Санкции, 16 сен 2023, 10:30

Россиян хотят оставить без машин. Чем грозят санкции США против автопрома

Под санкции США попали АвтоВАЗ, группа ГАЗ, «Москвич» и Sollers. Все они сотрудничают с китайскими автопроизводителями. Одной из самых первых автокомпаний в списке оказался КАМАЗ. Как они будут работать дальше
Читать в полной версии
Фото: АвтоВАЗ

Министерство финансов США 14 сентября обновило список российских компаний и граждан, в отношении которых вводятся санкции. В него впервые попали автомобильные корпорации АвтоВАЗ, «Москвич» и Sollers. Autonews.ru разбирался в последствиях санкций для российского автопрома.

Выпуску автомобилей в России хотят помешать

В заявлении американского Минфина впервые указано, что санкции вводятся именно с целью препятствия автомобильному производству. В частности, группа ГАЗ и раньше была в санкционном списке, но по иной причине — у властей США имелись претензии к владельцу компании Олегу Дерипаске. Теперь ГАЗ попал в список и непосредственно за производство автомобилей. Та же причина указана для АвтоВАЗа, «Москвича» и Sollers.

При этом в Минфине США объясняют расширение санкций исполнением решения глав «Большой семерки», принятого на встрече в Японии еще в мае 2023 года. В итоговом заявлении лидеров семи стран было сказано о необходимости принять меры против российской индустрии, строительного и транспортного секторов. Там же отмечалось, что от санкций не должны пострадать такие сферы, как сельское хозяйство и медицина.

В новый список США также попала государственная компания «Автодор», которая занимается строительством дорог в России. Из автомобильной сферы в списке также оказались производитель прицепов для грузовиков «Тонар» и компания «Итэлма», которая выпускает системы ABS и ЭРА-ГЛОНАСС для установки на автомобили в России. Autonews.ru отправил запрос в Минпромторг России с вопросом о том, рассматривается ли вариант временного разрешения на выпуск машин без этих систем, что ранее ведомство уже практиковало. На момент публикации материала ответа получено не было.

Согласно данным сайта Министерства финансов США, входящие в список компании не смогут совершать финансовые операции в юрисдикции страны, а размещенные там активы будут заблокированы. В документе также говорится о запрете иностранным компаниям способствовать обходу санкций со стороны российских предприятий.

Что говорят сами автокомпании и с кем они работают

Производство автомобилей «Москвич» (Фото: Autonews.ru)

В группе ГАЗ и «Москвиче» от комментариев по поводу новых санкций отказались, представитель АвтоВАЗа на запрос Autonews.ru не ответил. Прокомментировали ситуацию лишь в Sollers. Там отметили, что компания уже год как перестроила свой бизнес таким образом, чтобы не зависеть от возможных санкций, и перешла на «санкционно устойчивые каналы поставок компонентов, механизмы финансовых расчетов и стратегически ориентирована на технологическую независимость от внешних партнеров».

Между тем ранее в КАМАЗЕ отмечали, что после введения ограничений со стороны США компания «продолжила работать в обычном режиме».

У всех четырех российских автомобильных компаний из обновленного списка США есть проекты, реализуемые совместно с партнерами из Китая.

Так, АвтоВАЗ летом 2023 года представил кроссовер Lada X-Cross 5, который является копией китайского FAW Bestune T77. Собирать его должны на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов в беседах с журналистами допускал появление и других партнеров из «дружественных стран».

Зависит АвтоВАЗ от Китая и в вопросе поставок комплектующих. В компании не скрывают, что ведут работы по адаптации для Lada Vesta автоматической трансмиссии от «восточного партнера».

Современный «Москвич» — это бывший завод Renault в Москве, где с конца 2022 года собирают автомобили под собственным брендом из машинокомплектов китайской компании JAC. Собственные модели марки с высокой степенью локализации только разрабатываются и появятся не раньше, чем через несколько лет.

«Москвич 6» — это третья модель в линейке завода. До этого модельный ряд состоял из двух кроссоверов: бензинового «Москвича 3» и электрического «Москвича 3е»   (Фото: пресс-служба мэра и правительства Москвы)

У группы ГАЗ есть проект по локализации китайских дизельных двигателей для семейства «Газель», а также по сборке среднетоннажных и тяжелых грузовиков из китайских машинокомплектов под собственным брендом «Валдай» на основе моделей Foton. Такие автомобили были показаны на прошедшей в начале осени выставке Comtrans 2023 в Москве.

Наконец, Sollers на своих заводах во Владивостоке и Елабуге выпускает под собственным брендом пикапы и фургоны на базе моделей JAC и ведет работы по локализации выпуска их двигателей.

Компании также принадлежат Ульяновский автомобильный и Заволжский моторный заводы. И тот и другой используют в своей продукции иностранные компоненты. В частности, на внедорожники UAZ Patriot до недавнего времени устанавливались автоматические коробки передач китайского производства.

C китайцами из JAC в грузовом сегменте сотрудничает и КАМАЗ — эта компания одной из первых попала в санкционный список США за производство армейских грузовиков. Сотрудничество с JAC после этого продолжилось.

Смогут ли США повлиять на сотрудничество России с Китаем

Главный вопрос, возникающий в связи с введением санкций, касается того, как они повлияют на сотрудничество российских автозаводов с «восточными партнерами». Китай пока не вводил санкций в отношении России и не является членом «Большой семерки», так что заявление о необходимости борьбы с российской промышленностью он тоже не подписывал. Напротив, КНР и Россия состоят в международном объединении БРИКС и продолжают сотрудничать. Об этом в беседе с Autonews.ru напоминает экономист, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета связи и информатики Сергей Гатауллин.

«Насколько критичными будут трудности автопрома, покажет время и поведение наших стратегических партнеров, прежде всего КНР и, в меньшей степени, Турции, Ирана и стран пространства БРИКС+. Опыт показывает, что идти на открытую конфронтацию с Западом никто не хочет без достаточных оснований, в том числе учитывая риски вторичных санкций», — говорит эксперт.

Сборочная линия на автомобильном заводе компании «Автотор» (Фото: «Автотор»)

Что касается Китая, то, по его словам, у мощной экономики этой страны есть разные стратегические интересы.

«Например, захват максимальной доли и дальнейшее доминирование на европейском автомобильном рынке. И позиция КНР будет выстроена с учетом всех национальных интересов», — отмечает эксперт.

Адвокат, руководитель практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation Сергей Гландин считает, что есть три возможных сценария, которые зависят от типа китайской компании. В первом для российских компаний ничего не изменится.

«Например, если у компании из КНР есть американские мажоритарные владельцы, то они уже давно запретили китайским «дочкам» продолжение правоотношений с попавшими в санкционный список российскими автопроизводителями», — отметил Гландин.

Второй сценарий предполагает введение санкций со стороны США в отношении ряда китайских компаний, которые продолжат работу с Россией. Речь идет только о тех, кто связал себя определенными обязательствами с производителями из США. В таком случае китайцы сами будут решать, принимать эти риски или отказываться от сотрудничества с Россией.

«Если у китайских производителей есть договорные обязательства перед американскими правообладателями исключить продажи своей продукции фигурантам санкционного списка, то в случае неисполнения этой обязанности появляется риск наложения на них блокирующих санкций. Или же включения с подачи такого американского правообладателя в так называемый черный список Минторга США», — сказал эксперт.

Если же оба фактора отсутствуют, то рисков в работе с российскими автопроизводителями, по мнению Гландина, нет. Так, китайские компании неподконтрольны американским и европейским регуляторам.

Возможные последствия введения новых санкций оценил и независимый консультант в сфере автопрома Сергей Бургазлиев. Он указал, что фактически механизм каких-либо денежных штрафов за торговлю с Россией в сфере автопрома пока не применялся. Само расширение списка он назвал скорее «политическим шагом». На реальную работу российских заводов это решение, по его мнению, напрямую не повлияет.

Производство на заводе АвтоВАЗа (Фото: АвтоВАЗ)

JAC, Foton и FAW, которые сотрудничают с попавшими под американские санкции российскими автозаводами, являются государственными китайскими компаниями. Однако, отмечает Бургазлиев, это не означает, что их не волнуют санкции.

«Китайцы наверняка ожидали подобного развития событий и давно взвесили все риски. С этим может быть связано и то, что их продукция выпускается в России под локальными брендами. Если ты непричастен к производству машин, а машинокомплекты продаешь через третьи страны, то формально у тебя нет производства в России и ты не несешь за него ответственности», — говорит эксперт.

Какие автокомпании из России избежали санкций

Помимо трех новых фигурантов списка США и группы ГАЗ, для которой сменили формулировку причины наложения санкций, в списке также есть КАМАЗ и автозавод «Урал». Однако этим перечень активных автозаводов в России не ограничивается. И пока прямые санкции на них не распространяются.

Так, в список не попал расположенный в Калининграде «Автотор», который сейчас собирает китайские автомобили марок BAIC, Kaiyi и SWM, а также предприятие «Моторинвест» в Липецкой области, которое выпускает электрокары Evolute. Нет в списке и компаний AGR и «МБ Рус», которым принадлежат бывшие заводы Volkswagen и Mercedes в России.