Как проверить и заменить катушку зажигания — инструкция
Принцип работы катушки зажигания
Катушка зажигания — это устройство, предназначенное для генерации искрового разряда на электродах свечи зажигания. По общей схеме работы все катушки устроены одинаковы, однако техническая реализация может значительно отличаться. В данной статье рассмотрим наиболее распространенную на сегодняшний день схему: индивидуальную катушку зажигания на каждый цилиндр. Также опишем общую логику работы, способы диагностики и алгоритм замены этого устройства.
В основе работы катушки зажигания лежит принцип повышения напряжения. Фактически, любая катушка является повышающим трансформатором с ферромагнитным сердечником и обмотками, преобразующими входное напряжение бортовой сети до разряда в несколько киловольт. В нужный момент (зависит от тактов работы двигателя) 12В подаются на первичную низковольтную обмотку, затем импульс прерывается. После чего на вторичной высоковольтной обмотке формируется напряжение в несколько тысяч вольт, которые и пробивают искровой зазор на свече, поджигая смесь. В некоторых моделях внутреннее пространство катушки заполнено трансформаторным маслом, выполняющим одновременно роль изолятора и охладителя. На сегодняшний день основным типом являются индивидуальные катушки зажигания, устанавливающиеся отдельно на каждую свечу.
Признаки неисправности катушки зажигания
- Нестабильная работа двигателя. На первых стадиях обычно проявляется в виде рывков и «захлебываний» двигателя, особенно на разгоне и под нагрузкой. Когда катушка близка к окончательному выходу из строя, характерное «троение» мотора ощутимо и на холостом ходу.
- Нестабильный запуск. Наравне с предыдущим пунктом, затрудненный пуск двигателя (часто — независимо от уличной температуры) также может свидетельствовать о плохом состоянии или полном выходе из строя катушки зажигания.
- Индикатор «Check engine» на приборной панели. Электронный блок управления регистрирует пропуски зажигания в цилиндрах и выдает соответствующее предупреждение. Тем не менее, расшифровать всем знакомый символ возможно только с помощью диагностического сканера.
- Общее ухудшение характеристик двигателя: снижение тяги, повышение расхода топлива.
Как проверить катушку зажигания: способы
Для рядового автовладельца основных способов проверки катушки зажигания три: визуальный, мультиметром, и «на искру». Все они имеют свои недостатки, но вполне пригодны для первичной диагностики.
Визуальный осмотр
Из всех нижеперечисленных способов является наиболее простым и достоверным для простого автолюбителя. На неисправность могут указывать следующие признаки.
- Следы пробоя на изоляторе катушки. Выглядят как тонкие нитеобразные дорожки темного цвета. Всегда имеют «дублеров» в виде таких же дорожек на белом изоляторе свечи, что удобно для визуальной проверки. Стопроцентный индикатор неисправности в системе зажигания. Проверять необходимо как катушку, так и саму свечу.
- Растрескивание изолятора. Несмотря на то, что трещины на изоляторе входят в перечень признаков неисправностей катушки зажигания, они могут являться следствием перегрева или естественного износа. Поэтому, данный признак стоит рассматривать в совокупности с другими факторами.
- Потемнение места соединения катушки и свечи. Косвенно это может говорить как о проблемах с катушкой, так и о плохом контакте.
Проверка обмоток катушки мультиметром
Способ насколько распространенный по рубрикам «полезных советов», настолько и условный. Дело в том, что любой производитель для каждого двигателя закладывает собственные характеристики системы зажигания и ее компонентов. И нормальные проверочные показатели для одной катушки будут совершенно недопустимы для другой. Тем не менее, базовая проверка обмоток катушки мультиметром предполагает следующий алгоритм.
- Перевести мультиметр в режим измерения сопротивления с пределом до 200 Ом.
- Замерить сопротивление на первичной обмотке. Как правило, это крайние два контакта катушки. Тем не менее, это лучше уточнить в «Руководстве по ремонту» или профильной теме по электрике конкретного автомобиля. Сопротивление первичной обмотки всегда лежит в пределах от нескольких десятых до нескольких единиц ом. Если мультиметр показывает десятки и более ом, катушка неисправна. Для подтверждения достоверности измерений необходимо сравнить результат с показаниями на остальных, заведомо исправных, катушках.
В отличие от проверки первичной обмотки, где результат у большинства моделей примерно одинаков, достоверно проверить вторичную обмотку мультиметром практически невозможно. Помимо того, что разные модели могут показывать абсолютно разный результат (от единиц до десятков мегаом), показания мультиметра даже в пределах катушек с одного мотора могут разниться до полутора раз. При этом по факту все они будут исправно работать.
Проверка «на искру»
Способ, позволяющий визуально оценить наличие и интенсивность искрообразования. Свеча выкручивается из мотора и заземляется на «массу», после чего на нее надевается проверяемая катушка. Затем, предварительно удалив предохранитель бензонасоса, необходимо покрутить двигатель стартером. В это время помощник наблюдает за свечой, оценивая форму и яркость искровой дуги. Разряд должен быть ярким, сине-фиолетового цвета. Если искра плохо заметна или имеет желтый оттенок — вероятнее всего, катушка неисправна. Все это актуально при условии заведомо исправных свечей.
Способ поверки на искру с вывернутой свечой является крайне нежелательным. Достаточно ненадолго потерять надежный контакт свечи с «массой», и вероятность выхода из строя катушки, или иных компонентов системы зажигания, крайне велика. Поэтому, для визуального контроля искрообразования в бытовых условиях необходимо применять специальный тестер катушек зажигания, продающийся в магазинах автозапчастей. Профессиональный стенд такое устройство, разумеется, не заменит, но первичная диагностика с его помощью намного предпочтительнее.
Необходимо еще раз обратить внимание, что для точной и достоверной проверки катушек зажигания предназначены специальные диагностические приборы — мотор-тестеры и сканеры-осциллографы. Все остальные методы не дают однозначной картины и могут расцениваться исключительно как сравнительно-оценочные, в ряду проверки нескольких одинаковых катушек относительно эталона.
Как проверить катушку зажигания со встроенным диодом
Современные катушки практически всегда имеют в составе устройства высоковольтный диод в цепи вторичной обмотки. Именно поэтому полноценная диагностика таких компонентов бытовыми средствами проверки (мультиметр), как уже говорилось выше, неосуществима.
Замена катушки зажигания
Для установления неисправности индивидуальной катушки необходимо ее извлечь, и, при необходимости, заменить. Как правило, процедура не составляет проблемы даже для неопытного автомобилиста — все компоненты находятся в прямом доступе. В общем случае процедура замены индивидуальной катушки зажигания выглядит следующим образом.
- Выключить зажигание.
- Снять декоративную пластиковую крышку двигателя (если есть).
- Отсоединить разъем катушки.
- Открутить болт крепления катушки и извлечь ее из колодца свечи зажигания.
Стоит учитывать, что катушка часто прикипает в своем посадочном месте. Если извлечь ее сразу не получается, необходимо попытаться аккуратно расшатать, параллельно прикладывая усилие на вытягивание вверх. Если вытаскивать сильно прикипевшую катушку одним сильным рывком, можно порвать резиновый наконечник-изолятор. Перед установкой катушки желательно смазать контактный наконечник специальным составом, предотвращающим спекание.
Комментарий эксперта
Можно ли проверить катушку зажигания без посещения сервиса — например, «на искру», мультиметром или другим способом?
Роман Тимашов, Директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево»:
«Действительно, катушку зажигания можно проверить и без посещения сервиса — как с помощью мультиметра, так и с помощью других доступных инструментов. В частности, проверка на искру позволяет сразу определить, работает ли катушка в принципе, и генерирует ли она достаточный разряд для поджига смеси в цилиндре. Однако важно помнить, что такая проверка даст лишь предварительное представление о состоянии. Для полной и точной диагностики рекомендуется обратиться к опытным специалистам в сервисе, которые смогут более точно оценить работу катушки зажигания и ее возможные неисправности на профессиональном оборудовании.»
Читайте также:
Датчик коленвала: что это и как его проверить Форсунки двигателя: основные виды и частые неисправности Горит Check Engine: что значит, причины ошибки, как сбросить Датчик распредвала — что делает и как понять, что он неисправен Датчик расхода воздуха: почему он так важен и как его проверить ЕГР клапан: для чего нужен в машине и зачем его глушат