«В России все равно хотят Hyundai»: самое важное про автосалон в Пекине
Автосалон в Пекине — второе значимое для России мотор-шоу в Китае после ковида. Первая такая выставка состоялась в Шанхае в 2023 году: от обилия малознакомых китайских марок и моделей кружилась голова и мало кто понимал, будут ли эти новинки возить в Россию, почем и под каким названием. За последний год в стране определились лидеры, которые не испугались санкций и за счет этого вышли на основные позиции по продажам, а также догоняющие. Последние поняли, что поезд в Россию стремительно уходит и стали поспешно выводить свои модели. В итоге после громких презентаций в Пекине и основные в России игроки, такие как Chery и Haval, так и менее популярные бренды, сразу же подтвердили появление некоторых из них в России.
Что в итоге доберется до России, что говорят российские дилеры про новинки и почему далеко не все интересные китайские модели россияне готовы покупать: репортаж корреспондента Autonews.ru.
Китайский авторынок живет по своим законам
Автосалоны в Китае не сравнить с привычными, которые уже отжили свой век. Здесь за доступ к каждой новинке борются не только журналисты, но и толпы блогеров и инфлюенсеров, вооруженных несколькими мобильными телефонами на треногах, которые в прямом эфире не только рассказывают о премьерах, но и продают их.
На стендах также можно сразу оформить заказ на приглянувшуюся новинку и оплатить прямо на месте, через WeChat. Это приложение, по которому через QR-код можно оплатить все — от нового электромобиля Xiaomi SU7 до порции лапши на улице. Только вот «привязать» к нему некитайскую карту не получится. Еще есть Alipay — но тут тоже нелегче, российские карты тоже не подходят. А на «живые» банковские карты, даже с неподсанкционной системой Union Pay, китайцы в основном смотрят с недоумением. Иногда спасают наличные, но чаще всего такой набор продавцы встречают удивленным смехом. Поэтому купить воды на внушительной площади выставочного центра, где в четырех павильонах расположились китайские, европейские и корейские лидеры по производству автомобилей, для группы журналистов оказалось задачей нетривиальной.
Само владение автомобилем в Китае, начиная от покупки до продажи, превращается скорее в образ жизни и способ получения нового опыта, нежели в стремление к статусу и тому же удобству. Различие в каналах продаж по сравнению с Россией, да и европейскими странами, колоссальное: купить машину можно не только у дилера, но и в торговом центре. Автомобили, в зависимости от класса, соседствуют с бутиками модной одежды и парфюмерии или же с фудкортами и кофейнями. Зашел за феном — присмотрел ему в цвет автомобиль или электрокар. Главное, дождаться возможности на нем ездить. Очереди на получение госномеров вытягиваются лет на 40, заветная табличка зеленого (для электрокаров) или голубого (для машин с ДВС) цветов передается из поколения в поколение.
Еще один важный китайский тренд — это стремление ко все большей автономности. Находясь в автомобиле, все больше китайцев хотят заниматься чем-то другим, более полезным, нежели управлением. И такие ценности, как удовольствие от вождения и управляемость, теряют свое значение очень быстро. Пока в России мы переклеиваем шильдики с китайских брендов на отечественные или пытаемся собрать из ничего автоматическую коробку передач, представленные в Китае автомобили уже могут проехать несколько сотен километров по трассе на автопилоте, разгоняясь, притормаживая, включая поворотники и перестраиваясь на многополосной дороге. Водят китайцы, к слову, не очень. Прогнозирование на дороге многим дается с трудом — ситуация, когда ряд машин утыкается в ДТП, начитает сигналить, но не двигается с места — привычное дело. Не пропускать никого при перестроении — тоже дело привычное, при этом обе стороны реагируют на это с пониманием. Чтобы спокойно проехать по своей полосе — на всякий случай лучше тоже посигналить. А постояв в знаменитых пекинских пробках по два часа на автосалон и обратно, понимаешь, зачем тут так нужен автопилот. Пусть себе он терпит, а удовольствие уж где-нибудь в другом месте.
Какие модели с Пекинского автосалона привезут в Россию
Вкусы китайской публики и российских водителей местами совпадают. Например, в Китае все еще любят большие автомобили, поэтому иностранные бренды стараются привозить сюда удлиненные версии. Крупные внедорожники тоже в почете. Поэтому выбрать есть из чего. В список подтвержденных для России новинок, например, попал внушительный внедорожник Haval H9. Как подтвердили Autonews.ru в руководстве компании, модель появится в России до конца года. Пока непонятно, будут ли ее производить на заводе Haval в Туле. Там как раз идут работы по расширению производственных мощностей: в Haval готовятся таким образом к ожидаемому росту спроса на российском авторынке.
Еще одна интересная новинка — уже от Tank. Бренд, как и Haval, входит в концерн Great Wall Motors. Недавно модельный ряд бренда пополнил самый большой в линейке гибридный внедорожник Tank 700. Этот 517-сильный автомобиль с мотором V6 уже продают в Китае. Официально его появление в России в компании пока не комментируют, однако намекают, что все модели так или иначе должны постепенно появляться и в России. Так что альтернатива для условной Toyota Fortuner из параллельного импорта уже на подходе.
Также китайцы серьезно интересовались мнением о перспективах для электрокаров бренда Ora. Некоторые из них удалось протестировать до начала автосалона на полигоне компании в Баодине. Например, Ora Lightning Cat, весьма похожий на Porsche. Машина хоть и выглядит снаружи копией Porsche Panamera оставила интересное впечатление, качество салона и управляемость при первом знакомстве тоже не разочаровали. Но пока перспектив для модели в России маловато. Те, кто хочет себе Panamera, ее и купят. Цена при этом тоже вряд ли сможет быть привлекательной. Так, представленная в России Ora 03, которая очень похожа на Mini Cooper, стоит под 4 млн руб. Но китайцы все равно говорят, что серьезно думают в этом направлении.
Хорошие позиции по продажам в России у молодого бренда Omoda. Компания тоже делает ставку на электрокары и дополнит линейку моделей свежей премьерой. Так, в Пекине показали кроссовер Omoda E5 — электрическую версию модели C5. Внешне все практически то же самое, главное отличие — это 204-сильный электромотор.
Бренд Changan входит в список лидеров на рынке в России, поэтому обновленный лифтбек Uni-V с гибридной силовой установкой не должен пройти мимо нас. Как скоро и сколько придется доплатить за обновление — ждем новостей от компании.
Лидер по продажам в России среди иномарок, Chery, выкатила обновленный кроссовер Tiggo 9. У нас его знают под другим бредом и названием модели — Jaecoo 8. Непосредственно Jaecoo в Россию привезет, как ожидается, J7 и J8 с приставками PHEV в названии. То есть гибридные.
И еще, давно и несколько раз анонсированная новинка — от премиального суббренда Chery — электрический седан Exlantix ES. На ней удалось поездить еще в 2023 году, когда автомобиль только представили. Тогда представители компании говорили, что машину еще будут дорабатывать и донастраивать в том числе для России.
Почему дилеры все равно хотят Hyundai
Среди новинок оказалось, на первый взгляд, очень много потенциально интересных премьер. У немцев это, например, полностью электрический Mercedes-Benz G-Class. Внедорожник с четырьмя электромоторами общей мощностью 587 л.с. выйдет на рынок в 2025 году. Также внимание, безусловно, привлек Porsche Macan EV с силовой установкой общей мощностью 612 л.с. Однако проходящие мимо автодилеры из российской делегации от таких премьер, даже по параллельному импорту, только отмахиваются: даже клиенты из премиального сегмента сейчас это покупать не будут.
«Электрический Macan или «Гелик» у нас покупать не будут. Разве что единицы закажут за большие деньги, но для дилеров везти такие автомобили в Россию совершенно не интересно», — заявил один из представителей российской делегации.
Но не все так безнадежно, выбор для работы с параллельным импортом все-таки есть.
«Нам понравился гибридный внедорожник Polestones 01 — очень похож на Land Rover Defender или Land Rover Discovery. Здесь он стоит в переводе на рубли 4,8 млн руб. Если везти по параллельному импорту, будет стоить 8–9 млн руб. Но выглядят они круто. Вопрос только в продвижении продукта. Но с ним было бы интересно поработать», — отметил другой дилер.
При этом дилеры признают, что в России пока покупают только знакомые бренды и только пять китайских марок приносят прибыль.
«Есть очень классные машины, но их никто не знает. Если привезти даже классный автомобиль, но совершенно неизвестный, не будет потока людей. Никто не приходит в салон так, что, мол, проходил мимо. Люди ищут конкретную машину, уже что-то о ней зная. Как минимум они что-то о ней слышали, видели у друзей или знакомых. Например, посмотрите на Hyundai. Машины не выпускают в России уже два года. Но бренд настолько сильный, что мы привозим машины по параллельному импорту и люди все равно приходят покупают Hyundai. Вот тут показали новые Santa Fe и BJ 60. Тут они стоят примерно одинаково — около 8 млн руб. И BJ 60, может, даже поинтереснее и круче. Но люди этого не знают, поэтому будем брать все равно по параллельке Santa Fe», — объяснил дилер.
В итоге, как признали дилеры, из китайских брендов они охотнее всего готовы работать с моделями от концернов Great Wall, Chery, Geely и Changan — то есть теми, кто на слуху.
Что касается цен, то, как прогнозируют продавцы, производители будут их постепенно поднимать, а как только продажи будут идти вниз — предлагать поддержки, не снижая при этом рекомендованные цены в прайс-листах.