Nissan осталcя без гарантии. Как теперь чинить машины
В редакцию Autonews.ru обратился читатель с жалобой на дилеров Nissan, отказавших в ремонте по гарантии автомобиля его родственника. Опрошенные редакцией дилеры на условиях анонимности признали, что такая проблема действительно существует.
Ржавчина как повод для отказа
Как рассказал Autonews.ru собственник кроссовера Nissan, в конце июля 2023 года он обратился в автосалон, который еще недавно торговал автомобилями Nissan и до сих пор значится в списке официальных дилеров, с жалобой на неработающий кондиционер. Кроссовер Nissan Terrano российской сборки в этот момент еще был на гарантии.
Причина неисправности была установлена быстро: вышел из строя датчик температуры воздуха в салоне. И клиенту сразу предложили устранить неисправность, но за деньги.
Сначала, по словам водителя, в автосалоне придрались к тому, что машина не прошла последнее техобслуживание у официального дилера. На это клиент ответил, что по закону он не обязан обслуживаться именно у официальных дилеров Nissan, к тому же техобслуживание именно датчика температуры воздуха при этом пробеге не предусмотрено вовсе. Также водитель отметил, что на работе климатической системы никак не мог отразиться тот факт, что техобслуживание было пройдено не у официальных дилеров.
Затем мастер сервиса сослался на то, что на датчике были видны следы коррозии. Однако и здесь он не смог объяснить, почему это не гарантийный случай, а вина клиента. В итоге в частной беседе мастер по гарантии признал, что не может согласиться на бесплатный ремонт, так как Nissan ушел с российского рынка, а работа с АвтоВАЗом еще не отлажена. Аудиозапись этих слов есть в распоряжении Autonews.ru.
Наконец, клиенту посоветовали обратиться конкретно к тому дилеру, у которого была куплена машина. Однако и там повторилось то же самое: в гарантийном ремонте отказали, сославшись сначала на непройденное ТО, а затем на ржавчину на датчике.
Опрошенные Autonews.ru дилеры на условиях анонимности признали, что проблема с оплатой гарантийного ремонта со стороны автопроизводителя в случае с Nissan действительно есть и что ситуация «давно ожидалась». По их словам, в каждом конкретном случае вопрос решается с клиентом индивидуально, но дилер, согласившийся на бесплатный ремонт, действительно рискует тем, что ему никто не компенсирует расходы.
С учетом сложившейся в столичном регионе жаркой погоды клиент починил автомобиль самостоятельно, купив нужный датчик по цене втрое ниже, чем предложил дилер, и установив его самостоятельно. Сумма ремонта в итоге составила 3,5 тыс. руб.
Официальных дилеров Nissan не осталось
В марте 2022 года, согласно отправленному в Ассоциацию российских автодилеров письму от «Ниссан Мануфэкчуринг Рус», компания продолжала поддерживать сервис и отгрузку запасных частей для автомобилей Nissan в России. Однако в 2023 году Nissan покинула российский рынок: 7 февраля 99% активов завода Nissan в Санкт-Петербурге были переданы АвтоВАЗу за символический €1. За японской компанией осталось право обратного выкупа акций в течение следующих шести лет в случае одобрения со стороны правительства России.
Ответственность за поставки запасных частей в дилерскую сеть Nissan взял на себя АвтоВАЗ. Как объясняли в российской компании, после подписания необходимых соглашений АвтоВАЗ организовал процесс перевода под свое управление функций гарантийного и послепродажного обслуживания клиентов Nissan. Для этого компания использовала аналогичный опыт с брендом Renault. На отправленный 10 августа запрос Autonews.ru в глобальный офис Nissan на момент публикации заметки ответа получено не было. В пресс-службе АвтоВАЗа посоветовали обратиться на горячую линию, оставить там заявку и пообещали после этого прокомментировать конкретный случай.
Дозвониться на горячую линию оказалось не так просто. Их две: собственно Nissan и Lada. По первому телефону принимать жалобу отказались, заявив, что такие претензии принимаются лишь в письменном виде на адрес представительства, зарегистрированного в Санкт-Петербурге. Оперативному решению проблемы это не способствовало.
До оператора Lada дозвониться удалось только через 30 минут, но и там сказали, что маркой Nissan не занимаются, принимать жалобу отказались и отправили обратно на горячую линию Nissan.
Что делать автомобилистам, которых оставили без гарантии
По мнению заместителя председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК при Общественной палате России Александра Холодова, сейчас в России владельцы многих иномарок, не только Nissan, действительно оказались лишены положенной по закону гарантии. Произошло это из-за пробела в законодательстве, которое оказалось не рассчитано на массовый уход с рынка представительств автоконцернов.
По закону гарантийный ремонт должен оплачивать импортер или местный автопроизводитель, а дилер в данном случае выступает как посредник, рассказывает юрист. Собственные гарантийные обязательства возникают у дилера только в случае, если он сам выступает импортером, например, привезя партию машин по параллельному импорту.
Теперь, когда представительство автоконцерна фактически перестало существовать в России, добиться ремонта по гарантии можно двумя способами, и оба не являются простыми, отмечает Холодов.
Во-первых, в случае дорогостоящего ремонта можно попробовать вывезти автомобиль в страну Таможенного союза, где бренд сохраняет свое присутствие, и потребовать бесплатного ремонта там. Но в этом случае надо быть готовым к тому, что в случае отказа и судебное разбирательство придется вести в чужой стране.
Второй вариант — подавать в суд в России. В этом случае суд отправит материалы по адресу, где было зарегистрировано представительство, и, не получив ответа, вынесет решение в пользу истца и выдаст ему исполнительный лист.
«Эту бумагу придется хранить до возвращения брендов в Россию, а я уверен, что рано или поздно они вернутся. Тогда уже можно будет прийти к ним с этим самым исполнительным листом и затребовать компенсации ремонта с процентами за прошедшие годы», — говорит Холодов.
При этом юрист признает, что суд непосредственно с дилером может быть безрезультатным. Многие автосалоны за последний год сменили юрлица и вывески, переключившись на оставшиеся бренды. Так, оба автосалона Nissan, куда обращался читатель, в настоящий момент торгуют исключительно китайскими автомобилями, вывески с названием японской марки с них убрали. Autonews.ru направил запрос в автосалоны, где водитель столкнулся с такой проблемой, однако ответа не получил.
Проблем с ремонтом нет
Несмотря на сложности с гарантией, отремонтировать иномарку в России сейчас относительно просто. Это касается и машин Nissan, говорит член правления Союза автосервисов России Илья Плисов. По его словам, большинство необходимых запчастей в сервисах и магазинах есть в наличии, а те, что отсутствуют, можно заказать и получить в разумные сроки.
При этом эксперт констатирует, что из-за того, что официальные дилеры фактически перестали быть таковыми и требования к оригинальности запчастей уже не столь актуальны, выросли спрос и предложение качественных аналогов, то есть запчастей, которые производятся известными фирмами и соответствуют по качеству оригинальным, но формально не считаются фирменными деталями Nissan.
По мнению Холодова, в случае с относительно недорогостоящим ремонтом это возможно и будет оптимальным выходом, так как если в гарантии и так отказывают, то нет смысла гнаться за оригинальными деталями и придется решать вопрос за свой счет. Плисов при этом напоминает, что по закону сервис все равно несет ответственность за произведенный ремонт и если он был сделан не качественно или с использованием некачественных деталей, то суд встанет на сторону клиента.