Регистратор не там и шины не те. За что начали штрафовать с 1 сентября
С 1 сентября 2023 года в России вступило в силу постановление правительства, меняющее перечень неисправностей автомобиля, при наличии которых его эксплуатация запрещается. В частности, меняется раздел, касающийся размещения дополнительных устройств на лобовом стекле, а также вводится штраф за шины не по сезону.
Регистратору указали его место
В новом постановлении правительства впервые указаны элементы, которые допускается устанавливать на лобовом стекле. Это салонное зеркало, стеклоочистители, а также установленные на заводе-автопроизводителе антенны и системы обогрева лобового стекла.
За нарушение отныне будет положен штраф в размере 500 руб. Как можно заметить, в перечень не включены видеорегистраторы, а также места крепления навигаторов и телефонов.
Это не значит, что их использование запрещается, однако важно, как именно такие приборы, например видеорегистраторы, размещены на лобовом стекле, отмечает юрист Арег Оганесян.
«Обычно водители устанавливают видеорегистратор по центру ветрового стекла, чтобы было удобнее его подключать к зарядному устройству. Однако такое безобидное действие может обернуться для автовладельца административным штрафом», — предупреждает юрист.
По его словам, в Техрегламенте Таможенного союза есть обозначение характеристик передней обзорности. Рисунок приведен ниже.
Из этого следует, что видеорегистратор нельзя крепить в зонах «А», «Б» и в пределах плоскости «П». Лучшим решением будет установка регистратора в верхнем углу справа или слева. Там он не будет препятствовать обзору водителя, уверяет Оганесян.
«Если инспектором ГИБДД будет установлено, что регистратор действительно мешает обзору водителя, вас могут привлечь к административной ответственности. Наказание за такое нарушение предусмотрено ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ в виде предупреждения либо административного штрафа в размере 500 руб. Главная проблема заключается в том, что такое нарушение носит чаще всего субъективный характер. Ведь у каждого водителя свои физические особенности, настройки сиденья и, соответственно, угол обзора», — высказывает свои опасения юрист.
При этом Оганесян подчеркивает, что по ст. 12.5 КоАП в целом часты случаи обжалования правонарушений ввиду их малозначимости.
Какие шины теперь нельзя использовать
Несмотря на то что новые правила касательно использования шин вступают в силу 1 сентября, в следующие три месяца никаких изменений по факту не произойдет. Дело в том, что осенью и весной сезонность шин никак не регламентируется и лишь с 1 декабря по 1 марта водители обязаны будут использовать зимнюю резину. Это могут быть как шипованные, так и нешипованные шины.
В свою очередь, со следующего лета, то есть с 1 июня по 1 сентября, запрещается использование зимних шин, но не всех, а только шипованных. Помимо ухудшения сцепных свойств такой резины в теплое время года, она вызывает неоправданный износ дорожного покрытия.
Запрет существовал и прежде, он прописан в Техническом регламенте Таможенного союза и распространяется на легковые и грузовые машины с полной массой до 3,5 т — то есть на автомобили, управлять которыми можно с водительским удостоверением категории «B».
Однако до сих пор за нарушение регламента не было предусмотрено никакого наказания. Сотрудник автоинспекции мог лишь обратить внимание водителя на шины не по сезону. Новое постановление приводит правила дорожного движения в соответствие с техрегламентом. Теперь остановивший нарушителя сотрудник ГИБДД выпишет штраф в размере 500 руб. по ст. 12.5 КОАП, и такие штрафы будут выписываться при каждой встрече с автоинспекторами до устранения нарушения, то есть до смены шин на подходящие по сезону.
На каких шинах можно будет ездить зимой
В постановлении правительства указывается, что зимние шины могут быть как шипованными, так и без шипов. Во втором случае точного определения зимним шинам в постановлении не дается, однако юристы уверены, что конфликтные ситуации на дорогах в таком случае маловероятны.
По словам ведущего юриста Европейской юридической службы Ореста Мацалы, шины маркируются производителями с указанием их типа, характеристик и предназначения.
«При внимательном изучении боковой поверхности резины можно заметить различные маркировочные обозначения», — говорит юрист.
С ним соглашается и член Ассоциации юристов России Мария Сафонова.
«Для зимней резины используются пиктограммы «Снежинка», «Снежинка + гора», также наносится надпись Winter. Всесезонные автошины подписывают как All Season, All Weather, AS, 4S. Для эксплуатации в регионах с северным климатом всесезонную резину обозначают как R + W или Road + Winter, для любых погодных условий — наносят буквы AW или Any Weather», — поясняет Сафонова.
Мацала отмечает, что существует даже обозначение типов шипов на боковинах шин. Кроме того, определить тип резины по глубине протектора и количеству ламелей можно визуально, хотя именно маркировка — главное доказательство того, является ли резина зимней или нет, добавляет Сафонова. По мнению Мацалы, ситуация, в которой возникает спор между водителем и автоинспектором по поводу типа шин, выглядит крайне маловероятной.
На каких шинах запрещено ездить летом
Для летнего периода правила прописаны, на первый взгляд, яснее: запрещается эксплуатация машин на шинах с шипами. Это автоматически легализует любую зимнюю нешипованную резину, всесезонные шины и, разумеется, летние шины.
Единственным спорным моментом может быть использование шипованных шин, у которых сами шипы были удалены владельцем.
Здесь мнения юристов немного разошлись.
«Ездить на зимней резине с самостоятельно удаленными шипами летом можно, но не нужно. Это прежде всего безопасность автолюбителей, надежности в такой резине нет», — считает Сафонова.
Мацала же убежден, что автоинспектор не станет считать количество шипов на каждом из колес, а будет ориентироваться именно на маркировку на боковине шин. Если там указано, что это шипованная резина, он составит постановление об административном правонарушении, даже если по факту ни одного шипа в шине не осталось.
«Убежден, что подоспеют разъяснения на уровне пленума Верховного суда РФ, в которых отсутствие шипов как таковых не станет препятствием для вынесения постановления. Если предусмотрены шипы на резине от производителя и она стоит на автомобиле в летний период, значит, последует штраф, вне зависимости от того, есть там шипы или нет», — говорит Мацала.
Грозит ли водителю что-либо кроме штрафа
В случае с видеорегистратором спорный момент можно решить на месте, просто убрав устройство с лобового стекла. От штрафа это, впрочем, не освободит, но и поводов для запрета на дальнейшую эксплуатацию автомобиля не будет.
С шинами все несколько сложнее, «переобуться» на месте физически невозможно.
Постановление правительства запрещает эксплуатацию машины с шинами, которые не соответствуют сезону. Однако это не означает немедленного запрета на движение автомобиля и не влечет отправку машины на штрафстоянку, объясняют юристы.
«По закону сотрудник Госавтоинспекции должен вынести постановление о штрафе и выставить требование о прекращении противоправного поведения, что теоретически может подразумевать прекращение движения автомобиля до замены шин. Однако следует на месте оформления требования напомнить сотруднику ГИБДД, что в соответствии с п. 2.3.1 ПДД — если неисправность не связана с тормозной системой или рулевым управлением, то разрешается двигаться к месту устранения неисправности», — говорит Мацала.
Таким образом, водитель обязуется самостоятельно отправиться на машине в шиномонтаж, чтобы сменить шины на соответствующие сезону. Контролировать его маршрут в ГИБДД не будут, уверена Сафонова.
«Следует помнить, что следующий экипаж ГИБДД может снова оштрафовать за нарушение правил дорожного движения по ст. 12.5.1. Поэтому решение о том, ехать ли в шиномонтаж сразу или отложить «переобувку» на завтра, остается на совести автолюбителя», — говорит юрист.
Какие еще шины запрещены
Введение обязательной смены резины в соответствии с сезоном является новым требованием, однако в постановлении правительства также упоминаются другие требования к автомобильной резине, которые существовали и прежде.
Во-первых, шины по размерам и типу должны соответствовать рекомендациям производителя автомобиля. Исключения возможны, например, для подготовленных внедорожников, но в этом случае должна быть пройдена сложная процедура по оформлению внесения изменений в конструкцию, а сами изменения должны быть вписаны в документы автомобиля.
Во-вторых, по-прежнему запрещается эксплуатация машин, у которых на одной оси установлены разные шины.
Есть требования и к состоянию самой резины. Так, максимальный износ характеризуется глубиной протектора и различается в зависимости от типа шины — например, для внедорожной резины с маркировкой M+S глубина должна составлять не менее 4 мм.
У шин не должно быть видимых наружных повреждений, а восстановление протектора допустимо только единожды.
Наконец, правила предъявляют требования и к колесным дискам, на которых не должно быть трещин или следов их устранения сваркой. Обязательно присутствие всех без исключения болтов и гаек крепления колеса.