Когда День военного автомобилиста и чем занимаются автомобильные войска
Когда День военного автомобилиста
День военного автомобилиста отмечается ежегодно 29 мая. Профессиональный праздник учрежден в память о создании в этот день в 1910 году императором Николаем Вторым первой учебной автомобильной роты, в которой занимались подготовкой механиков-водителей для воинских частей. Праздник не является плавающим и отмечается всеми военнослужащими, в перечень обязанностей которых входит управление любым транспортным средством. В современной России праздник отмечается с 2000 года, с момента подписания соответствующего приказа министром обороны РФ Дмитрием Сергеевым.
Что такое автомобильные войска
Автомобильные войска или автобат — это специальные войска, оснащенные военными автомобилями. Они предназначены для транспортировки личного состава, подвоза продовольствия, горючего, боеприпасов и прочих средств, которые необходимы для ведения боевых действий. Также автомобильные войска используются для эвакуации больных, раненых, техники. Они перевозят другие подразделения, не имеющие своего транспорта.
История автомобильных войск
Прообразом современных автомобильных войск послужили созданные в 1906 году автомобильные команды инженерных войск. Чуть позже, 29 мая 1910 года, в Санкт-Петербурге сформировали первую учебную автомобильную роту, ставшую позднее основным центром по подготовке транспорта и кадров, способных им управлять. Сегодня эта дата отмечается как День автомобильных войск. Перед началом Первой мировой войны в российской армии уже насчитывалось пять авторот, в которых было 418 грузовых и 259 легковых автомобилей.
Большую роль автомобили сыграли в Первой мировой войне. Их использовали для перевозки военных грузов, солдат и раненых, а также как подвижные артиллерийские и пулеметные точки. Тогда же автомобили стали одевать в броню. За годы войны в русской армии появилось более 400 бронеавтомобилей, которые были сведены в пятьдесят бронеотрядов.
Главной задачей автомобильных войск в годы гражданской войны была перевозка грузов на дальние расстояния. Использовали их и для оперативной переброски войск. Достаточно часто на автомобили ставили вооружение — пулеметы или пушки. После окончания гражданской войны началось обновление изношенной техники. Первыми отечественными автомобилями, поступившими в войска, стали грузовики АМО Ф-15. Это первый советский грузовик, выпускавшийся серийно московским заводом АМО (Автомобильное московское общество).
В 1933 году был сформирован механизированный корпус — первое в мире подвижное соединение, вся техника и вооружение которого имели механическую тягу. Согласно штату, в нем было предусмотрено более 200 автомобилей. К 1936 году в армии было уже четыре подобных корпуса. В годы индустриализации быстрыми темпами реконструировались старые автозаводы и строились новые. После реконструкции АМО и его переименования в завод имени Сталина здесь стали производить трехтонные грузовики ЗИС- 5.
Новым этапом развития автомобильных войск СССР стала Великая Отечественная война. Через месяц после начала войны было создано Автодорожное управление Красной армии. Общее количество грузовых, легковых и специальных автомобилей в советских войсках составляло около 272 600. Это были в основном легковые ГАЗ-М1 и ГАЗ-61, а также грузовые и специальные на их базе ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, ГАЗ-ААА, ЗИС -5 и ЗИС- 6.
После окончания Великой Отечественной началось оснащение автомобильных войск СССР полноприводными машинами, в том числе специальными, так как находящиеся на вооружении уже безнадежно устарели. В послевоенное время в автомобильных войсках основными типами автомобилей стали большегрузные КамАЗ, Урал, КрАЗ и другие.
В конце сороковых началось производство армейских автомобилей, имевших колесную формулу 6х6 ЗИС-151. В 1953 году с конвейера московского завода имени Лихачева (бывший ЗИС) сошли автомобили ЗИЛ -157 и ЗИЛ -164, а завод в Горьком начал выпуск ГАЗ — 53. В 60-70 годы автомобильные войска продолжали оснащать новой техникой. На вооружение поступили ЗИЛ-131, ГАЗ-66, Урал — 375 и УАЗ-469.
В 1975 была создана автомобильная служба Советской армии, которая получила название «Автобат». Тогда же войска стали пополняться первыми автомобилями Камского автозавода КамАЗ -5310. С 1987 года автовойска перешли в подчинение Центрального автомобильно-дорожного управления министерства обороны (ЦАДУ).
Их структура довольно разветвленная. Подразделения различных родов войск имеют свои части, обеспечивающие перевозки личного состава и различных грузов. Самым мощным средством, осуществляющим автоперевозки в стратегических и оперативных масштабах, являются специальные автомобильные бригады, находящиеся в армейском, фронтовом и центральном подчинении. Специалистов для этих войск готовят военные кафедры семи вузов технического профиля.
Форма у этого рода войск общевойсковая. Отличительным знаком являются шевроны, петлицы и эмблема. Флаг автобата представляет собой черное полотнище, на котором изображена эмблема войск и их девиз: «Автомобильные войска всегда готовы для броска».
Автомобили военного назначения
Бронеавтомобиль «Тайфун-ВДВ»
В базовой комплектации «Тайфун-ВДВ» представляет собой бронеавтомобиль, способный перевозить людей и грузы. Имеет однообъемный бронекорпус с комбинированной защитой, соответствующей 5-му классу ГОСТ Р 50963-96. Обеспечена защита от взрыва 6 кг тротила под колесом или 4 кг под днищем. В конструкции предусмотрены все основные средства и методы защиты экипажа от негативного влияния взрыва. В частности, экипаж и десант размещаются в энергопоглощающих креслах.
Броневик оснащен двигателем КамАЗ-650.10-350 мощностью 350 л.с. и автоматической коробкой передач. Подвеска выполнена на основе гидропневматических амортизаторов. Максимальная скорость машины достигает 100 км/ч, запас хода — 1200 км. Боевая масса броневика в базовой конфигурации — 13,5 т.
Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел»
Легкобронированный бронеавтомобиль применяется в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного. Одновременно на борту «Выстрела» могут находиться до десяти бойцов, включая водителя и старшего машины. 16-миллиметровая броня обеспечивает экипажу и десанту бронирование при обстреле по 6-му классу защиты. Существует пять модификаций, для сухопутных войск используется БПМ-97.
Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат»
Создан на базе агрегатов автомобиля КамАЗ с колесной формулой 6 х 6. Предназначен для перевозки по дорогам всех категорий в различных климатических условиях и защиты личного состава. Защищен от взрыва безоболочных взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на поверхности крыши.
В передней части бронекорпуса расположены две боковые распашные двери (водителя и командира), в кормовой части — две распашные двери, а в крыше — шесть люков. Лобовое стекло с электрообогревом. Вместимость — 10 человек. Подвесные кресла десанта со встроенными амортизационными устройствами позволяют снизить нагрузку на человека при подрыве автомобиля на мине.
Автомобиль «Урал-4320»
Грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колесной формулой 6 × 6 производится на Уральском автозаводе в Миассе. Разработан для транспортировки грузов, людей и трейлеров на всех типах дорог. Обладает значительными преимуществами по сравнению с аналогичными машинами: легко преодолевает заболоченные участки, броды до 1,5 м, канавы до 2 м, рвы, подъемы до 60%. Грузовики и шасси этой линейки начали выпускать в 1977 году. Сегодня ихпроизводят в существенно модернизированном виде с дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 230–312 л. с. экологического класса «Евро-4».
Бронеавтомобиль «Рысь»
Совместная разработка российских и итальянских компаний, российская вариация итальянской бронемашины Iveco LMV M65. Предназначена для обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности в разных родах войск и силовых структурах. Также применяется как транспортная база легких систем вооружения, связи и военной техники.
Бортовой тягач КамАЗ-6350 из семейства «Мустанг»
Используется для транспортировки людей, а также сопутствующих грузов и буксировки крупных прицепов практически по всем типам местности. Колесная формула 8 х 8 делает его практически незаменимым для военной службы. Основные отличия машины — увеличенная грузоподъемность и довольно большая длина рамы. Это обеспечивает возможность установить на нее дополнительные модули и специализированные надстройки. На базовом шасси монтируются многие модификации для армии: кузов-контейнер, автомобильные кухни-столовые, опытный образец ЗРПК 96К6 «Панцирь-С1» и так далее.
Кому подчинены автомобильные войска
По структуре автомобильные войска относятся к Специальным войскам, но могут существовать как отдельные подразделения или входить в состав войсковых частей другого назначения. Автопарки с различной техникой имеются в частях всех без исключения видов и родов войск. Главная транспортная нагрузка возложена на автомобильные бригады и отдельные автомобильные батальоны. Автомобильные подразделения имеются и в других силовых структурах России.
Как попасть в автомобильные войска
Получить такую армейскую специальность, как водитель, может любой желающий. При распределении в военкомате нужно сказать о наличии прав или желании обучиться на водителя. Решение принимает комиссия в зависимости от потребностей.
Однако прежде предстоит пройти медицинский осмотр. Чтобы стать водителем, необходимо получить категорию не ниже Б-3, которая дает возможность прохождения военной службы с незначительными физическими нагрузками.
В армии наиболее востребованы водительские категории В и С. Как и на гражданке, с категорией В доверят управление только легковой машиной. Категория С позволит управлять более тяжелой техникой, включая БТР.
Читайте также:
Категории водительских прав: виды, расшифровка Сколько нужно учиться на водительские права в 2024 году Права категории С: как получить, инструкция Категория В1: что обозначает в правах и кому она нужна Медкомиссия для получения прав: как пройти в 2024-м