Путин и Песков протестировали вездеходы на Чукотке. Что это за машины
10 января президент России Владимир Путин впервые посетил Чукотку, а именно столицу региона, город Анадырь. Страну облетели кадры, на которых сам глава государства, а также его пресс-секретарь Дмитрий Песков садятся в отечественные внедорожные машины, которых в европейской части России встретить почти невозможно. Autonews.ru разобрался, что это за техника.
Дороги нет
Аэропорт «Угольный», расположенный вблизи Анадыря, помимо своей гражданской функции исторически имеет стратегическое военное значение — от территории США его отделяет только Берингов пролив. А потому обслуживание собственно города для этого воздушного порта не являлось единственной задачей.
Отсюда первый важный момент. Всесезонной дороги от аэропорта до Анадыря не существует. Эти два объекта разделены морской бухтой. Летом пересечь ее можно по воде, в частности на судах на воздушной подушке, в межсезонье — на вертолете. А зимой — по льду. В начале января этот лед даже при чукотских морозах не считается достаточно крепким, и большегрузы по нему не пускают. Но легкие колесные вездеходы с минимальным давлением на поверхность считаются безопасными.
По словам пресс-секретаря российского президента, которого цитирует ТАСС, ледовая трасса (зимник) еще не открыта, но к приезду Путина крепость льда многократно проверили. Тем не менее, проехать по такому сезонному пути можно не на любой технике, особенно с учетом риска внезапного возникновения снежных переметов. Потому, местные жители используют специальную технику — снегоболотоходы.
Что такое снегоболотоходы
В данном случае, это подвид вездеходов, представляющий из себя относительно легкую технику на шинах низкого давления. Преодоление бездорожья в условиях зыбких грунтов, болота и снега напрямую зависит от давления транспортного средства на грунт — чем оно ниже, тем меньше шанс «зарыться» и застрять.
Добиться снижения давления на грунт можно двумя способами. Это либо снижение массы самого вездехода, что ограничивает его мощность, размеры и грузоподъемность, либо увеличивая площадь контакта. В данном случае контакт с поверхностью осуществляют огромные шины, которые за счет низкого давления «распластываются» по земле или, в случае бухты в Анадыре — по снегу и льду.
Достоинством таких вездеходов является высокая проходимость, скорость и комфорт в сочетании с относительно низкой стоимостью. Минусом можно признать «нежность» шин, что делает в горах, на острых камнях предпочтительнее вездеходы на металлических гусеницах. Или «гусках», как говорят на востоке Якутии и на Чукотке.
«Хищник» против «Трэкола»
На видео с места приезда Путина видно, как минимум две машины примерно одного класса. На той, что цвета слоновой кости, передвигается сам глава государства. На оранжевом вездеходе едет его пресс-секретарь Дмитрий Песков.
В СМИ уже появилась информация о том, что оба автомобиля носят марку «Хищник». Это можно объяснить тем, что видео с Песковым появилось раньше, а он сел именно на переднее пассажирское кресло «Хищника».
На самом деле это разные машины, но примерно одного класса. Обе имеют по шесть ведущих колес с шинами низкого давления, но «Хищники» делают в Тюмени, а «Трэкол» в подмосковном городе Люберцы. Из принципиальных технических различий отметим, что внешние панели «Хищника» изготавливаются из алюминиевых сплавов, а у «Трэкола» они из стеклопластика. И в том и с другом случае основой конструкции служат пространственные стальные рамы.
Вездеходы — отечественные. Но не до конца
В первом видео Дмитрий Песков, залезая в «Хищник», говорит фразу: «осваиваем отечественное». Позже, пресс-секретарь заявит РИА «Новости» буквально следующее:
«Вы знаете, если честно, то не очень. Я бы к производителям бы обратился, ну, машину надо, конечно, доводить до ума. Они производят. Но вот наш водитель рассказывал, что сам напильником ее совершенствовал, сам докручивал и так далее, руль работает плохо, коробка плохо, очень хорошо работает двигатель, но выяснилось, что двигатель импортный»
Отметим, со согласно техническим характеристика у данной модели «Хищника» двигатель действительно импортный — турбодизель Isuzu. Но и коробка передач японская — механика от Toyota. А вот ведущие мосты и остальные системы отечественные, от машин ГАЗ.
У «Трэкол» тоже есть импортные детали. Так покупателям на выбор предлагают либо отечественный бензиновый мотор ЗМЗ-409 от УАЗа, либо дизель корейской марки Hyundai.
Сколько стоят такие вездеходы
«Трэкол» с мотором от УАЗа оценивается производителем в 6 680 000 руб., с корейским дизелем в 7 160 000 руб. Надо понимать, что столь специализированная техника создается под заказ, и приведенные цены являются базовыми.
Официальную стоимость «Хищника» назвать сложно, так как к вечеру 10 января 2024 года сайт тюменского производителя перестал работать — судя по всему из-за избыточных нагрузок. Среди объявлений можно найти предложения за версию 3930 (судя по видео она была у Пескова) за 7,6 — 8,2 млн руб.