мобильный автоматизированный комплекс РЭБ;
17. П-230Т — машина для обеспечения командования защищенной видеоконференцсвязью;
18. РХМ-ВВ — специальная машина радиационной, химической, биологической разведки для Внутренних войск МВД РФ с 3-м классом баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96 и коэффициентом ослабления проникающей радиации не менее 4;
19. ЗСА — медицинский бронеавтомобиль в двух вариантах: санитарно-эвакуационная машина ЗСА-Т для поиска и сбора раненых и санитарно-медицинская ЗСА-Т для развертывания медицинского пункта батальона;
20. АСН 233115 — вариант для сил специального назначения с 6 посадочными местами и новой поворотной платформой на крыше корпуса с возможностью установки различных видов вооружения;
21. БРШМ — бронированная разведывательно-штурмовая машина с 30-мм пушкой 2А72 в необитаемом модуле и спаренным пулеметом ПКТМ;
22. «Корнет-Д/ЭМ» — вариант с установкой на шасси ВПК-233116 противотанкового ракетного комплекса «Корнет-Д»;
23. «Гибка-С» — зенитный ракетный комплекс на шасси ВПК-233116, включающий до шести боевых машин отделений стрелков-зенитчиков ПЗРК и машину разведки и управления;
24. «Тигр-МД» — вариант для ВДВ на шасси АМН 233117 с возможностью парашютного десантирования.
Читайте также:
Все о грузовом автомобиле ЗИС-5: история создания, устройство, фото
Автомобиль ГАЗ-67: технические характеристики, история, устройство
История автомобильных войск: чем занимаются, с какой категорией берут
Как работала Дорога жизни во Вторую мировую войну: значение и факты