Все о МКАД: что это за дорога и какая у нее история
Что такое МКАД
МКАД (Московская кольцевая автомобильная дорога) — это кольцевая бессветофорная автомобильная дорога, которая частично проходит по административной границе Москвы. МКАД является частью Европейских маршрутов Е30, Е101, Е105, Е115, Е119, а также Азиатских маршрутов АН6 и АН8.
Протяженность трассы с асфальтобетонным покрытием — 108,9 км. Нулевым километром изначально определили место пересечения трассы с Ярославским шоссе, но затем перенесли к пересечению с шоссе Энтузиастов. На этом якобы настоял тогдашний глава советского государства Никита Хрущев, предполагавший, что оттуда будет начинаться «великая трасса в Китай», который тогда виделся главным стратегическим союзником СССР. Затем наступил кризис в отношениях между двумя социалистическими государствами, но на расположение нулевого километра МКАД это не повлияло. Расстояния на столичной кольцевой трассе отсчитываются от нулевого километра по часовой стрелке.
В 2024 году на МКАД имеется 35 съездов и 12 транспортных развязок в местах пересечения с вылетными магистралями и Северо-Восточной хордой. Скоростной лимит — 100 км/ч. МКАД лидирует в Москве по плотности камер фотовидеофиксации — по данным за прошлый год, на дороге работает 770 умных камер, выявляющих до 13 типов инцидентов.
История МКАД
Официальное открытие МКАД состоялось 5 ноября 1962 года, в канун 45-й годовщины Октябрьской революции. Однако к проектированию трассы приступили еще в 1937-м, а двумя годами позже ее маршрут был закреплен на местности. Реализации планов строительства помешала начавшаяся 22 июня 1941 года война с гитлеровской Германией. В июле-августе того же года по решению Государственного комитета обороны СССР по упрощенной схеме к западу от столицы была построена временная обходная грунтовка протяженностью порядка 130 км с наплавными мостами через Москва-реку и канал Москва-Волга. Эта безымянная дорога, сыгравшая важную роль в контрнаступлении советских войск в декабре 1941 года, может считаться прообразом МКАД, хотя маршруты трасс в значительной мере различались. В обоих случаях строительством руководил инженер-полковник А.С.Кубасов (1898-1986), организатор и первый директор института «Союздорпроект» ГУШОСДОР НКВД-МВД СССР.
Строительство МКАД
МКАД в своем развитии прошла несколько этапов:
1. Начало строительства
По замыслу проектировщиков, трасса должна была иметь:
- Асфальтовое покрытие.
- По четыре полосы для движения в каждом направлении.
- Систему освещения.
Однако в стране, недавно пережившей страшную войну, а затем включившейся в гонку вооружений и развивающей амбициозную космическую программу, ощущался дефицит средств, поэтому изначальный проект максимально удешевили:
- Количество полос в каждом направлении сократили до двух общей шириной 7 м.
- Вместо асфальта покрытие по американской технологии выполнили из бетонных плит, а обочину — из рифленых плит, сигнализирующих о съезде с дорожного полотна.
- Система освещения, разметка, а также подземные и надземные пешеходные переходы отсутствовали.
Вместе с тем впервые в практике дорожного строительства в СССР на МКАД были выполнены развязки клеверного типа. Вдоль трассы обустроили «карманы» для остановки транспорта, автобусные остановки, стационарные посты ГАИ, несколько АЗС, а также построили мотели. Безопасность встречных потоков обеспечивал 4-метровый газон с высокими бордюрами.
Строительство МКАД началось в конце 1956 года, а 22 ноября 1960 года был открыт для движения первый участок от Ярославского до Симферопольского шоссе. Еще через два года трассу, рассчитанную на пропуск 36 тыс. автомобилей в сутки, сдали в эксплуатацию. На тот момент на МКАД имелось 7 мостов, 54 путепровода и 33 двухуровневых развязки.
2. Второй этап
В 1970-е в связи с ростом транспортных потоков потребовалось увеличить пропускную способность МКАД до 50 тыс. автомобилей в сутки. Для этого с 1974 года проводилась частичная реконструкция магистрали, в ходе которой, в частности, на самом старом участке между шоссе Энтузиастов и Волгоградским проспектом число полос в каждом направлении увеличили до трех, а также построили дополнительные пешеходные переходы. Однако эти полумеры в целом ситуацию к лучшему не изменили.
Реконструкция МКАД
К концу 1980-х стало очевидно, что МКАД нуждается в глубокой реконструкции, но нараставшие негативные процессы в СССР и последующий распад страны отразились на объемах и темпах выполнения необходимых работ.
1. 1990-1991 годы
В этот период на многих участках количество полос для движения в каждом направлении увеличили до трех за счет отказа от разделительного газона, что негативно отразилось на безопасности движения. В год на трассе погибало более двухсот человек и свыше тысячи получали увечья. Тогда за МКАД закрепилось неофициальное название «дорога смерти». При этом скорость потока не превышала 40 км/ч, а заторы, особенно в час пик, стали обыденным явлением.
2. 1993-1994 год
В качестве первоочередных мероприятий по реконструкции МКАД были выполнены работы по освещению трассы и устройству барьеров, разделяющих встречные потоки.
3. 1995-1998 год
На этот период пришлись наиболее масштабные работы (их стоимость составила 24 млрд. рублей в ценах 1995 года) по реконструкции МКАД, которая позволила привести всю трассу в соответствие с международными стандартами для магистралей высшей категории. В результате:
- Дорожное полотно расширено до 50 м, что позволило довести число полос в каждом направлении до пяти.
- Построено 76 мостов и путепроводов, 47 развязок, в том числе трех- и четырехуровневых, 11 транспортных и коммуникационных тоннелей.
- Построено 49 надземных и 4 подземных пешеходных перехода.
- Построено 49 пар автобусных остановок.
- Установлено 11,6 км шумозащитных и 6,8 км декоративных заграждений.
- Создана кольцевая система связи (КСС МКАД), отвечающая за контроль и управление наружным освещением трассы.
Несмотря на проведенный огромный объем работ, избавить МКАД от «пробок» не удалось. Рекорд был зафиксирован 15 мая 2008 года, когда из-за перекрытия нескольких дорог сотрудниками ДПС внутренняя сторона МКАД на участке протяженностью 68 км стояла порядка 12 часов.
4. 2011-
Период замены оставшихся «накопителей» заторов, дорожных развязок клеверного типа на направленные съезды. Последний такой объект, Липецкая развязка, главные южные ворота Москвы с прямым выходом на федеральную трассу М-4 «Дон», был открыт для движения 18 сентября 2023 года. Кроме того, в программе этого этапа реконструкции МКАД:
- Строительство дублеров рядом с крупными торговыми центрами и офисными объектами.
- Обустройство дополнительных полос для движения на ряде участков.
- Обустройство новых полос для разгона и торможения.
До конца 2024 года в рамках дополнительных мероприятий планируется построить еще 11,8 км дорог, включая путепровод через ж/д пути на боковом проезде с внешней стороны МКАД длиной 60 м. С внутренней и внешней стороны МКАД 26-31 км организуют боковые проезды общей протяженностью 3,8 км.
Объекты МКАД
За период своего существования и особенно в последние десятилетия вдоль МКАД сложилась развитая инфраструктура. Она включает:
Торговые центры и магазины:
- Гипер Лента, гипермаркет, 2 км.
- Шоколад, торговый центр, 2 км.
- Драйв, торговый центр, 8 км.
- Скарабей, торговый центр, 8 км.
- Hoff, магазин мебели, 8 км.
- Меха и кожа, торговый центр, 14 км.
- Птичий рынок, магазин зоотоваров,14 км.
- Садовод, вещевой рынок, 14 км.
- Южные ворота, торговый центр, 19 км.
- Развилка, магазин автозапчастей, 23 км.
- Vegas, торговый центр, 24 км.
- Ашан, гипермаркет, 24 км.
- Твой Дом, строительный гипермаркет, 24 км.
- ТК конструктор, строительный магазин, 25 км.
- Варшавка 33, торговый центр, 33 км.
- МЕГА, торговый центр, 41 км.
- Галерея Ремонта, торговый центр, 47 км.
- Гипер Лента, 47 км.
- Говорово, торговый центр, 47 км.
- OBI, строительный гипермаркет, 47 км.
- Автоджин, автомолл, 55 км.
- Ашан, гипермаркет, 66 км.
- Крокус Сити Молл, торговый центр, 66 км.
- Твой дом, строительный гипермаркет, 67 км.
- Гвоздь, торговый центр, 68 км.
- Вэйпарк, торговый центр, 71 км.
- КухниПарк, торговый центр, 71 км.
- О’кей, гипермаркет, 71 км.
- Арфа, торговый центр, 73 км.
- Dexter, торговый центр, 78 км.
- РИО, торговый центр, 81 км.
- Ашан Алтуфьево, гипермаркет, 84 км.
- Час Пик, торговый центр, 87 км.
- Ашан, гипермаркет, 91 км.
- Metro, гипермаркет, 104 км.
Развлекательные центры:
- ТейкаБум, 24 км.
- Little Star&Happy City, 24 км.
- Playport, 32 км.
- Аэродинамика, 47 км.
- Joki Joya, 55 км.
- Майхоббибокс, 66 км.
- Набеги, 67 км.
- LaserLand, 67 км.
- Джампвэй, 71 км.
- Космик, 71 км.
- ЧайЛэнд, 87 км.
АЗС:
- Татнефть, 1 км.
- Лукойл, 2 км.
- Лукойл, 3 км.
- Татнефть, 4 км.
- Роснефть, 5 км.
- Роснефть, 6 км.
- Роснефть, 8 км.
- Лукойл, 9 км.
- Роснефть, 10 км.
- Нефтьмагистраль, 12 км.
- Нефтьмагистраль, 13 км.
- Газпромнефть, 16 км.
- Газпромнефть, 19 км.
- Радуга, 19 км.
- Роснефть, 25 км.
- Сибирьнефть, 26 км.
- Лукойл, 28 км.
- Роснефть, 29 км.
- Татнефть, 29 км.
- Газпромнефть, 31 км.
- Avis, 32 км.
- Mmk Petrol, 33 км.
- Газпромнефть, 34 км.
- Татнефть, 38 км.
- Фортекс, 38 км.
- Лукойл, 40 км.
- Газпромнефть, 43 км.
- Газпромнефть, 46 км.
- Shell, 49 км.
- Лукойл, 51 км.
- Нефтьмагистраль, 51 км.
- Эверон, 52 км.
- Газпромнефть, 53 км.
- Лукойл, 58 км.
- Роснефть, 62 км.
- Газпромнефть, 64 км.
- Роснефть 64 км.
- Роснефть, 73 км.
- ФСВ, 78 км.
- Роснефть, 81 км.
- Газпромнефть, 84 км.
- Газпромнефть, 86 км.
- Газпромнефть, 90 км.
- ТрансАЗС, 90 км.
- ТрансАЗС, 93 км.
- Shell, 103 км.
- Газпромнефть, 104 км.
- Лукойл, 109 км.
Гостиницы:
- Рослеспром, 33 км.
- Русотель, 33 км.
- Аквариум, 67 км.
- Гринвуд, 73 км.
Часто задаваемые вопросы
Оправдывает ли себя МКАД?
В связи с расширением административных границ Москвы, начиная с середины 1980-х, МКАД на значительном протяжении превратилась во внутригородскую магистраль, которая по-прежнему обеспечивает связь между многими районами столицы, поскольку строительство хордового кольца по меньшему радиусу продолжается.
Какие перспективы есть у МКАДа?
Сегодня, по мнению экспертов, МКАД исчерпала ресурсы развития. Это связано с тем, что в непосредственной близости от трассы находятся торговые, развлекательные, выставочные центры и жилые кварталы, препятствующие дальнейшему расширению автомагистрали. Единственным способом разгрузить МКАД является строительство трасс-дублеров как на большем, так и на меньшем удалении от центра Москвы.
Чем МКАД отличается от ЦКАД?
ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога А-113), на всем протяжении которой движение было открыто в 2021 году, также опоясывает Москву, но:
- ЦКАД проложена по существенно бОльшему радиусу, чем МКАД. В связи с этим длина трассы составляет 336,5 км.
- 260 км ЦКАД приходится на платные участки, тогда как за проезд по МКАД плата не взимается.
- Число полос движения на ЦКАД в настоящий момент меньше: 4 против 10 на МКАД.
- Скоростной лимит на платных участках ЦКАД несколько выше: 110 против 100 км/ч. На бесплатном отрезке ЦКАД действуют ограничения в 90 и 70 км/ч.
- Загруженность ЦКАД существенно ниже. По данным на середину прошлого года, в сутки по новой кольцевой магистрали проезжало порядка 21 тыс. автомобилей, тогда как трафик на МКАД превысил миллион транспортных средств.
Трасса М-12 от Москвы до Тюмени: что известно и сколько стоит Трасса М-4 «Дон»: отели, заправки, платные участки Трасса М-11 Нева: стоимость проезда, карта, заправки, кафе