Что такое тосол и для чего он нужен
Что такое тосол
Тосол — охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, разработанная в СССР в конце 60-х годов. Применяемое сегодня слово является именем нарицательным. На самом деле изначально писалось как ТОСол — от «технология органического синтеза» с окончанием «-ол», характерным для обозначения спиртовых соединений (этанол, метанол). В основе тосола лежит этиленгликоль, который определяет главное отличие этой жидкости от воды, применявшейся в те годы на всех автомобилях: он не замерзает при минусовых температурах.
Для чего нужен тосол
Тосол необходим для отбора излишков тепла у двигателя и доставки его к радиатору охлаждения. Вторичной функцией является роль теплоносителя для системы отопления салона. Является функциональным (но не взаимозаменяемым) аналогом всем известного сегодня антифриза.
Характеристики тосола
Приведем основные технические характеристики тосола АМ40. Данная модификация является последней из выпущенных (1970-й год) и наиболее распространенной по сей день. Аббревиатура АМ обозначает «автомобильный модифицированный», так как был еще базовый Тосол-А40. Более продвинутый АМ обладает схожими температурными порогами, но имеет увеличенный ресурс. Цифра соответствует заявляемой температуре кристаллизации в градусах Цельсия. Иными словами — минимально допустимую температуру эксплуатации. Эталонные характеристики тосола А40 и АМ40 определены действующим ГОСТ 28084-89. Приведем три основные из них.
- Температура кипения: не менее 100 градусов.
- Температура замерзания: не ниже -40 градусов °C.
- Набухание резин: не более 5%.
Данные значения являются идеальными и далеко не всегда совпадают с таковыми у реального продукта. На сегодняшний день марку «Тосол» используют практически все бренды, производящие технические жидкости для автомобиля. И зачастую характеристики продаваемого тосола не соответствуют заявляемым. Для выяснения реальных свойств конкретной жидкости от того или иного производителя необходимо изучать результаты тестов.
Отдельно стоит упомянуть Тосол-АМ65 и Тосол-К. Первый является незамерзающей охлаждающей жидкостью (ОЖ) для спецтехники, работающей в условиях Крайнего севера. Как и другие жидкости марки, АМ65 имеет температуру замерзания, соответствующую цифровому индексу в названии: -65 градусов °C. В обычной гражданской технике, ввиду более высокой цены и избыточности характеристик, практически не применяется. Кроме того, во времена СССР «шестьдесят пятый» поставлялся на северные автобазы и парки по разнарядке, фактически являясь недоступным для рядового автомобилиста.
Тосол-К охлаждающей жидкостью не является вовсе. Индекс «К» обозначает «КамАЗ». Состав был разработан для технологической закалки металлических деталей на Камском автозаводе. Ничего общего с автомобильной ОЖ не имеет.
Чем тосол отличается от антифриза
Слово «антифриз» (antifreeze — буквально «противозамерзающий») так же, как и тосол, стало нарицательным. И, несмотря на то, что тосол, по сути, является его подвидом, принято считать, что антифризы — более современная группа охлаждающих жидкостей. Автомобильные антифризы имеют в названии буквенный индекс G: G11, G12 и так далее.
Несмотря на единую этиленгликолевую основу тосола и антифризов с G11 по G12++, состав присадок у этих жидкостей значительно различается. А новейшие антифризы группы G13 и вовсе имеют в основе пропиленгликоль. На практике это означает, что система охлаждения любого современного автомобиля при применении технологически устаревшего тосола очень быстро выйдет из строя. Основные отличия тосола и антифриза заключаются в следующем.
- Антикоррозийные, антивспенивающие и иные защитные свойства. При разработке тосола не стояло задачи придать жидкости функции защиты системы охлаждения. В отличие от антифризов, которые не только производят отвод тепла, но и защищают радиаторы, патрубки, помпу и прочие элементы от коррозии и иных воздействий (химическое разрушение, кавитация и т.д.). Именно в этом заключается основное ограничение на использование устаревшего тосола в современных двигателях. Жидкость быстро разрушит алюминиевые стенки протоков и крыльчатку попы, а также может вызвать разбухание патрубков и пластиковых элементов системы.
- Температура кипения. Современные охлаждающие жидкости имеют точку закипания 115-120 градусов, тогда как тосол удерживает данный параметр на уровне 100-110 градусов. Указанные температуры актуальны при работе жидкости под давлением в системе охлаждения (1-2 бара в среднем).
- Теплопроводность. Единственный пункт, помимо цены, где тосол выигрывает у антифриза. За счет отсутствия в составе защитных присадок, создающих пленку на всей площади соприкосновения жидкости с деталями, тосол отводит тепло лучше, чем антифриз.
- Срок службы. Классический тосол теряет большую часть свойств на пробеге до 50-80 тысяч километров, или до 3 лет. Современный антифриз нередко заливается на весь срок службы автомобиля (обычно под этим подразумевается порядка 250 тысяч км). Конечно, даже «вечный» антифриз в целях профилактики желательно менять с интервалом в 100-150 тысяч или 5-7 лет, но даже при таком подходе стабильность свойств тосола и антифриза несопоставима.
Замена тосола: когда и как нужно менять
Как отмечалось выше, средний срок службы тосола составляет 50-80 тысяч километров, или 2-3 года. Решающее значение имеют такие факторы как температурный режим двигателя, условия эксплуатации (климат) и качество самой жидкости. В соответствии с этими вводными, а также рекомендациями производителя автомобиля, подбирается оптимальный интервал замены охлаждающей жидкости.
Инструкция по замене тосола
- Открыть кран отопителя салона (ручку регулировки температуры) на максимум. Запустить и прогреть двигатель до рабочей температуры. Дождаться полного открытия термостата, чтобы тосол начал циркулировать через радиатор. Это необходимо для перемешивания всей жидкости с осевшими за время стоянки микрочастицами грязи, неизбежно присутствующими в контуре.
- Заглушить двигатель, дождаться остывания ОЖ до приемлемой для работы руками температуры (40-50 градусов °C).
- Открутить пробку расширительного бачка (или заливную пробку радиатора), открутить сливную пробку на радиаторе, слить тосол в заранее приготовленную тару. Закрутить сливную пробку радиатора. На некоторых двигателях может присутствовать сливной кран на блоке двигателя — в этом случае им также необходимо воспользоваться для удаления из системы остатков тосола.
- Залить свежий тосол до риски «max» на расширительном бачке или до необходимого уровня в радиаторе (см. Инструкцию по эксплуатации). Закрутить крышку расширительного бачка (радиатора), запустить двигатель.
- Дождаться полного открытия термостата, убедившись в начале циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор. При снижении уровня долить тосол.
- В течение пары дней после замены контролировать уровень ОЖ, доливая тосол по мере необходимости: он должен находиться между рисками «min» и «max» на бачке или соответствующих контрольных отметок радиатора.
Можно ли смешивать тосол
В сегодняшних реалиях данный вопрос однозначного ответа не имеет. С точки зрения теории, любой тосол, производящийся по ГОСТу и соответствующий марке АМ40 (самый распространенный) может быть смешан с таким же от другого производителя. Однако на практике каждый бренд имеет свою «рецептуру» производства формально одной и той же охлаждающей жидкости. Которая на деле может значительно отличаться как концентрацией этиленгликоля, так и пакетом присадок.
В целом практика автомобилистов показывает, что смешивание тосола (не путать с антифризами современных серий G) разных производителей в большинстве случаев не ведет к негативным последствиям. Тем не менее, чтобы полностью исключить риски, при необходимости восполнить уровень в бачке лучше разбавить тосол дистиллированной водой. В случае, когда необходимо заместить большой объем (от литра и выше), предпочтительно заменить всю охлаждающую жидкость целиком.
Читайте также:
Все об антифризе: как выбрать, когда менять, от чего зависит цвет
Как, когда и на какую нужно менять тормозную жидкость
Как промыть систему охлаждения и ничего не сломать
Чем лучше промыть радиатор печки автомобиля в домашних условиях