Что такое свап двигателя и нужно ли его регистрировать
Что такое свап
Свап (swap, англ.) — это замена двигателя целиком вместе с навесным оборудованием или без него. Сменный двигатель может быть как новым, так и контрактным с той же или увеличенной отдачей. Свап выполняют:
- Если установленный на автомобиле двигатель полностью вышел из строя. При выборе аналогичного по конструкции и отдаче сменного двигателя это оказывается в ряде случаев быстрее и дешевле, чем проводить капремонт ДВС.
- Если необходим более мощный двигатель. Такой свап, как правило, предполагает перепрограммирование электронного блока управления (ЭБУ) ДВС и замену коробки передач, что существенно повышает стоимость выполняемой операции.
Каким бывает свап двигателя
Различают следующие виды свапа:
- Замена ДВС на аналогичный. С технической точки зрения, это самый простой и дешевый вариант свапа. Необходимую модель двигателя определяют по маркировке (буквенно-цифровому коду), нанесенной на ДВС, который подлежит замене. Во избежание нестыковок лучше в качестве донора выбрать такой же автомобиль или построенный на аналогичной платформе. При большом пробеге машины, на которой проводится свап, целесообразнее приобретать более свежий двигатель в сборе. Это дороже, но позволит получить менее изношенное навесное оборудование;
- Замена ДВС на мотор с увеличенной отдачей, который официально устанавливался на вашу модель автомобиля или на построенную на общей с ней платформе. При этом придется учесть целый ряд различий связанных с совместимостью электропроводки и коробки передач. В данном случае подбор ДВС для свапа выполняется с помощью подробных каталогов по модели автомобиля и запчастям;
- Замена ДВС на мотор, который официально не устанавливался на вашу модель автомобиля. С технической точки зрения, это самый сложный и дорогой вариант свапа. Здесь требуется тщательное изучение конструкций автомобилей, чтобы избежать проблем с совместимостью. Проведение такого свапа предполагает очень непростую операцию по легализации внесенных в конструкцию изменений.
Как сделать свап двигателя
При любом виде свапа следует проверить надежность креплений двигателя, который предполагается установить. Повреждения этого узла делают установку мотора небезопасной.
При свапе второго и третьего типа часто требуется:
- Переделка масляного поддона;
- Установка новых компонентов смазочной системы;
- Установка более производительной системы охлаждения двигателя;
- Замена проводки;
- Перепрошивка ЭБУ двигателя, если устанавливается ДВС с электронным впрыском;
- Замена карданного вала у задне- и полноприводных автомобилей;
- Проверка хода троса дроссельной заслонки;
- Замена выхлопной системы на более производительную;
- Проверка совместимости устанавливаемого ДВС и приборной панели.
Упростить проведение свапа помогут специализированные готовые наборы. В любом случае, для успешного выполнения операции потребуются: помощь специалиста по подбору запчастей, квалифицированные механики и электрик.
Перед запуском установленного после свапа двигателя целесообразно провести его обслуживание:
- Установить новые прокладки и сальники;
- Заменить свечи зажигания на бензиновых ДВС и свечи накала на дизельных;
- Заменить масло.
Как оформить свап двигателя
Если прошедший свап автомобиль предназначается только для участия в соревнованиях, к месту проведения которых его доставят на эвакуаторе, оформление не требуется. Не нужно обращаться в ГИБДД и в ситуации, когда в ПТС и СТС автомобиля, передвигающегося по дорогам общего пользования, не указан номер двигателя.
Если же в ПТС и СТС указан номер двигателя, процедура оформления свапа зависит от его вида:
● При замене на однотипный ДВС необходимо обратиться в ГИБДД для внесения изменений в документы на автомобиль;
● При замене на нештатный ДВС, потребуется:
- Перед покупкой ДВС для свапа в аккредитованной испытательной лаборатории получить (услуга платная) предварительное экспертное заключение о том, что замена двигателя допускается конструкцией данного автомобиля и не повлечет за собой незаконное изменение его характеристик. В акте по результатам экспертизы будет указан перечень необходимых доработок;
- При проведении свапа выполнить все содержащиеся в перечне операции в сертифицированном сервисе;
- Пройти техническую экспертизу. В случае положительного результата аккредитованная лаборатория выдаст сертификат безопасности транспортного средства. Если ПТС электронный, лаборатория внесет в него изменения;
- Пройти техосмотр;
- Обратиться в МРЭО с полным комплектом документов для внесения изменений в ПТС и получения нового СТС.
Нужно ли делать свап двигателя
Свап — неоднозначная операция. К минусам можно отнести:
- Риск приобретения изношенного ДВС на замену и ошибок с подбором запчастей к нему;
- Высокую вероятность различных нестыковок технического плана;
- Дополнительные расходы на адаптацию трансмиссии, подвески, тормозной системы после установки более тяжелого и/или мощного ДВС;
- Трудоемкость операции;
- Сложности с поиском квалифицированных специалистов;
- Необходимость проведения платных экспертиз;
- Увеличение транспортного налога в случае установки более мощного ДВС.
С другой стороны, при успешном выполнении свапа можно:
- Сэкономить время и средства в сравнении с капитальным ремонтом ДВС;
- Получить более свежий ДВС;
- Получить прибавку в мощности и крутящем моменте, что положительно отразится на динамике автомобиля.
Читайте также:
Как произвести замену двигателя и оформить ее в ПТС Что такое контрактный двигатель и нужно ли оформлять замену в ГИБДД Замена масла в двигателе: когда и как часто меняют, как проверить уровень и что будет, если перелить Подогрев двигателя: какой подогреватель лучше Крутящий момент двигателя: на что влияет и почему он так важен Раскоксовка двигателя: что это, как делать и когда она нужна Торможение двигателем: что это, как использовать, плюсы и минусы Промывка двигателя — что это такое, составы, когда требуется Система охлаждения двигателя: что это, неисправности, уход Какое масло заливать в двигатель: дизельный, бензиновый, с большим пробегом