Как Генри Форд создал конвейер и правда ли, что он был первым
Что такое конвейер
Конвейер — это транспортер, предназначенный для непрерывной подачи грузов или деталей. Сборочный конвейер делится на участки, посты, где последовательно выполняется сборка деталей в более крупные узлы, из которых в результате получается конечный продукт.
Кто придумал конвейер
У конвейера богатая история:
- Устройства конвейерного типа использовались еще в Древних Египте, Месопотамии, Китае, Индии для непрерывной подачи воды
- Для перемещения сыпучих грузов конвейер начали систематически применять с конца XVIII века
- В 1868 году в Великобритании для придания прочности конвейерным лентам их стали изготавливать из прорезиненной ткани
- Еще через четверть века там же появился подвесной конвейер с тележками, снабженными удерживающими устройствами, которые перемещались по замкнутому подвесному монорельсу
- В автомобилестроении конвейер первым применил Рэнсом Эли Олдс при производстве модели Oldsmobile Curved Dash 1901 года
Конвейер Генри Форда: история создания
Едва ли Генри Форд не знал об опыте использования конвейера компанией Oldsmobile, но, по легенде, создателя марки голубого овала впечатлила технология, подсмотренная в 1903 году на чикагских скотобойнях, где подвешенные на цепях туши перемещались между постами для постепенной разделки. Это навело Генри Форда на мысль разбить процесс сборки агрегатов на отдельные простейшие операции, для выполнения которых требовалась минимальная квалификация. Так обеспечивалось резкое повышение производительности труда и снижение себестоимости конечного продукта.
Практически общепринятый тогда метод тупиковой (стапельной) сборки на универсальных постах, где выполнялся полный цикл необходимых операций одной бригадой рабочих высокой квалификации, позволял выпускать только штучные модели для высших слоев общества. Применение конвейера превращало автомобиль в продукт, доступный гораздо более многочисленному среднему классу.
Конструкция первого конвейера Генри Форда
1 декабря 1913 на первом заводе Форда в Хайленд Парке в штате Мичиган (США) впервые ввели в эксплуатацию непрерывную сборочную линию для выпуска автомобилей. Эта дата и стала отправной точкой для развития массового автопроизводства во всем мире.
На самом деле конвейерный метод производства внедрялся Фордом постепенно. Все началось за несколько лет до этого с эксперимента, когда детали разложили на полу в нужном порядке и стали веревкой тянуть раму, чтобы рабочие прикручивали к ней нужные части. Это сразу сократило время сборки с нескольких недель до двух дней. Генри Форд увидел в результатах эксперимента будущее автомобильной промышленности.
В дальнейшем Генри Форд совершенствовал систему конвейерной сборки автомобиля. К примеру, если детали Oldsmobile Curved Dash перемещались рабочими от поста к посту на специальных тележках, то на фордовском заводе Highland Park в пригороде Детройта уже 7 октября 1913 года заработала первая в мире линия непрерывной подачи автокомпонентов.
Изначально система из тросов и лебедок выглядела достаточно примитивной, но это не делало ее менее эффективной. Применение конвейера для тестовой сборки магнето (разновидность генератора) позволило поднять производительность почти в два с половиной раза в пересчете на одного рабочего. Постепенно этот метод был перенесен на сборку и других компонентов автомобиля. В результате, если в 1908 году фордовский завод Piquette, где были заняты 405 рабочих, выпустил 10 607 автомобилей, то в 1921 году на Highland Park силами 32 679 рабочих было собрано 933 722 авто.
Это существенно отразилось на цене. Так, если легендарная «жестянка Лиззи», Ford Model T, в 1908 году стоила 850 долларов, то после запуска конвейерной линии уже 550 долларов, в 1916-м — 360 долларов, а в 1926-м еще на 70 долларов дешевле. С учетом инфляции стоимость Ford Model T в отдельные годы падала до нынешних 4,5 тыс. американских долларов! Поточное производство, повышение производительности и резкое удешевление автомобилей дало Ford огромное конкурентное преимущество.Если в 1908 году доля марки в США составляла 9,4%, то уже в 1914-м — 48%. Началась эпоха массовой автомобилизации.
К началу 1920-х доля Ford в мире превысила 50%. В любой стране можно было делать ставку, что следующим автомобилем, который появится из-за поворота дороги, будет Model T, и с подавляющей вероятностью выиграть. Всего было выпущено и продано более 15 млн машин Ford Model T - результат, который смогли превзойти только во второй половине XX такие бестселлеры как Volkswagen Beetle, Toyota Corolla и советские «Жигули».
Другим следствием внедрения широкомасштабного конвейерного производства стал переход от сдельной на почасовую оплату труда. Действительно, в новых условиях от большинства рабочих уже не требовалась высокая квалификация, а лишь выполнение «плана по валу». По свидетельству Генри Форда, для 43% рабочих продолжительность подготовки составляла один день, для 36% — от одного дня до недели, для 6% — 1-2 недели и только для 14% — от месяца до года. Процесс превращения рабочего в придаток конвейера великолепно показан в фильме Чарли Чаплина «Новые времена» (1936). Осознавая воздействие монотонного, сверхинтенсивного труда на рабочих, Генри Форд долгое время противился созданию профсоюзов на своих предприятиях. В качестве пряника предлагались:
- Повышенные ставки оплаты труда
- Сокращенная (вплоть до 40-часовой) рабочая неделя
- Возможность при наличии определенного стажа участвовать в прибыли компании
Такая система социально-экономических отношений в рамках компании получила название «фордизм». И хотя сегодня этот термин почти вышел из употребления, созданная Генри Фордом система продолжает действовать более чем через 100 лет после начала конвейерной эры в автомобилестроении.
Читайте также наш материал «Кто такой Генри Форд и как ему удалось построить автомобильную империю».