Первый тест-драйв Lada Vesta с автоматической коробкой. 3 главных отличия
Уральские горы — одни из старейших на планете. Они давно не растут, как это сейчас происходит с Альпами или Кавказом, а, напротив, постепенно осыпаются. В южной части хребта склоны уже пологи, так что дорожные строители без усилий находят маршруты без особых серпантинов, спусков и подъемов.
Но годную, обледеневшую горку организаторы тест-драйва Lada Vesta с автоматической трансмиссией для журналистов все же нашли. И перед подъемом предупредили: главное не останавливаться, а то тронуться уже не получится. А если попробовать? Мы рискнули, чтобы узнать, как ведет себя китайский вариатор на отечественной машине без антипробуксовочной электроники.
Какой автомат получила Vesta
Отечественный автопром традиционно не баловал потребителя автоматическими коробками передач. Первые образцы таких трансмиссий в СССР появились еще в 1950-е, но применялись исключительно на номенклатурных ЗИЛах и «Чайках».
На Lada автоматы тоже были в диковинку. Доходило до того, что на машины ВАЗа еще лет 15 назад отдельные фирмы ставили бэушные автоматические коробки от праворульных японских машин. Затем были попытки роботизировать отечественную механику и установка японских автоматических трансмиссий с помощью альянса Renault Nissan. С 2022 года все это стало невозможно.
Вместе с тем на рынке очевидно наблюдался спрос на недорогие машины с двумя педалями. До начала 2022 года он удовлетворялся такими автомобилями, как Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo. Увы, их с нами теперь нет, а те, что обещают вернуться, с двумя педалями наверняка окажутся дороже 2 млн руб.
Выходит, что вся надежда лишь на отечественного производителя. И АвтоВАЗу понадобилось почти полтора года, чтобы найти замену японской трансмиссии в Китае.
Поставщика вариатора для Vesta в российской компании не называют, ссылаясь на то, что партнер может попасть под вторичные санкции. Но если вспомните какой-нибудь китайский автомобиль с атмосферным мотором и вариатором, то с вероятностью, превышающей 50%, там будет именно эта трансмиссия.
На ВАЗе не скрывают, что выбирали между вариатором и роботизированной коробкой с двумя сцеплениями. И выбрали первый вариант как потенциально более надежный и с более плавной работой.
Как устроен вариатор на Lada Vesta
Вариатор как тип трансмиссии известен чуть ли не с момента изобретения автомобиля, причем первые образцы были ручными. Автоматические появились позднее, но и им уже более полувека.
Принцип работы прост. Представьте два конуса, между которыми натянут ремень. Этот ремень может двигаться таким образом, что в одном крайнем положении он натянут на узкий конец одного конуса и широкий конец другого, а во втором крайнем положении, напротив, на широкий конец первого конуса и узкий — другого. Плюс существует бесконечное число вариантов промежуточных положений ремня, потому такая трансмиссия и называется вариатором.
При смене положения ремня на конусах меняется и передаточное отношение. Вот так это и работает. Минусом такой трансмиссии является прочность самого ремня. Многие годы их не умели делать достаточно крепкими, чтобы применять с мощными автомобильными двигателями. Сейчас научились. Так, ремень вариатора на Lada Vesta — стальной, а сама трансмиссия рассчитана на крутящий момент в 180 Нм (на короткий период — больше 200 Нм). У мотора Lada при этом максимум 170 Нм, так что есть запас.
Для плавной передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии используется гидротрансформатор как на классических автоматах. Он блокируется на скорости 15 км/ч. Сама трансмиссия отличается большим объемом масла, превышающим 7 литров. Это хорошо и для долговечности, и для охлаждения.
На ВАЗе утверждают, что масло в вариаторе надо поменять один раз на 30 тыс. км пробега, после чего его хватает на весь срок службы автомобиля. Читать это следует так, что масло можно не менять до окончания срока гарантии, которая истекает через три года или 100 тыс. км пробега. После чего не мешает поменять масло снова.
Какой мотор стоит на Lada Vesta с автоматом
Китайский вариатор в Тольятти подружили с 1,8-литровым собственным двигателем мощностью 122 л.с. Такой мотор изначально создавался именно для Lada Vesta и прежде уже ставился на данную модель, но с механической коробкой передач.
Сам двигатель был существенно модернизирован. Признаем честно: репутация у 122-сильного агрегата сложилась так себе: он знаменит высоким расходом масла, рывками при интенсивном разгоне, склонностью гнуть клапаны о поршни при обрыве ремня ГРМ. Как утверждают на ВАЗе, все эти проблемы они полностью устранили.
Позже этот силовой агрегат получит и механическую коробку передач. Но тоже китайскую, с шестью ступенями вместо пяти у отечественной коробки.
Как едет Lada Vesta с автоматом
Версия с вариатором у Lada Vesta уже была. На нее ставилась пара из японского мотора Nissan и трансмиссии Jatco, знакомая, например, по модели Tiida. Я ездил на такой машине и помню ее как очень ленивую. Не то, чтобы трансмиссия запаздывала, но такая Vesta воспринималась как маломощная, неторопливая, словно потяжелевшая. Даже более крупная Tiida на фоне Vesta с той же связкой 113-сильного мотора и вариатора субъективно казалась резвее.
Так вот, отличие первое, новая Vesta с собственным 122-сильным мотором и китайским вариатором едет куда резвее прежней, что подтверждается и заводскими замерами, и субъективными ощущениями. В целом коробка ведет себя идеально. Машина плавно трогается, без толчков переключается с переднего хода на задний и обратно, трансмиссия позволяет тормозить двигателем.
Спортивного режима нет, но есть ручной, с имитацией семи ступеней. При разгоне «в пол» в автоматическом режиме мотор тоже не зависает на повышенных оборотах, а пересчитывает семь виртуальных ступеней. Так и должен вести себя правильный вариатор.
Единственный нюанс и еще одно отличие — надо помнить, что пока у Lada Vesta нет системы стабилизации и такой ее функции, как антипробуксовка. А потому на льду в горку и правда лучше не останавливаться. Иначе колеса забуксуют, мотор раскрутится, а потом бац, зацеп, удар по трансмиссии, поломка.
В остальном Vesta, которой в этом году исполняется уже 9 лет с момента ее появления, не изменяет себе. У автомобиля отличное шасси, которое обеспечивает хорошую управляемость и прощает не самые идеальные российские дороги. Особенно у версии Cross — на тест привезли только такие автомобили. Главное не забывать, что все Vesta Cross с рождения обуты в 17-дюймовые колеса с низким профилем резины, которая очень не любит российские выбоины в асфальте.
Vesta остается «Ладой»
При общем позитивном впечатлении от машины в ней не забываешь о том, что это отечественный автомобиль, пусть и лучшего в этой категории качества. И это качество от экземпляра к экземпляру может разниться — это положение дел можно назвать еще одним общим отличием модели.
Так, импортозамещенные подрулевые рычажки на одном автомобиле ведут себя не то, чтобы хорошо, но вполне удовлетворительно. А на другом своей нечеткостью вызывают недоумение. Цифровая панель приборов, которая положена топ-версиям Vesta, в одной машине не видит бензина в полном баке и уверяет, что он пуст. А в другой — отказывается включать круиз-контроль без перезапуска двигателя.
Да и вариатор может внезапно удивить рывками перед остановкой, словно блокировка гидротрансформатора не успевает разомкнуться и мотор норовит заглохнуть. Машина подергалась-подергалась и перестала, самоизлечившись от недуга до такой степени, что расскажи об этом — и не поверят.
На ВАЗе осторожно признают, что Vesta есть куда улучшать. И порой сокрушаются, что не всегда удается импортозаместить детали без потери их качества. Производитель обещает неустанно работать, улучшать, исправлять. А пока Lada Vesta с вариатором и начальным ценником ниже 1,6 млн руб. — почти самый дешевый новый автомобиль в России с двумя педалями. Почему почти скажу чуть ниже, а сейчас отмечу, что те немногочисленные конкуренты, которые с автоматом стоят до 2 млн руб., недостатков тоже не лишены. Скажу больше: машины заметно лучше Lada Vesta с вариатором, конечно, есть, но их начальная цена уже приближается к 3 млн руб.
Vesta меняет позиционирование в пользу универсала
В 2023 году, когда Lada Vesta вернулась на российский рынок, в салонах дилеров версии с кузовом универсал были большой редкостью, а в некоторые месяцы не поступали с завода вовсе. Теперь, с появлением вариатора, упор решено сделать именно на пятидверные Vesta SW, продажи которых могут даже превысить 50% от всех вариантов модели.
Как это связано с вариатором? Все очень просто. На ВАЗе заметили, что Vesta SW, особенно в версии Cross, вполне сопоставима с китайскими переднеприводными кроссоверами, а именно они сейчас лидируют на рынке иномарок. И какое у них было прежде преимущество? Правильно — автоматические трансмиссии. Теперь такая есть и у Lada Vesta SW Cross. Чем тогда отечественная пятидверная машина не конкурент какому-нибудь Haval Jolion? Тем более, что он примерно на 300 тыс. руб. дороже.
Дешевле — только Lada Granta с автоматом
На презентации Lada Vesta с вариатором было официально подтверждено: в ближайшее время у дилеров начнут появляться Lada Granta с двумя педалями. Но не все так просто.
Японские четырехступенчатые автоматы Jatco ставились на Lada Granta до 2022 года и неплохо себя показали. Как оказалось, на ВАЗе осталось около 5 тыс. таких коробок. Их хотели передать дилерской сети для замены по гарантии, но там заявили, что им хватит и сотни агрегатов. Так что АвтоВАЗ временно возобновляет выпуск Lada Granta с автоматом.
Правда, в свободную продажу поступят не все машины. Около четверти из них передадут социальным службам. Остальные можно будет купить, хотя цены пока не объявлены. В любом случае Vesta окажется дороже.
Должна была конкурировать с Hyundai и Skoda: 6 фактов о новой Lada Vestа
АвтоВАЗ назвал цены на все комплектации Lada Vesta с вариатором
Насколько подорожали автомобили в России за два года. Список с ценами
Автомобили по параллельному импорту подорожают. Что изменится с 1 апреля