«Дорожать будет все». Как курс валют повлияет на авторынок
13 июля доллар ускорил рост и в какой-то момент даже поднимался на Мосбирже выше 91 руб. Евро, в свою очередь, закрепился выше 101 руб. (правда, потом сдал позиции), а юань достиг уровня 12,7 руб. Ослабление курса рубля будет способствовать повышению цен на российском авторынке, предупредили опрошенные Autonews.ru участники отрасли.
Autonews.ru опросил экспертов, аналитиков и продавцов, чтобы выяснить, как нынешний курс валют повлияет на стоимость автомобилей и каких машин корректировка прайс-листов коснется в первую очередь.
«Дорожать будет все»
По словам заместителя генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Рената Тюктеева, на фоне роста курса иностранных валют в ближайшем будущем изменится стоимость как автомобилей с официально представленной дилерской сетью, так и моделей, ввозимых по параллельному импорту. Он подчеркнул, что импортеры уже сейчас находятся в режиме ожидания и пересчета цен.
«Если рубль продолжит снижаться, то и цены, скорее всего, будут пересмотрены на рост уже в июле. Текущее ценообразование у автопроизводителей выстроено по курсу 85 руб. за доллар», — объясняет Тюктеев.
С этой позицией согласен и руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев. По его словам, увеличения стоимости машин не удастся избежать никаким компаниям на нашем рынке. Впрочем, тут есть нюансы. Например, как считает эксперт, в меньшей степени корректировка цен коснется «официальных» машин, представленных в России.
«У таких компаний есть определенный запас прочности. Рост цен, безусловно, будет, однако резких движений ждать не стоит», — заметил он.
Независимый эксперт Владимир Беспалов также прогнозирует изменение цен на автомобили в России в ближайшем будущем. При этом он считает, что это повышение не будет одномоментным, во всяком случае в отношении «официальных» моделей. По его словам, автопроизводители и дилеры сначала должны понять, что девальвация рубля — это именно долгосрочная тенденция, а не кратковременные колебания.
«Поэтому совершенно очевидно, что сразу на это «реагировать рублем» никто не будет. Однако надо понимать, что дальнейшие дополнительные издержки, связанные с колебаниями валютного курса, будут закладываться в цену автомобилей. Скорее всего, это будет происходить постепенно, например с начальным повышением на 1–2%. Если ситуация не изменится, через какое-то время пересмотр цен снова состоится примерно в таком же диапазоне», — прогнозирует аналитик.
Причем, как считает Олег Мосеев, исключением тут не станут и автомобили, которые производятся на территории России. По словам эксперта, их также ждет подорожание. Дело в том, что у всех автокомпаний, имеющих завод в нашей стране, все равно остается зависимость от иностранных комплектующих, поэтому девальвация рубля скажется и на них. Так, Мосеев подчеркнул, что нестабильный курс валют влияет на ценообразование поставщиков, которые получают части субкомпонентов или сырья из-за границы.
«Прямая зависимость — это когда автодетали завозятся к нам непосредственно из других стран. При косвенной зависимости производство компонента ведется в России, но из иностранных составляющих. Поэтому ослабление курса рубля тут также приведет к росту цен на сами автомобили», — заключил он.
«Цены вырастут с августа»
При этом Мосеев напомнил, что по импортируемым автомобилям, в свою очередь, также ударит повышение утилизационного сбора. В качестве примера эксперт привел один из крупных китайских брендов, с чьим представителем он общался. Так, по словам сотрудника этой компании, с 1 марта машине, которая сейчас стоит 2,8 млн руб., якобы придется добавить 150 тыс. руб. утильсбора.
«Таким образом, с июля некоторые компании будут потихонечку начинать корректировку цен, а уже с 1 августа лично я ожидаю массовое повышение стоимости всех автомобилей», — резюмировал Мосеев.
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин заметил, что рубль дешевеет не только по отношению к доллару, но и к евро и юаню, что сейчас для автобизнеса в России более актуально. Помимо этого, на стоимость «официальных» машин будет также влиять и повышение утилизационного сбора и акциз.
«Все это серьезные деньги, которые, разумеется, будут перекладываться на российского потребителя. Переписывать ценники некоторые компании начинают уже сейчас, с 1 августа это приобретет массовый характер. В результате «официальные» машины подорожают на сотни тысяч рублей», — говорит он.
Параллельный импорт под угрозой
По мнению экспертного сообщества, сильнее всех девальвация курса рубля может ударить по машинам, которые дилеры ввозят в частном порядке, в том числе используя схему параллельного импорта. Например, Ренат Тюктеев уверен, что такие машины подорожают быстрее всех.
«Из трендов рынка также отмечу, что многие дилеры уже отменили скидку на автомобили, а импортеры снижают поддержку», — заявил он.
По словам Олега Мосеева, параллельный импорт действительно более чувствителен к изменению курса валют. Поэтому он также согласился, что ценники на такие машины будут переписываться довольно быстро.
«Запаса прочности у поставщиков этих автомобилей, безусловно, меньше, и маржа, соответственно, меньше. Плюс к этому новые ставки по утилизационному сбору, которые заработают с 1 августа. Все это приведет к росту цен в ближайшем будущем», — объясняет Мосеев.
Аналогичное мнение высказал и Владимир Беспалов. По словам аналитика, у машин по параллельному импорту привязка к нынешнему курсу более жесткая. Поэтому рост цен тут неизбежен в краткосрочной перспективе.
В свою очередь Антон Шапарин и вовсе выразил сомнения в дальнейших перспективах ввоза машин в Россию по параллельному импорту в нынешних условиях. По его словам, на данный момент дилеры пользуются собственными схемами доставок машин в Россию, которые имеют мало отношения к «официальному параллельному импорту».
«Назвать их можно альтернативными путями доставки машин в Россию с их растаможкой в Казахстане, Киргизии и Армении. Впрочем, эти машины также прибавят в цене», — подчеркнул он.
Повтор ситуации со скачком цен
Ренат Тюктеев напомнил, что значительный рост цен, который произошел под влиянием окрепшего юаня, был зафиксирован в апреле текущего года. Стоимость параллельного импорта, например, повысилась тогда на 10–12%. В мае рост цен успокоился, колебания были в пределах 2–3%. Цены на официально завозимые автомобили росли медленнее — не более 2–3% в месяц.
В свою очередь Владимир Беспалов также вспомнил о большой корректировке цен весной прошлого года. По его словам, уже тогда в цену машин заложили достаточно большие валютные риски. Позиции рубля отыгрались уже в мае, однако понизить цены на машины в компаниях по-прежнему не спешат. Как считает аналитик, это дает им некое пространство для маневра в будущем.
«Благодаря этому до сих пор компании имеют возможность не делать резких повышений в ценовой политике», — пояснил он.
Кроме этого, затормозить рост цен могут возросшие объемы имеющихся машин у дилеров. По словам Беспалова, за последнее время компании начали активно импортировать модели в нашу страну, возросли объемы производства автомобилей и в самой России. Все это помогло заполнить дилерские склады и нарастить продажи машин в стране (во всяком случае по сравнению с прошлым годом).
Что говорят сами автопроизводители и дилеры
Сами автопроизводители ситуацию с повышением цен стараются не комментировать или заявляют об отсутствии на данный момент планов по пересмотру прайс-листов. Например, в АвтоВАЗе опровергли информацию о повышении цен на машины Lada в октябре этого года на 10%. В компании назвали эти данные «фантазией». При этом с начала года АвтоВАЗ уже дважды поднимал цены на свои автомобили.
В пресс-службе УАЗа, в свою очередь, заявили, что никаких данных по поводу корректировки стоимости машин у них сейчас нет. На заводе «Москвич» также сообщили об отсутствии решений по этому вопросу. В китайской Geely от любых комментариев по поводу цен и вовсе отказались.
В китайской Chery, в свою очередь, напомнили, что на их машины в России предлагаются различные так называемые специальные выгоды (например, при покупке за наличные средства, при оформлении трейд-ин или кредита). В компании объяснили, что в случае серьезных валютных колебаний корректироваться будет именно эта скидка без изменений основной цены на машину.
В дилерских центрах, напротив, настоятельно рекомендуют не тянуть с покупкой автомобиля. Например, в крупном московском автосалоне Geely нам предложили приобрести самый популярный кроссовер китайской марки — Coolray — за 2,15 млн руб. При этом менеджер торговой компании подчеркнул, что эта цена с учетом скидки, которая будет действовать до конца месяца, после чего машина у них подорожает.
Похожая ситуация наблюдается в одном из столичных шоурумов Chery. Там интересующий нас кроссовер Tiggo 4 Pro стоит 2,1 млн руб. По словам сотрудника дилерского центра, никаких указаний о повышении цен в ближайшее время они пока не получили. Однако что будет в следующем месяце, он спрогнозировать не смог.
«Все будет зависеть от курса. Пойдет валюта снова резко вверх — подорожания не избежать. Поэтому лучше озаботиться покупкой автомобиля прямо сейчас. Про снижение цен речи вообще сейчас идти не может», — объясняет продавец.
В одной из торговых компаний, которая активно продает машины по параллельному импорту, нас сразу предупредили о скором росте цен на такие автомобили. Правда, речь идет только о новых партиях моделей. Например, у дилера можно купить рестайлинговую версию кроссовера Mazda CX-5 — эту модель продавец завозит в страну в частном порядке. Автомобиль сейчас стоит 4,2 млн руб. Однако, как признался менеджер шоурума, таких машин у них остались единицы.
«Мы ожидаем следующей партии автомобилей, но надо понимать, что цены там будут уже выше. Причем это касается не только Mazda CX-5», — резюмировал продавец.
Как изменились цены на популярные автомобили за год. Сравнение и таблица
«Задача — все продать». Какие машины уже подешевели
Названы самые популярные автомобили в России. Сколько они стоят