Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает
За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) — это датчик, определяющий текущий угол открытия заслонки дросселя и отправляющий эти показания блоку управления. Является одним из контрольных элементов системы управления инжекторного двигателя.
Основываясь на показаниях датчика положения дроссельной заслонки (не только, но в том числе), блок управления контролирует обороты, как на холостом ходу, так и при нагрузке. ДПДЗ, наряду с другими датчиками (положения коленвала, детонации, массового расхода воздуха и др.), является «глазами» ЭБУ, дающими обратную связь при нажатии педали газа. На многих современных моторах ДПДЗ также отвечает за холостые обороты, так как электронный дроссель заменяет собой классический регулятор холостого хода. По очевидным причинам датчик положения дроссельной заслонки устанавливается только на автомобили с электронной системой впрыска топлива.
Как работает датчик положения дроссельной заслонки
ДПДЗ является частью дроссельного узла, хотя отдельная его замена возможна. Представляет из себя потенциомер, связанный с осью заслонки. При перемещении заслонки в процессе управления газом (механически — тросиком, или сервомотором, если газ «электронный») потенциомер вращается на такой же угол. Соответственно, меняется его сопротивление, что дает обратную связь блоку управления — на какой фактический угол сейчас открыта заслонка. Основываясь на этих и других данных от прочих датчиков, ЭБУ корректирует смесь и регулирует обороты в соответствии с заложенной программой.
Многие современные ДПДЗ имеют более надежную бесконтактную схему, где вместо потенциомера с резистивными дорожками используется датчик Холла.
Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки
Как и в случае с почти любой неисправностью сложного современного двигателя, точно установить причину можно только с помощью OBD-сканера. Тем не менее, существует два основных признака, с высокой долей вероятности указывающих на неисправность датчика положения дроссельной заслонки.
- Плавающие холостые обороты.
- Неадекватный отклик на перемещения педали газа. Двигатель может реагировать на действия или с задержкой, или, напротив, слишком резко. Также характерна нестабильность оборотов и тяги при неизменном уровне газа, особенно в типичных (средних) положениях педали.
Еще раз оговоримся, что перечисленные симптомы могут являться следствием и других неисправностей, однако при нарушении работы ДПДЗ будут проявляться наверняка.
Проверка датчика положения дроссельной заслонки мультиметром
Способ самостоятельной проверки ДПДЗ с помощью мультиметра подходит не всем моделям, но в общих случаях возможен, и дает вполне очевидные результаты диагностики. Алгоритм действий следующий.
Способ 1 — по напряжению
- Мультиметр перевести в режим измерения напряжения постоянного тока с пределом в 20 вольт.
- Выключить зажигание.
- Отсоединить разъем, снять датчик и определить его контактные выводы. Классический трехконтактный ДПДЗ имеет плюсовой, минусовой и сигнальный выводы. Обозначения могут присутствовать на самом датчике или ответной фишке проводки к нему. Часто это «А», «B» и «C» соответственно.
- К сигнальному выводу «C» на фишке подсоединить провод и вставить фишку обратно в датчик (чтобы провод остался снаружи).
- Приставить плюсовой щуп мультиметра к выведенному от сигнального контакта проводу, минусовой щуп — к «массе» автомобиля (любой металлической детали поблизости).
- Включить зажигание и поворачивать дроссель рукой — если привод тросиковый, — или попросить напарника нажимать газ, если заслонка электронная. Наблюдать за показаниями прибора. При исправном датчике в состоянии покоя (педали отпущена) мультиметр должен показывать 0,3-0,5 вольт. Максимальное значение (газ полностью нажат) — 4,5-5 вольт.
При этом важны не только крайние значения, но и плавность роста напряжения по мере нажатия на газ. Изменение напряжения должно происходить плавно и равномерно, точно соответствуя манипуляциям с педалью. Если начальный или конечный вольтаж значительно отличаются от указанных выше, а также есть скачки напряжения, не соответствующие перемещениям педали — вероятно, ДПДЗ неисправен. Самым идеальным вариантом будет проводить данный тест аналоговым (стрелочным) вольтметром, для максимальной наглядности показаний, но сегодня это большая редкость.
Если на экране всегда высвечивается «0», то стоит искать обрыв опорного напряжения на датчик (на выводах «A» и «B» фишки при зажигании всегда должно быть 5 вольт).
Способ 2 — по сопротивлению
Схожим образом проводится проверка на сопротивление ДПДЗ. Только мультиметр переводится в режим измерения сопротивления (предел — до 20 кОм), а щупы подсоединяются к сигнальному и минусовому разъемам отключенного от проводки датчика. Если дроссель с механическим приводом, ДПДЗ можно не снимать и двигать дроссель рукой. Если он с электроприводом — датчик нужно снять и вращать его ось, например, карандашом.
При отпущенной педали на мультиметре должно быть в районе 1-2 кОм, при полностью выжатой — около 8-10 кОм. Если на экране нет значений (всегда показывается единица) — в датчике обрыв. Если значения меняются ступенчато, плавают, или сильно отличаются от указанных пределов — датчик работает некорректно.
Часто задаваемые вопросы
Может ли автомобиль передвигаться при отказе датчика положения дроссельной заслонки?
Да. Несмотря на важность информации, поступающей с ДПДЗ, блок управления вполне способен поддерживать относительно стабильную работу двигателя без него. Но, разумеется, водитель сразу же ощутит побочные эффекты: потерю стабильности холостого хода, ограничение по оборотам, клевки при разгоне, снижение мощности и т.д.
Трудно ли поменять ДПДЗ своими руками?
Нет. В подавляющем большинстве случаев датчик заслонки находится под капотом в прямом доступе и закреплен на корпусе дросселя парой болтов.
Возможна ли регулировка или ремонт датчика положения дроссельной заслонки?
В общем случае — нет. Конструкция и функционирование ДПДЗ не подразумевает какого-либо вмешательства, кроме процедуры адаптации (для некоторых двигателей) с помощью OBD-сканера. На практике многие умельцы разбирают корпус с целью чистки и даже перенастройки потенциомера, но подобные примеры находятся вне плоскости обсуждения стандартного функционала ДПДЗ.
Читайте также:
Как проверить аккумулятор мультиметром на работоспособность, заряд, утечку тока Что такое контрактный двигатель и нужно ли оформлять замену в ГИБДД История и характеристики двигателя ЗМЗ-402 Какая рабочая температура бензинового и дизельного двигателя считается нормой