ТОП-5 самых известных корейских автобрендов и их первые модели
История корейских автомобилей
Формально датой начала производства автомобилей в Южной Корее можно считать 1955-й. Когда небольшая мастерская представила на Национальной промышленной выставке внедорожник Sibal, что переводилось как «начало» или «старт». Названию машина соответствовала в полной мере: фактически это был вручную собранный конструктор из списанных или найденных на складах деталей американской техники, преимущественно от Willys Jeep. В ход активно шли и подручные материалы. Вплоть до того, что кузов изготавливался из масляных бочек. Разумеется, внешне творение одноименной фирмы Sibal более чем походило на американский образец армейской внедорожной школы.
Дальнейшее развитие корейского автопрома проходило в несколько этапов, одним из которых было производство лицензионных моделей. Включая все тот же знаменитый FIAT-124, известный у нас как ВАЗ-2101, а в Корее проходивший под именем FIAT-KIA 124. Несмотря на значимые объемы производства на протяжении многих лет, правительство страны понимало, что бесконечная сборка устаревших заграничных моделей — тупиковый путь. В итоге, в течение нескольких десятилетий, активные меры по протекционизму внутренних автопроизводителей дали свои плоды, хотя меры подчас были жесткими и не всегда однозначными. Но к началу 90-х, после ухода из власти милитаристов, корейские бренды смогли, наконец, свободно выйти на мировой рынок и начать полноценно конкурировать с именитыми брендами. Пусть и далеко не сразу.
На сегодняшний день основную плеяду марок, широко известных на мировой арене, составляют всего три бренда: Hyundai, Kia (с 1998 года формально принадлежит той же Hyundai) и SsangYong (ныне KGM). Еще два относительно новых имени — Genesis и Ioniq — также являются «дочками» Hyundai. А вот некогда гремевшая по СНГ Daewoo, считавшаяся в свое время единственной доступной «настоящей иномаркой», на сегодняшний день не имеет легкового подразделения.
5 главных корейских автобрендов и их первые модели
Kia
- Год регистрации бренда: 1944
- Первая модель собственной разработки и год выпуска: Kia Sephia, 1994
- Объем выпуска автомобилей в мире за 2023 год, млн. экз.: 3,09
Как и многие известнейшие сегодня автобренды, корпорация Kia начинала путь с велосипедов и изготовления металлоконструкций. Постепенно расширив специализацию на мотоциклы, а затем и автомобили, производимые на основе лицензирования. Ввиду сложной схемы заимствования платформ и отдельных агрегатов, проводимых через собственную отладку и доработку, однозначно назвать первую «независимую» модель Kia непросто. Тем не менее, по ряду признаков таковой считается седан Sephia второго поколения, увидевший свет в 1997 году. Не сражая красотой внешних форм, модель, тем не менее, действительно была лишена явно узнаваемых заимствований, и позиционировалась как полностью разработанная инженерами Kia.
В 1998 году компания Hyundai приобрела контрольный пакет акций Kia motors, став формальным владельцем бренда. Несмотря на то, что сегодня многие модели этих марок имеют общую платформу, машины-одноклассники всё же заметно отличаются как внешне, так и по дизайну интерьера.
Hyundai
- Год регистрации бренда: 1967
- Первая модель собственной разработки и год выпуска: Hyundai Pony, 1974
- Объем выпуска автомобилей в мире за 2023 год, млн. экз.: 4,22
В отличие от своего соотечественника Kia, ставшего впоследствии дочерним предприятием, Hyundai Motor изначально создавалась как автомобильная компания. Случилось это в 1967 году, но благородной родословной, с истоками в виде революционных идей или концептов, бренд похвастать не может. Как и многие азиатские марки, поначалу Hyundai скромно зарабатывала себе имя выпуском моделей сторонних брендов. Для «Хёндэ» билетом на большую арену стал автогигант Ford. А в 1972 году правительство Южной Кореи дало марке добро на производство собственных автомобилей — тогда такое право спускалось исключительно сверху.
В 1974 году появился Hyundai Pony, вызвавший на автосалоне в Турине неподдельный интерес аудитории. Успеху у публики, подтвержденному впоследствии и результатами продаж, способствовала широко подогреваемая самим производителем «особенность» малолитражки: техническую начинку помогал делать Mitsubishi, а к дизайну приложило руку небезызвестное ателье ItalDesign. В результате Pony отлично продавалась, и именно благодаря своей первой модели компания Hyundai быстро стала лидером домашнего рынка.
SsangYong (KGM)
- Год регистрации бренда: 1988
- Первая модель собственной разработки и год выпуска: SsangYong Musso, 1993
- Объем выпуска автомобилей в мире за 2023 год: 120 тысяч
Корейского производителя SsangYong в России знают именно под таким названием. Хотя сама фирма уже трижды меняла имя (сейчас это KGM), а основана была в 1954 году как завод утилитарной и военной техники Ha Dong-hwan Motor Company. Одним из любопытных моментов, характеризующих полное равнодушие к свободному рынку легковых автомобилей в те годы, являлся факт отсутствия собственного фирменного логотип. Все, чем могла похвастать продукция SsangYong первых лет — серийный номер и белая звезда (разумеется, пятиконечная).
Плавный переход к продукции, ориентированной на конкуренцию, а не гособоронзаказ дружественных стран, начался с появлением внедорожника Korando. Кстати, второе поколение которого было у нас в свое время довольно популярно. Правда, здесь стоит сделать оговорку — в 1988, когда появилась первая генерация, это фактически был перевыпуск модели приобретенной недавно фирмы Geohwa Motors. Первым же собственным внедорожником SsangYong считается также некогда популярный у нас Musso, разработанный не без помощи союза с Mercedes-Benz.
Genesis
- Год регистрации бренда: 2015
- Первая модель собственной разработки и год выпуска: Genesis G90, 2015
- Объем выпуска автомобилей в мире за 2023 год, млн. экз.: нет данных
Дочерняя марка Hyundai, отвечающая за премиальный сегмент корейского автогиганта, появилась совсем недавно — в 2015 году. Первенцем стал роскошный седан Genesis G90, подхвативший знамя ушедшего на покой Hyundai Equus. Таким образом, «Хёндэ» последовала популярному тренду последней пары десятилетий, выделив роскошные модели в отдельный суббренд. Примечательно, что прощупывать почву в высших автомобильных эшелонах головной офис Hyundai начал еще в 2007 году, продемонстрировав концепт Genesis. А годом позже одноименный седан (правда, еще под маркой Hyundai) появился у дилеров. Машина позиционировалась как первая модель, нацеленная на прямую конкуренцию с немецкой «Большой тройкой» в E-классе.
Как и положено в подобных случаях, помимо непосредственно производства автомобилей Genesis активно пиарится в качестве спонсора и устроителя различных мероприятий «не для всех». Так, бренд организовал собственный ежегодный турнир по гольфу Genesis Invitational в элитном калифорнийском клубе The Riviera Country Club, а в Канаде выступил спонсором NHL в сезоне 2022-2023.
Ioniq
- Год регистрации бренда: 2020
- Первая модель собственной разработки и год выпуска: Ioniq 5, 2021
- Объем выпуска автомобилей в мире за 2023 год, млн. экз.: нет данных
Говоря об Ioniq, сразу стоит сделать оговорку: формально это пока лишь модели под логотипом Hyundai. Тем не менее, высока вероятность, что повторится история с Genesis: проверка реакции потенциальной аудитории с последующим выделением в отдельный суббренд. Тем более что определенный интерес публики точно есть. Например, технологические заслуги «ионика» 6-й модели с рекордным в классе запасом хода 555 км отметили в ADAC. А известный американский журнал Car and Driver в 2023-м присудил машине звание «Автомобиль года».
История Ioniq пока не насчитывает и пяти лет, однако материнская компания продолжает активно и не без успеха «раскручивать» высокотехнологичный суббренд как одного из лидеров перспективных зеленых автомобильных технологий. Так, на заглавной странице европейского сайта Hyundai красуется именно «ионная» линейка. Все три модели, находящиеся сегодня в продаже — Ioniq 5, Ionic 6 и Ioniq 5N, — являются разработками на новой «электрической» платформе Hyundai E-GMP, которая также лежит в основе нескольких родственных моделей под марками Genesis и Kia.
Главный бегемот. Тест-драйв Geely Okavango
Первый тест-драйв Lada Vesta с автоматической коробкой. 3 главных отличия
Без переломов. Тест-драйв Tank 300 City