В России возник дефицит запчастей для «китайцев»: чего не хватает
В России действительно возник дефицит запчастей для китайских автомобилей. Это признали в ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) и в Российском союзе автостраховщиков (РСА). В беседе с Autonews.ru дилеры назвали ситуацию временной и заверили, что нерешаемых проблем с поставкой деталей не существует. При этом эксперты предупредили, что отдельные детали автомобилей лучше особенно беречь — при возникновении потребности в замене на это могут уйти месяцы.
Китайских машин стало слишком много
Проблема дефицита запчастей в первую очередь связана с резким ростом продаж машин из КНР, рассказал Autonews.ru глава РОАД Алексей Подщеколдин. По данным агентства «Автостат» рыночная доля китайских машин в России выросла с 9% в феврале 2022 года до 54% в октябре 2023 года.
За это время выросли не только продажи, но и увеличилось разнообразие брендов и моделей машин. Фактически, на рынке всего за один год появилось несколько десятков моделей автомобилей, которые прежде в России не продавали.
Так, только за 2023 год на рынок официально вышли китайские марки Kaiyi, BAIC, Tank, Jetour, Jaecoo, SWM, Hongqi, Livan, а уже работавшие в стране бренды значительно расширили ассортимент своих моделей. По словам Подщеколдина, все необходимые запчасти к ним появиться с той же оперативностью просто не могли.
«Если разобрать современный автомобиль, то получится примерно 10 000 деталей. Однако наиболее ходовыми будут только 100 из них. И эти запчасти почти наверняка будут на складе дилера или их можно будет оперативно получить с российского склада представительства брендов. Проблемы возникает, если требуется одна из оставшихся 9 900 деталей. И дефицит действительно есть, мы его признаем», — говорит эксперт.
При этом в РОАД подчеркивают, что проблемы с запчастями время от времени возникали всегда, с автомобилями любых марок. Иногда редкую деталь приходилось ждать по 30-40 дней, но это были единичные случаи, а в большинстве ситуаций ожидание не превышало 2-3 дней, так как запчасти заранее хранились либо у самого дилера, либо на центральном складе в России.
Сейчас разница заключается только в том, что число деталей, которых в России нет и которые нужно заказывать из Китая выросло в несколько раз, а сроки ожидания могу доходить до нескольких месяцев.
О том, что в наличии «сильно не хватает» запчастей для китайских автомобилей заявил на пресс-конференции Российского союза автостраховщиков (РСА) его глава Евгений Уфимцев.
«Мы хотим, чтобы рынок автозапчастей для китайских автомобилей увеличивался. Сейчас мы составляем новые справочники запчастей для ремонта по ОСАГО. И на традиционные марки автомобилей в справочнике приходится 1,5-2 млн записей по видам запчастей. А на стандартную китайскую марку — 30 тыс. записей, — сказал Уфимцев. — То есть в наличии на складах есть только самые популярные расходные запчасти, многие запчасти идут под доставку».
Подобное объясняется тем, что справочники РСА включают информацию как об оригинальных деталях, так и об их аналогах, в том числе от очень известных производителей. Но для китайских машин на рынке в настоящий момент представлено очень ограниченное число таких аналогов, по крайней мере в России.
Такая ситуация, по словам Уфимцева, приводит к тому, что в случае сложного ремонта и после неудачного ДТП, автомобилистам приходится ждать нужные запчасти по 30-40 дней.
«Логистика крайне затруднена. И для нас сейчас формирование рынка новых запчастей — одна из важнейших задач. Мы в этой области косвенные участники, мы работаем с дилерами, производителями, но пока динамика такая — запчастей для китайских автомобилей недостаточно».
Трудности с переводом
Определенной проблемой является и неготовность самих китайских автопроизводителей к работе по обслуживанию автопарка своих машин. В тех странах, чьи автоконцерны ушли из России, давно налажена система электронных каталогов, в который можно вбить VIN-номер автомобиля и далее выбрать нужную запчасть из списка, после чего совершить заказ.
У китайских автоконцернов может или вовсе не быть подобных электронных каталогов или, что случается чаще, они есть, но отсутствует грамотный перевод на английский язык, не говоря уже о русском.
«Думаешь, что заказал одно, а приходит совсем другое. У нас доходит до того, что проще отправить китайским партнерам фотографии детали, которая требует замены, чем указывать ее название и надеется, что в процессе перевода на китайский язык запчасть не превратится во что-то совершенно иное», — говорит Подщеколдин.
Проблему с каталогами называет одной из основных и член правления Союза автосервисов России Илья Плисов. По его словам, независимые автосервисы и магазины запчастей только-только начинают получать к ним доступ.
«Каталоги сначала появились у дилеров, и только сейчас, пиратскими методами, стали попадать к нам. С ушедшими брендами таких проблем не было, у всех был доступ и возможность подобрать нужную запчасть», — говорит Плисов.
По поводу заказа деталей по фотографии Плисов рассказывает о еще более анекдотичных случаях: «Коллегам доводилось снимать запчасть с исправной машины, отправлять ее в Китай, чтобы там на месте разобрались что это и прислали несколько таких же».
Другой специфической для китайских автомобилей проблемой является очень быстрое обновление модельного ряда. Китайские автопроизводители сейчас быстрее всех в мире модернизируют свои модели, и это хорошо только с одной стороны, предупреждает Подщеколдин.
«С корейским автомобилем мы могли прогнозировать, что эта модель с минимальными изменениями будет выпускаться 5-6 лет и ее продадут в ощутимых объемах. И заранее заполнить склады ходовыми запчастями. Китайская новинка уже через год может быть заменена более свежей версией, сколько продадут за этот год в России сказать сложно, так что заранее закупать для нее много запчастей не выгодно», — говорит глава РОАД.
Об отсутствии запчастей и нежелании дилеров чинить китайские машины даже по гарантии пишут и в отзывах к китайским автомобилям. Autonews.ru изучил пользовательские отзывы к десятку популярных моделей китайских брендов, и почти к каждой удалось найти негативный комментарий о нежелании сервисов браться за ремонт под самыми разными предлогами для отказа.
При этом ни одного отзыва о сложностях с техническим обслуживанием китайской машины найти не удалось. «Все расходные детали, необходимые для проведения ТО, поставляются в первую очередь и никаких проблем с ними нет», — подтверждает Подщеколдин.
Берегитесь аварий
По словам экспертов, главная сложность сейчас связана с кузовными деталями, замена которых требуется при ремонте после аварии. Если детали для проведения ТО всегда есть в наличии, то просто так купить фару или бампер получается не всегда. В качестве примера в сери сервисных центров EuroAuto привели расчет стоимости запчастей для популярного китайского кроссовера стоимостью около 2,5 млн руб., собранного в 2022, причем на заводе в России, который пострадал в лобовой аварии.
Оригинальная запчасть, цена, руб. |
Аналог, цена, руб. |
Б/У запчасть, цена, руб. |
Цена в справочнике РСА, руб. | |
Фара левая | 54 540 | 21 612 | 56 174 | 23 630 |
Фара правая | 54 540 | 20 804 | 56 174 | 42 690 |
Капот | 37 456 | 19 400 | Нет в наличии | 21 631 |
Бампер | 29 972 | 9 897 | 6 560 | 5 704 |
Крыло переднее левое |
Нет в наличии |
7 779 | 6 499 | 7 606 |
Крыло переднее правое | Нет в наличии | 7 779 | Нет в наличии | 8 569 |
Стекло лобовое | Нет в наличии | 11 099 | Нет в наличии | 11 948 |
Передняя решетка | 10 630 | 10 695 | Нет в наличии | 8 313 |
Данные EuroAuto на 8 ноября 2023 года
Из таблицы видно, что некоторых позиций на рынке сейчас просто нет, правда есть аналоги или бывшие в употреблении детали от других машин. С моделями, которые поступили в продажу только в 2023 году ситуация по кузовным деталям еще сложнее.
При этом Плисов жалуется и на сложности с подбором аналогов. Производители деталей из других стран делают одинаковую маркировку аналогичных деталей, так что всегда можно понять, к какой машине подходит конкретный компонент. В Китае такой единой маркировки пока нет.
Параллельный импорт в зоне риска
Если поставкой запчастей для машин, которые официально представлены в России, занимаются представительства брендов, то покупатель моделей из параллельного импорта рискуют в еще большей степени столкнуться с дефицитом нужных деталей.
Все новые представительства, открывшиеся в России в 2023 году, заявляли о начале формирования центральных складов запчастей. У марок, которые присутствуют на рынке давно, такие склады уже есть, и сейчас их ассортимент расширяется.
Через один-два года это приведет к тому, что ситуация с запасными деталями придет к равновесию и будет напоминать то, как все было устроено до начала 2022 года, уверен Подщеколдин. А вот с машинами, ввозимыми из Китая по параллельному импорту, ситуация сложнее, предупреждает эксперт.
«В этом случае дилер, к которому за ремонтом обратится клиент, должен будет самостоятельно озаботится поставкой запчастей из КНР. И тут все зависит от того, что это за дилер. Крупные холдинги уже сейчас фактически действуют как дистрибьюторы и работают не хуже представительств, формируя свои склады. А небольшие продавцы могут оказаться не столь порядочными», — рассказал Подщеколдин.
При этом он подчеркнул, что даже у самого крупного дилерского холдинга в России не будет столь развитой региональной сервисной сети, как у официального представительства бренда. И если машина была куплена в Москве и там же эксплуатируется, то проблему с запчастями можно будет решить. А если увезти ее в регион, где такой маркой никто не занимается, то за ремонтом придется вновь возвращаться в столицу.
В чем собеседники Autonews.ru сходятся, так это в том, что нерешаемых логистических проблем с поставками запчастей из Китая сейчас нет. Иными словами, достать можно любую запчасть, просто на это порой требуются месяцы.