С 1 декабря ГИБДД сможет штрафовать за летнюю резину зимой. Но будет ли?
После обновления списка неисправностей, при наличии которых поездки на автомобиле запрещены, для водителей должны были появиться штрафы в размере 500 руб. за поездку на шинах не по сезону: на зимних — летом и зимой (с декабря по февраль включительно) — на летних. Но на днях в ГИБДД объявили, что штрафовать за это не будут.
В экспертном сообществе решением Госавтоинспекции удивлены, но при этом сомневаются, что в снежную погоду инспектор, остановив машину на летней резине, разрешит ей продолжить движение.
Почему ездить на летней резине нельзя именно с 1 декабря
Ответственность в целом за резину не по сезону появились в России после обновления перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация автомобиля. Соответствующее постановление правительства № 837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» было принято 27 мая 2023 года. Согласно документу, на машине нельзя устанавливать шины с шипами противоскольжения, применяемые в летний период (июнь, июль, август).
Также нельзя управлять автомобилем, если на транспортном средстве категорий M1 и N1 (легковые автомобили и грузовики массой до 3,5 т) не установлены зимние шины в зимний период.
Штраф за управление автомобилем при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, согласно ст. 12.5 КоАП составляет 500 руб.
Однако, как объяснили в ГИБДД, штрафовать водителей, несмотря на обновленный перечень неисправностей, все-таки не будут. Об этом заявил глава ведомства Михаил Черников. Он подчеркнул, что каждый автомобилист должен самостоятельно готовить свой автомобиль к безопасной эксплуатации.
«Сотрудники Госавтоинспекции штрафовать, наказывать (за отсутствие зимней резины) никого не будут. Каждый владелец транспортного средства должен сам готовить свой автомобиль, чтобы можно было безопасно передвигаться по дорогам в определенных условиях зимнего периода», — объяснил Черников.
По его словам, в случае если инспектор ДПС остановит машину, у которой отсутствуют шины «по сезону», то автомобиль «задерживаться и эвакуироваться» не будет. При этом водитель сам должен выбрать «условия для того, чтобы двигаться дальше».
Также глава Госавтоинспекции напомнил, что российские водители могут ездить на шинах-липучках круглый год. Он заметил, что никаких ограничений для такой резины нет.
Почему раньше не было ответственности за летнюю резину зимой
Согласно ПДД, запрет на поездки на шинах не по сезону существовал всегда. Так, в документе прописано, что водителям нельзя ездить на транспортном средстве на шинах с шипами противоскольжения в летний период, а зимой — на летних.
Однако в КоАП такого запрета не существовало, что и не давало инспекторам ГИБДД возможности выписывать водителям штрафы. И получалось, что, несмотря на многолетнее правило, автомобилисты могли игнорировать требование о смене резины. После расширения перечня неисправностей МВД, норма «подтянулась» под действующее законодательство.
Будут ли инспекторы ГИБДД будут проверять шины
Основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов (специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД) удивился, что сначала в перечень неисправностей все-таки внесли изменения по шинам не по сезону, а потом отказались от оформления водителей, которые рискуют и не «переобуваются».
«Эта проблема долго обсуждалась, говорили, что водители не меняют резину вовремя, нет ответственности за летнюю резину зимой, что это создает риск возникновения ДТП. А теперь этого делать не будут. Возможно, эту тему с ответственностью просто не хотели обострять из-за южных регионов, где и так никто не переобучается на «зиму». Но тут достаточно было бы просто разъяснений о том, что инспекторы ГИБДД будут на месте оценивать дорожную обстановку. И если снега нет, погода сухая и регион теплый, никаких штрафов не будет», — сказал Ильинов, который сам был сотрудником ГИБДД.
Решение ГИБДД он назвал скорее политическим, поскольку текущие нормы позволяют абсолютно законно проводить проверки и оформлять штрафы. Более того, он уверен, что отпускать автомобилиста на летней резине зимой будет странно — он указал, что такой водитель может устроить ДТП, из-за чего сами инспекторы ГИБДД могут столкнуться с ростом показателей аварийности.
Ильинов считает, что инспекторы ГИБДД в любом случае смогут обращать внимание на шины. Он напомнил, что на покрышках есть маркировка, которая содержит данные о типе резины: она может быть летняя, зимняя, а также так называемая «всесезонная».
«Чтобы понять, что на автомобиле шины не по сезону, инспектору достаточно изучить маркировку, — уточнил Ильинов. — Но, как я понял из позиции ГИБДД, отдельных рейдов по летним шинам зимой инспекторы проводить не будут. Это скорее профилактическая мера, направленная на снижение аварийности и повышение сознательности граждан».
Собеседник высказал мнение, что решение о предупреждении или штрафе будет главным образом зависеть от обстановки на дороге.
«Есть разные регионы, c разными погодными условиями. Например, если в северном регионе, где много снега, инспектор остановит водителя на летней резине зимой, его никто просто так не отпустит, — уверен Ильинов. — Это опасно и продолжать движение на таких шинах просто нельзя. Водителю предложат вызывать эвакуатор или мобильный шиномонтаж. Потому что движение зимой на летней резине будет представлять опасность для остальных участников дорожного движения. Если же такая ситуация произойдет в Сочи или Краснодарском крае, водителей будут скорее отпускать, потому что опасности на дороге они представлять не будут».
Как повлияет летняя резина зимой на решение о том, кто виноват в ДТП
В случае аварии то, какие шины были установлены на автомобилях, может повлиять на решение суда о степени вины участников ДТП, предупредил Ильинов. Он отметил, что сами инспекторы ГИБДД решение о том, кто стал виновником ДТП не принимают, но в материалах дела они обязательно укажут, если у кого-то из водителей были неправильные шины.
«И в дальнейшем, если второй участник ДТП решит обращаться в суд с требованием установить, кто виновен в совершении аварии и какова степень ответственности каждого участника, фактор наличия летней резины зимой даже автомобилиста, который изначально в ДТП не виноват, может изменить ситуацию. Из-за летней резины зимой суд может даже переназначить проведение экспертизы», — сказал эксперт.
Он привел следующий пример, когда вместо принятия решения о том, что в ДТП виноват один автомобилист, суд может признать обоюдную ответственность.
«Допустим, водитель на летней резине ехал правильно, а ему не уступили дорогу. Например, была «помеха справа». Казалось бы, тут все очевидно, виноват тот, кто не уступил дорогу. Но суд может указать, что если бы у потерпевшего стояла зимняя резина, он смог бы оперативно затормозить и избежать столкновения. И поделить ответственность», — сказал бывший сотрудник ГИБДД.