Автомобили в России отключают от онлайн-сервисов. Какие есть решения
Автомобиль Volvo больше не прогреть зимой, запустив автономное устройство Webasto. По крайней мере, это невозможно будет сделать через мобильное приложение Volvo Cars, которое перестало работать в сентябре 2023 года. Это очередной результат санкций в отношении России: Volvo стала одной из компаний, отключивших Россию от своих глобальных онлайн-сервисов. Крах мобильных приложений — лишь малая часть проблем. Куда серьезнее невозможность починить машину и даже риск удаленной блокировки рабочих систем автомобилей со стороны производителей.
Чем дороже — тем хуже
О том, что в России перестало работать мобильное приложение Volvo Cars, стало известно из сообщений на профильном форуме владельцев шведских премиальных машин. Такое приложение позволяло установить местонахождение машины с помощью мобильного телефона, удаленно запустить двигатель, закрыть или открыть окна и двери или запустить прогрев мотора перед холодным пуском. Последняя функция была особенно востребована именно у владельцев шведских машин в России.
Autonews.ru отправил запросы в глобальные пресс-службы Volvo и других автоконцернов, на которые к моменту публикации материала ответа получено не было. Однако еще в январе 2023 года в ответ на запрос Autonews.ru отключение российских дилеров и клиентов от онлайн-сервисов подтвердил Jaguar Land Rover. А летом 2023 года в Nissan в ответ на аналогичный запрос сообщили, что ответственность перед российскими клиентами по маркам Nissan и Infiniti полностью передана АвтоВАЗу.
Владельцы Volvo стали следующими в списке, кто столкнулся с подобной проблемой. Судя по сообщениям на профильном форуме, проблемы обострились после 25 сентября 2023 года, когда шведский концерн окончательно отключил Россию от своих онлайн-сервисов. Опрошенные Autonews.ru участники рынка, впрочем, высказали недоумение по поводу жалоб автомобилистов. Так, по словам дилеров, отключения таких сервисов начались еще в 2022 году, проблема известна давно и в последние недели «ничего сверхъестественного не происходило».
Об этом в разговоре с Autonews.ru заявили, в частности, вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Жигалов и член правления независимого Союза автосервисов России Илья Плисов.
Оба эксперта настаивают, что абсолютно все автопроизводители, ушедшие из России, в жесткой форме отключили онлайн-поддержку своих бывших партнеров и клиентов. При этом в большей степени проблема распространяется на машины премиум-марок, в которых больше электронной составляющей.
Что именно вышло из строя для автовладельцев
Речь идет об отключении от глобальных онлайн-сервисов услуг и приложений. Их можно поделить на две основные категории.
Первая касается непосредственно клиентских сервисов. Это в первую очередь мобильные приложения, установку которых предлагали многие как премиальные, так и более массовые автомобильные марки.
Такие приложения, при условии подключения самого автомобиля к интернету через сим-карту, позволяют владельцу удаленно управлять машиной, заранее прогревая ее, открывать и закрывать автомобиль, узнавать о его местоположении, управлять климатической системой и тому подобное.
Они уже не работают у большинства владельцев автомобилей ушедших брендов, следует из обсуждений на форумах владельцев и заявлений теперь уже бывших дилеров. Некоторые приложения были отключены удаленно, другие, как у немецких брендов, стало невозможно оплатить через российскую банковскую систему. Исключением, похоже, остается мобильное приложение BMW — по отзывам владельцев машин, опрошенных Autonews.ru, оно пока сохраняет как минимум ограниченную работоспособность.
Жигалов высказывает мнение, что это было сделано исключительно под санкционным давлением.
«Для автопроизводителей выгодно работать в России, выгодно получать деньги от клиентов за подписку в мобильном приложении. Теперь компании теряют деньги. Их, очевидно, поставили в условия, когда в противном случае они потеряют еще больше денег», — считает Жигалов.
Автосервисы пострадали еще сильнее
Если отключение мобильных приложений вызывает неудобство для водителей, то для бывших официальных дилеров и автосервисов уход автопроизводителей привел к куда более серьезным последствиям — вплоть до полного приведения в негодность сервисного оборудования.
Проблема в том, что современные автомобили представляют из себя достаточно сложные устройства, обнаружить неисправность в которых можно только с помощью фирменного диагностического оборудования. Это оборудование в реальном времени подключается к глобальным сервисам автопроизводителей. Теперь, как говорят дилеры, эту возможность для россиян «отрубили».
«До 2022 года в случае серьезной поломки любой автовладелец был вынужден приезжать на диагностику к официальному дилеру, так как только у него была возможность подключить машину к глобальному серверу и проверить все ошибки. Теперь сделать это у дилера невозможно», — констатирует Жигалов.
По словам вице-президента РОАД, эта проблема затронула абсолютно все ушедшие из России бренды, но чем дороже и сложнее автомобиль, тем больше риск возникновения с ним нерешаемых проблем.
«В теории при попытке подключения машины к глобальному онлайн-сервису автопроизводитель может просто заблокировать автомобиль, превратив его в недвижимость. Такого в России пока не происходит, но теоретическая возможность для этого есть», — говорит Жигалов.
Плисов, который имеет отношение к независимым от автопроизводителей автосервисам, отмечает, что у них ситуация не намного легче.
«Мы работали не с фирменным, а с универсальным диагностическим оборудованием. Но и его стали отключать от поддержки в России. Сначала это сделал Bosch, затем другие крупные игроки. Все это объясняется санкциями», — говорит эксперт.
Не все успели выдернуть провод
Эксперты рассказывают, что проблема заключается не только в прекращении обновления программного обеспечения сервисного оборудования, но даже в стирании такого ПО удаленно без предупреждения сервисных центров.
«Я лично не был свидетелем, но слышал от коллег, что доходило до того, что подключенное к интернету фирменное оборудование у официального дилера в России удаленно приводили в полую негодность. При подключении к иностранному серверу c оборудования российских дилеров принудительно стиралось программное обеспечение, и оно превращалось просто в кусок железа», — рассказывает Жигалов.
Плисов подтверждает такую практику.
«Доходило до того, что менеджеры российского представительства европейского концерна, который поставлял нам универсальное диагностическое оборудование, предупреждали: до 25 сентября отключите свои устройства от интернета! Кто не успел — тот получил вместо работающего (пусть и не обновляемого) диагностического устройства мертвый кирпич», — говорит член правления Союза автосервисов России.
Автомобили могут также остаться без движения
Отключение мобильных приложений грозит скорее неудобством, нежели реальными проблемами. Однако владельцы иномарок ушедших из России брендов действительно могут в один момент оказаться у автомобилей, не способных двигаться.
Главная проблема заключается в ключах, в которых автопроизводителями зашиты электронные коды. В случае потери ключа такой код можно зашить в дубликат, но в современном мире это делается официальным дилером через подключение к единому глобальному сервису автопроизводителя. Как уже было сказано выше, российские дилеры доступ к таким сервисам потеряли.
Теперь сделать дубликат ключа и тем более выпустить новый, не имея на руках хотя бы копии старого, оказалось почти невозможно.
«Ключи нельзя терять ни в коем случае. И вообще, берегите машины с максимальной тщательностью. В случае малейшего ДТП для вас будет проблемой починить автомобиль, найти для него кузовные запчасти», — предупреждает Жигалов.
Какие выходы есть для автомобилистов
По словам Плисова, у бюджетных марок автомобилей сделать дубликаты ключей проще, чем занимаются соответствующие специалисты, которые есть в большинстве городов России. Корреспондент Autonews.ru прозвонил по телефону несколько подобных контор, и везде ему пообещали сделать дубликаты ключей Renault или Hyundai за 30 минут и примерно 5–10 тыс. руб.
При этом Плисов предупредил, что в случае, если работа будет сделана некачественно, таким ключом можно заблокировать блок управления автомобилем, замена которого будет стоить куда дороже.
Сложнее обстоит дело с ключами для машин премиум-брендов. По словам Плисова, почти невозможно изготовить в России дубликаты ключей не только для Volvo или Mercedes, но и для Lexus.
«Уже известны случаи вывоза машин из России, временной постановки на учет в другом государстве, изготовления ключей у местных дилеров и последующего возвращения в Россию. Это касается в том числе Volvo», — говорит эксперт.
Жигалов при этом советует думать радикально.
«Гарантия на европейские и японские автомобили, проданные до 2022 года, постепенно заканчивается и уже по сути не работает. Запчасти для них становятся проблемой. Так что я бы советовал не медлить с их заменой на автомобили тех марок, которые официально присутствуют в России», — говорит вице-президент РОАД.
Плисов с ним не до конца согласен. По его словам, Россия остается уникальной страной, где автопроизводитель при выходе на рынок не обязан делать открытый доступ к своим каталогам запчастей и обеспечивать возможность послегарантийного обслуживания силами независимых СТО.
Это означает, что если какой-то из китайских брендов также покинет рынок, то клиенты из России останутся в тех же условиях, что и нынешние владельцы Volvo, то есть без запчастей и без сервиса — даже за свой счет.
На вопрос об исполнении гарантийных обязательств в отношении российских клиентов в глобальном пресс-офисе Volvo Autonews.ru также не ответили.