Что такое карбюратор и как он работает, профилактика и неисправности
Что такое карбюратор
Карбюратор (от французского carburation — рабочая смесь) — это чисто механическое устройство для смешивания в определенной пропорции воздуха и бензина, а также для регулирования количества полученной смеси перед ее подачей в камеру сгорания двигателя.
Принято считать, что первая модель карбюратора была разработана в 1876 году итальянским изобретателем Луиджи де Христофорисом. Однако карбюратор поплавкового типа, использующий принцип распыления топлива, который стал общепринятым, создали в 1885 году Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах.
Где находится карбюратор
Карбюратор находится в моторном отсеке под воздушным фильтром на впускном коллекторе или между спортивным воздушным фильтром и блоком цилиндров двигателя.
Конструкция карбюратора
Из трех типов карбюраторов в автомобилестроении приоритет был отдан устройствам, в которых основными элементами являются поплавок и поплавковая камера, где происходит формирование рабочей смеси.
Главные компоненты карбюратора:
- Поплавковая камера. Отвечает за дозирование топлива и поддержание его на определенном уровне при разных режимах работы ДВС. Эта задача выполняется с помощью игольчатого клапана, связанного с поплавком и перемещающегося в канале подачи бензина от бензонасоса. Когда топливо расходуется, поплавок вместе с клапаном опускается, открывая бензину путь в камеру. По мере ее наполнения происходит обратный процесс.
- Смесительная камера. Здесь происходит смешивание топлива с воздушным потоком, получающим ускорение при прохождении через диффузор, специально суженный участок камеры.
- Распылитель. Соединяет поплавковую камеру и диффузор в смесительной камере. На торце распылителя, обращенного к поплавковой камере, установлен жиклер (вставка с отверстием определенного диаметра), который обеспечивает подачу строго определенного количества бензина.
- Воздушная заслонка (поворотная пластина). Находится в верхней части карбюратора и регулирует количество поступающего в него воздуха.
- Винт качества. Находится в нижней части карбюратора. Служит для тонкой настройки количества воздуха в составе рабочей смеси. Для его увеличения винт откручивают и наоборот.
- Дроссельная заслонка (поворотная пластина). Расположена на выходе из карбюратора в его нижней части. Связана с педалью газа и регулирует количество рабочей смеси, поступающей в двигатель.
- Винт количества. Находится в нижней части карбюратора. Служит для тонкой настройки количества бензина в составе рабочей смеси. Для его увеличения винт вращают по часовой стрелке и наоборот.
- Диафрагменный насос. Регулирует поступление топлива в карбюратор и поддерживает определенный уровень топлива в распылителе.
- Ускорительный насос. С его помощью достигается стабильность работы двигателя при резком нажатии на педаль газа.
- Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ). Устройство, отключающее подачу топлива в карбюратор при отпущенной педали газа, включенной передаче и оборотах чуть выше режима холостого хода. Применяется для экономии топлива при торможении двигателем.
Процесс смешения компонентов рабочей смеси происходит в карбюраторе под действием разрежения, которое создается во впускном коллекторе, когда поршень в цилиндре движется вниз.
Карбюраторы двигателей моделей относительно недавнего прошлого изготавливались в основном из алюминия, латуни и стали.
Плюсы и минусы карбюратора
Плюсы карбюраторов:
- Простота конструкции
- Ремонтопригодность
- Низкая стоимость
Минусы карбюраторов по сравнению с инжекторным впрыском с электронным управлением:
- Нестабильность работы
- Чувствительность к перепадам температур
- Невозможность обеспечить максимально быстрый отклик на нажатие педали газа
- Увеличенный расход топлива
- Повышенный уровень выбросов CO2
Профилактическое обслуживание карбюратора
Карбюратор нуждается в периодическом (примерно раз в 1-2 года или после 50 тыс. км) обслуживании:
- Чистка. Выполняется сжатым воздухом. Можно использовать автомобильный компрессор.
- Регулировка. Включает в себя, в частности, калибровку уровня бензина в поплавковой камере, количества и качества рабочей смеси. Выполняется и после замены карбюратора на новый.
Основные неисправности карбюратора
К числу наиболее распространенных неисправностей карбюратора относятся:
- Подсос избыточного воздуха вследствие повреждения и рассыхания резиновых элементов конструкции карбюратора, нарушением герметичности различных соединений. В результате двигатель начинает работать неустойчиво. Проверить наличие подсоса можно следующим образом: снять воздушный фильтр, включить двигатель и дать ему поработать без фильтра какое-то время, плотно закрыть карбюратор рукой. Если мотор продолжит работать, имеется подсос воздуха.
- Засор. Проявляет себя плавающими оборотами двигателя, снижением его мощности, появлением черного налета на свечах зажигания и темного дыма из выхлопной трубы, увеличением расхода топлива. Засор карбюратора может вызвать разбавленное топливо, провоцирующее образование нагара и масляной пленки.
- Износ игольчатого клапана. Ведет к образованию переобогащенной рабочей смеси, что проявляется в появлении черного нагара на свечах зажигания, запаха бензина и темного дыма из трубы глушителя, повышенном расходе топлива, а также снижении мощности двигателя и его затрудненным пуском после прогрева. Если в глушителе появляются громкие хлопки и ощущается резкий запах бензина, это верный признак того, что карбюратор нуждается в замене.
Читайте также:
Как снять дворники с машины и поставить новые на лобовое и заднее стекло Почему машина бьет током и как это исправить Сколько вольт в заряженном аккумуляторе автомобиля