В Калуге начнут выпускать машины под собственным брендом. Что это будет
Компания AGR, которая является наследницей Volkswagen Group Rus, раскрыла планы касательно бывшего завода немецкой марки в Калуге. В AGR подтвердили, что сборка машин возобновится до конца 2023 года, а в будущем будет существенно расширена за счет в том числе новых брендов. Что это могут быть за бренды, и как локальная сборка скажется на стоимости машин в России.
Дилерам предложили подождать
На открывшейся в Москве 23 августа конференции ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), экс-глава представительства Audi в России Любомир Найман впервые выступил в новой должности вице-президента AGR по продажам и маркетингу.
Он обратился к присутствовавшим в зале представителям дилеров и рассказал, что его компания за последнее время ввезла по каналу параллельного импорта около 5 тыс. машин различных марок и готова предоставлять их партнерам для реализации.
Тут же Найман отметил, что такие поставки — далеко не главная задача для AGR. Значительно большие надежды компания связывает с перезапуском доставшегося ей бывшего завода Volkswagen в Калуге. Найман пообещал, что до конца 2023 года там стартует сборка сразу нескольких моделей машин иностранных марок и добавил, что в будущем это будут автомобили разных брендов, включая абсолютно новые марки, о которых пока никто не знает.
Наконец, говоря о том, какие это будут модели, экс-глава Audi в России допустил, что в будущем возможно расширение модельного ряда за счет электромобилей, но пообещал в первую очередь делать ставки на машины с двигателями внутреннего сгорания.
Напомним, что AGR — это компания, близкая к российскому автомобильному дилерскому холдингу «Авилон», которая также является наследницей структуры Volkswagen Group Rus. В в мае 2023 года было официально объявлено, что Volkswagen Group Rus, включая завод в Канаде, была продана «Авилону», после чего обновленная структура провела ребрендинг и называется AGR.
Один из крупнейших автозаводов в России
Предприятие Volkswagen в России формально было запущено в 2007 году. Тогда там стартовала крупноузловая сборка моделей Volkswagen Passat и Skoda Octavia. Лишь спустя несколько лет, в 2010 году, в Москве презентовали седан Vokswagen Polo — первую машину калужской сборки с высоким уровнем локализации.
За годы существования, на предприятии были освоены штамповка, сварка и окраска кузовов, а также запущено производство двигателей. Это один из немногих в России автомобильных заводов полного цикла, сравнимых если не с АвтоВАЗом, то как минимум с заводом Hyundai в Санкт-Петербурге, утверждает независимый консультант в области автопрома Сергей Бургазлиев. Более того, по словам эксперта, поблизости в Калуге уже построены многочисленные предприятия по выпуску автокомпонентов.
К моменту остановки производства на предприятии Volkswagen в Калуге, его мощность составляла до 225 тыс. машин в год. Там выпускались одноплатформенные модели Volkswagen Polo и Skoda Rapid, а также кроссоверы Volkswagen Tiguan.
Что могут выпускать на заводе в Калуге
В конце весны 2023 года источник Autonews.ru говорил, что концерн Chery обсуждает сборку в Калуге седана Omoda S5 под новым локальным российским брендом, отметив сразу, что решение не принято, и это лишь один из наиболее вероятных на тот момент времени вариантов.
С тех пор об интересе Chery к заводу в Калуге в СМИ упоминалось еще не раз, в том числе в контексте других моделей. На официальный вопрос Autonews.ru касательно заявлений Наймана, в Chery повторили свою позицию, что компания рассматривает разные возможности, но никаких конкретных решений не принято.
По мнению Бургазлиева, идеальным решением для AGR была бы договоренность о возобновлении выпуска моделей концерна Volkswagen, но под собственным брендом, что от части согласуется со словами Наймана о новых марках. В Китае на совместном предприятии местного концерна FAW и Volkswagen уже выпускаются машины под маркой Jetta, которые очень близки к тому, что выпускалось в Калуге. Ранее Autonews.ru тестировал одну из таких моделей, ввезенную по параллельному импорту.
Двойная смена бренда, с Volkswagen на китайскую марку Jetta, а затем и на новый российский бренд возможно позволит сделать такое производство незаметным для отвечающих за исполнение санкций европейских чиновников, предполагает Бургазлиев. К тому же, в Калуге уже все заточено для производства седана Jetta VA3 и кроссовера VS7, которые являются прямыми родственниками выпускавшимся ранее моделям Polo и Tiguan напоминает эксперт.
Бургазлиев приводит в пример завод компании Benteler, расположенный в Калуге и готовый к производству подвески для таких автомобилей. Это сразу даст весьма существенный уровень локализации, рассуждает эксперт.
Что будет с ценой на автомобили после локализации в России
По словам главы РОАД Алексея Подщеколдина, который выступал вместе c Найманом, сейчас средняя стоимость автомобиля в России, как нового так и подержанного, достигла 1,3 млн руб. При этом стоимость новых машин в среднем выросла до 2,65 млн руб. Это привело к тому, что в первом полугодии 2023 года новые машины заняли всего 11% от всего автомобильного рынка, остальные сделки пришлись на вторичный сегмент.
Из этого Подщеколдин сделал вывод, что необходимо добиваться снижения стоимости новых машин на российском рынке. Он привел такой подсчет.
В переводе на рубли стоимость Jetta VA3 в Китае сейчас составляет 850 500 руб. Дополнительно государству придется заплатить сумму в размере 623 423 руб., куда входит таможенная пошлина, оплата сертификации и оформления, установка системы ЭРА-Глонасс, утилизационный сбора и НДС. 240 тыс. руб. стоит доставка до дилера, плюс комиссия дистрибьютора и маржа дилера — итого в сумме получается 2 093 934 руб при курсе юаня 13 руб. за единицу китайской валюты.
Не удивительно, что сейчас у дилеров Jetta стоит 2,257 млн руб., отметил Подщеколдин. Его тут же поправил коммерческий директор «Москвича» Александр Мигаль, нашедший ошибку в расчетах: по его словам НДС в размере 20% платится не от стоимости автомобиля в Китае, а от его себестоимости уже в России после уплаты таможенных пошлин и утильсбора, так что заплатить приходится еще больше, что и объясняет, что у дилеров машина стоит не 2,09 млн, как подсчитал Подщеколдин, а как раз 2,257 млн.
Самый дешевый «Москвич», сделанный на базе китайской модели JAC JS4, стоит сейчас как раз 2,2 млн руб. По словам Мигаля, в компании были бы рады снизить эту сумму вдвое и рассчитывают как минимум на удешевление своих моделей относительно цены иномарок после выполнения обязательств по локализации производства.
Подщеколдин в свою очередь понадеялся на то, что китайские партнеры перестанут «возить воздух» и начнут поставлять машины в виде деталей для локальной сборки, что позволит сэкономить на логистике. Однако Бургазлиев с этим не соглашается.
«Такая экономия на логистике возможна только при единовременной отправке больших партий, но даже в этом случае она компенсируется более высокой стоимостью российской сборки относительно китайской. Так что снизить цену за счет российского производства можно только за счет мер господдержки. Это в частности компенсация уплаты утильсбора компаниям с высоким уровнем локализации. Сколько именно им компенсируется сказано в закрытых, непубличных документах», — говорил эксперт.
При этом Бургазлиев настаивает, что завод в Калуге остается привлекательной площадкой для иностранных партнеров. Особенно при долгосрочных и понятных правилах получения государственной поддержки в обмен на инвестиции и локализацию, а значит озвученные Найманом планы в теории реализуемы.
Мантуров рассказал о судьбе российских заводов Mercedes и Volkswagen
Volkswagen назвал цену продажи российских активов
VW начал запрещать параллельный импорт машин в Россию. Что теперь будет