Шины, 23 окт, 12:12

Что такое RunFlat-шины и чем они отличаются от обычных

Шины RunFlat отличаются от обычных своей высокой устойчивостью к проколам. Как работает эта технология и какие покрышки выбрать
Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
  1. Что такое RunFlat на шинах
  2. Чем RunFlat шины отличаются от обычных
  3. Что RunFlat означает в маркировке шин
  4. Виды RunFlat шин
  5. Плюсы RunFlat шин
  6. Минусы RunFlat шин
  7. Комментарии экспертов

Что такое RunFlat на шинах

Надпись Run On Flat на боковине покрышки означает, что на такой резине допустимо движение без давления. Речь идет не о повседневном режиме езды на спущенных колесах, а об экстренной ситуации, когда нужно доехать до сервиса.

Исторически технология покрышки, на протяжении продолжительного пробега не требующая поддерживающего давления в случае прокола, формировалась по нескольким параллельным веткам. Однако на сегодняшний день массовое распространение получил только один вид «ранфлета», серийно устанавливающийся на множество моделей среднего и премиум-класса. Именно его технологию рассмотрим в первую очередь, а во второй части статьи упомянем еще несколько подвидов устойчивых к проколам покрышек.

Чем RunFlat-шины отличаются от обычных

  • Жесткая боковина. Это основа любого современного RunFlat вне зависимости от производителя и типоразмера. В обычной покрышке в случае критического падения давления боковины сминаются под весом автомобиля, в результате колесный диск придавливает их кромкой и уничтожает покрышку в течение буквально нескольких километров. На жаргоне работников шиномонтажа это называется «сжевало резину». В случае прокола и потери давления на модели RunFlat такой сценарий исключен. Разумеется, какую-то часть номинальной высоты профиля колесо потеряет, но боковины не сомнутся, и шина будет держать форму.
  • Общее усиление металлического корда и формирующих слоев в сравнении с обычной резиной. В целом RunFlat-покрышка значительно более жесткая, чем классическая модель.
  • Особый профиль бортовой зоны (внутренней кромки) покрышки. Определяется общим отличием структуры RunFlat от обычной.
  • Специальный термостойкий состав резины. Это необходимо для продолжительного движения с повышенным трением, когда изнутри шину не поддерживает давление воздуха и вся масса ложится преимущественно на боковую часть.

Что RunFlat означает в маркировке шин

Несмотря на идентичное устройство шин RunFlat, каждый производитель по-своему маркирует такую резину. Перечислим несколько обозначений ведущих брендов.

  • Run On Flat или ЕМТ — маркировка Goodyear
  • XRP — Kumho
  • FRT — Nokian
  • ZPS — Yokohama
  • SSR — Continental
  • ZP — Michelin
  • DSST — Dunlop
  • RFT — Bridgestone
  • TFR — Toyo
Фото: Shutterstock

Виды RunFlat-шин

Как говорилось выше, сегодня абсолютное большинство производителей выпускают шины RunFlat с жесткой боковиной, не позволяющей оседать покрышке без давления и, следовательно, перетираться. Тем не менее стоит упомянуть еще два подвида резины RunFlat. Первый не получил широкого распространения на серийных легковых автомобилях, но до сих пор применяется на некоторой спецтехнике. Второй подвид и вовсе с технической точки зрения RunFlat не является. Однако негласно причисляется к нему в обсуждениях и каталогах, поэтому его также стоит упомянуть.

  • Run On Flat с поддерживающим диском (кольцом). Суть технологии в том, что на колесный диск надевается не только покрышка, но и внутреннее жесткое прочное кольцо. Если случается прокол и воздух выходит, резина «садится» на это кольцо, а не сминает боковины покрышки, тем самым не подвергаясь критическим разрушающим нагрузкам со стороны колесного диска. Можно сказать, что жесткое поддерживающее кольцо является альтернативой жестких боковин классических RunFlat. Причины, по которым такая схема не получила распространения, очевидны: слишком высокая масса колеса в сборе и сопутствующие этому трудности (балансировка, расход топлива и т. д.).
  • Технология Seal inside. Буквально переводится как «внутренняя заплатка». Суть в том, что на вполне обычную покрышку с внутренней стороны наносится специальный пластичный полимер. В случае прокола он почти мгновенно самозатягивает место повреждения до 5 мм в диаметре, устраняя, таким образом, место утечки воздуха. Видом RunFlat, по сути, не является (без давления ездить нельзя), но часто фигурирует с ним заодно как одна из вариаций. Seal inside можно считать наиболее рациональным решением, во многом выигрывающим у обычного «жесткого» RunFlat. Соответствующие причины будут рассмотрены ниже.

Перечислим ключевые достоинства и недостатки классических RunFlat (модели с поддерживающим диском и Seal inside не рассматриваются).

Плюсы RunFlat-шин

  • Возможность езды без давления в случае прокола. Максимально допустимая скорость и расстояние для пробитого RunFlat варьируются в зависимости от производителя и модели, но в среднем составляют 80 км/ч и 50–150 км.
  • Отсутствие необходимости возить с собой запаску в ежедневных поездках. Это благотворно сказывается на массе автомобиля и объеме свободного пространства в багажнике.
  • Предсказуемое поведение автомобиля в случае взрыва колеса, например при наезде на крупное острое препятствие на высокой скорости. У обычной покрышки в такой ситуации есть риск полного разрушения с крайне опасными последствиями в виде потери управляемости.
Фото: Shutterstock

Минусы RunFlat-шин

  • RunFlat всегда тяжелее обычной шины, что повышает средний расход топлива и негативно влияет на ресурс подвески ввиду увеличения неподрессоренных масс.
  • Высокая жесткость RunFlat значительно снижает общие характеристики резины в сравнении с традиционными аналогами. Несминаемая боковина и слабо деформируемая плоскость протектора ощутимо снижают показатели управляемости и комфорта. Также повышается уровень шума.
  • Специфическая форма внутренней кромки не позволяет перебортировать RunFlat на обычном шиномонтажном станке. Следовательно, резко снижается спектр доступных шинных мастерских, особенно в небольших городах.
  • Необходимость обязательного наличия датчиков давления в колесах. В случае прокола на RunFlat неопытный водитель может этого просто не почувствовать. Это спустя несколько десятков километров приведет к полному износу покрышки.
  • Низкая ремонтопригодность. В отличие от обычной покрышки крупные повреждения RunFlat зачастую неустранимы.
  • Высокая стоимость. За «несдуваемую» шину в среднем придется отдать на 15–50% больше, чем за обычный аналог.

Исходя из суммы показателей, можно заключить, что покрышки RunFlat, несмотря на очевидные плюсы, имеют массу побочных недостатков. Это характеризует данный тип резины как весьма неоднозначное решение.

Фото: Shutterstock

Комментарии экспертов

Насколько безопасно ездить на спущенной шине RunFlat в сравнении с ездой на неповрежденной покрышке?

Пресс-служба Ikon Tyres (ранее ООО «Нокиан Тайерс»):

«Технология RunFlat предоставляет возможность доехать до ближайшей точки шиномонтажа при повреждении шины и потери давления. Но сама по себе данная технология не означает, что шина в спущенном состоянии сохраняет те же свойства, что и в накачанном. Спущенная шина снижает все показатели и налагает определенные ограничения, такие как: максимальный пробег на шинах в спущенном состоянии — 50 км при полной загрузке автомобиля и 150 км, если в автомобиле находится только водитель; максимальная скорость не должна превышать 80 км/ч при общих условиях, а на скользкой дороге (дождь, снег) не рекомендуется превышать скорость 50 км/ч.

Ремонт поврежденного протектора требует предварительного тщательного исследования внутренней и наружной сторон шины, уточнения условий ее эксплуатации. Обычно после прокола и спуска шины даже непродолжительное движение на ней приводит к отслоению усилительных компонентов боковин от каркаса. Такое повреждение невозможно определить невооруженным глазом. Учитывая требования безопасности, компания Ikon Tyres не рекомендует ремонтировать шины, которые использовались после прокола и спуска».

Что нужно учитывать при подборе шины RunFlat?

Директор по послепродажному обслуживанию автохолдинга КЛЮЧАВТО Александр Чепелев:

«Автомобиль должен быть оснащен системой контроля давления в шинах (TPMS, RDC, RPA). При экстремальной ситуации не выявленный своевременно прокол колеса может привести к непредсказуемым последствиям, так как водитель может не ощутить потерю давления в шине и продолжать движение без ограничения скорости, совершая резкие повороты и маневры. Шины устанавливаются на стандартные диски, но для проведения работ требуется современное шиномонтажное оборудование, оснащенное «третьей рукой» (Easymont)».