Новости, 19 июл 2023, 16:27

«Под капотом» — как работает крупнейшая гонка Евразии

Организация ралли «Шелковый путь» — это усилия сотен людей, множество техники и самые высокие технологии. Что скрыто от глаз и без чего невозможно провести такие соревнования?
Читать в полной версии
Фото: Nikolay Komarov / autosportmedia.ru

Зрители торжественно финишировавшего в прошедшие выходные на Красной площади ралли «Шелковый путь» видят только вершину айсберга: проносящиеся мимо на огромной скорости яркие машины, поднимающие клубы пыли на спецучастках, гудящие на бродах грузовики, от которых на несколько метров летят брызги, прыжки отважных мотоциклистов и работающих с техникой механиков на бивуаках.

Все это в экстремальной жаре на протяжении тысяч километров без дорог вдали от населенных пунктов. Как сделать одно из самых сложных ралли планеты знают службы, которые обычно остаются за кадром репортажей. Люди, которые обеспечивают проведение соревнований мирового уровня — кто они и что они делают?

Фото: Пресс-служба

Организация

Организацию следующего «Шелкового пути» начинают, едва только люди успели отдохнуть после проведенной гонки. Уже в начале осени стартует разработка маршрута длиной в несколько тысяч километров. Сначала выбирают регионы страны, через которые пройдет ралли-марафон, затем проводят переговоры с местными органами власти.

«Самое важное — определить точку А и точку Б. Моя задача, как автора маршрута, распределить отрезки протяженностью 500–700 км таким образом, чтобы в местах базирования команд были аэропорты для обслуживания ралли, медицинские учреждения, а сам маршрут был разнообразным и интересным для участников. В этом году особенностью гонки стали горные участки Урала, где «Шелковый путь» еще ни разу не был.

Фото: Пресс-служба

Самое сложное — множество согласований со всеми федеральными структурами, МВД, собственниками земель, администрациями. После заключения договоренностей начинается прокладка точек маршрутов, а в конце весны, когда покрытие уже сформировалось, проводится финальная разведка с записью дорожной книги — той, по которой штурманы будут вести пилотов в гонке. Она должна быть точной и учитывать каждый метр на ландшафте спецучастка — с кочками, деревьями, холмами и грунтами. Это занимает еще около двух месяцев. Дальше мы уже начинаем организацию на месте — необходимо скоординировать все службы (медицину, авиацию), обеспечить гоночные экипажи всеми необходимыми средствами связи», — Виктор Соколов, заместитель руководителя гонки, комиссар по безопасности.

Связь

Одна из основных задач организаторов «Шелкового пути» — обеспечить всех участников процесса надежной связью. Это и гоночные экипажи (в каждой машине или мотоцикле имеется экстренная кнопка вызова SOS), и медики, и телевизионные службы, и множество сотрудников, отвечающих за безопасность, — необходимо обеспечить надежное перекрытие тех участков дорог, где проходит гонка.

Фото: Пресс-служба

«Сначала в каждом регионе проходят встречи с местными органами управления, операторами связи, договариваемся о каналах связи, об использовании радиочастот, Wi-Fi-частот, о маршруте, прикидываем точки, где можно расставить радиоретрансляторы, после чего проводятся расчеты. В каждом автомобиле, участвующем в ралли в любой роли (будь то гоночный экипаж, «метла», которая закрывает «боевой» канал, или автомобиль сопровождения), есть спутниковые приборы слежения, поэтому мы, находясь в штабе, всегда знаем, кто и где находится, и можем оперативно связаться с любым абонентом», — Александр Дурманаев, руководитель службы связи ралли «Шелковый путь».

Фото: Пресс-служба

Для обеспечения надежной связи в «Шелковом пути» используются даже три самолета-ретранслятора со специальным оборудованием на борту — как правило, они находятся ближе к середине маршрута и барражируют на высоте около 3 км. Покрытие радиосвязью идет на весь район проведения гонки, поэтому участникам не нужен спутниковый телефон, чтобы связаться с организаторами или медиками в случае возникновения экстренной ситуации.

Перед первым участником организаторы осматривают трассу с вертолета и принимают решение, можно ли проводить гонку или требуется вмешательство — например, если на каком-то из участков возникает избыточное количество зрителей или дорожный затор.

Фото: Пресс-служба

Список задействованных служб продолжает телевидение, которое включает в себя и наземных операторов, и вертолеты, и даже специальный грузовик, где непрерывно идет монтаж видеороликов для телеканалов, причем он оснащен спутниковой антенной, для того чтобы максимально быстро отправить материалы в студии.

Фото: Пресс-служба

Медицина

Самое важное — это обеспечить безопасность участников и зрителей, поэтому к медицинскому обслуживанию организаторы «Шелкового пути» подходят со всей серьезностью. Каждое ралли «Шелковый путь» поддерживают специалисты ФМБА России в составе 49 человек.

Фото: Пресс-служба

«Мы находимся внутри гонки, переезжаем с этапа на этап. Основное подразделение — круглосуточный госпиталь на бивуаке. И выездные бригады — скорая медицинская помощь, три бригады медиков по два человека (один — анестезиолог-реаниматолог, второй — либо врач-хирург, либо врач скорой помощи), которые расставляются по спецучастку во внедорожниках организаторов. Также в каждом из шести вертолетов обязательно есть медик. И у всех бригад, находящихся непосредственно на трассе или рядом с ней, есть портативное оборудование для полноценной реанимации: сердечный монитор, аппарат для искусственной вентиляции легких, дефибриллятор, сканер УЗИ, подключаемый прямо к смартфону. На бивуаке у нас также есть автомобиль с оборудованием для проведения рентгена и кабинет физиотерапии. Конечно, перед проведением каждого этапа мы находимся в контакте с местными больницами и нас поддерживают дополнительными экипажами скорой помощи», — Игорь Выходец, руководитель медицинского штаба ралли «Шелковый путь».

Фото: Пресс-служба

Травмы на автогонках достаточно однотипные — это переломы конечностей, черепно-мозговые травмы. А основные проблемы, с которыми обращаются сотрудники команд, механики или зрители, — это солнечные и химические ожоги или тепловые удары.

«Но это не все. После любой аварии, даже если гонщик не сильно пострадал, мы обязательно «прогоняем» его по специальным психологическим тестам. Этот протокол используется не только в автоспорте, но и в хоккее, футболе, регби — везде, где есть риск получить легкую черепно-мозговую травму. Человек может быть уверен, что способен продолжать гонку, но тестирование позволяет выявлять сотрясения. В случае выявления травмы мы отстраняем спортсменов от дальнейшего участия, чтобы не усугубить ситуацию», — Владимир Фещенко, главный врач ралли «Шелковый путь».

Фото: Пресс-служба

Техническая диагностика

Фото: Пресс-служба

Когда машина к вечеру добирается до бивуака со спецучастка, ее ждут инженеры и механики, которым нужно подготовить ее к новому заезду. Гонщики делятся ощущениями от машины, занимаются организационными моментами и уходят спать, ведь уже ранним утром им снова отправляться в путь. Чтобы машина справилась с нагрузками, командам важно как можно точнее определить риски неисправностей и устранить их за ночь. Оперативной безразборной диагностикой занимается мобильная лаборатория G-Energy, которая исследует работающее моторное и трансмиссионное масло и по нему проводит полный чекап двигателя и движущихся узлов. Для этого берется проба работавшего масла из двигателя (можно взять ее из любого агрегата, но именно мотор подвергается в гонках предельным нагрузкам), которая используется для дальнейшего анализа.

Фото: Пресс-служба

«Нам достаточно 30 мл работавшего масла, и портативные приборы раскроют состав и баланс примесей по трем десяткам параметров. Сначала мы используем вискозиметр — этот прибор определяет вязкость. Изменение вязкости масла (нормируются показатели при 40 и 100 °C) говорят нам о том, что в него попадает топливо или охлаждающая жидкость. Ничего страшного в этом нет — для быстрых переключений совершаются перегазовки, да и в целом масло работает в экстремальных условиях. Главное — следить, чтобы параметры не выходили за рамки нужного класса вязкости. Как только они близки к границам, мы рекомендуем поменять масло.

Фото: Пресс-служба

Дальше мы используем инфракрасный и рентгенофлюоресцентный спектрометры, которые позволяют определить химический состав масла и наличие в нем посторонних примесей. Повышенное содержание металлов свидетельствует о механическом износе, а избыток кремния на запыленных спецучастках — это попадание в масло песка. И нужно оперативно это устранять в случае выявления критических показателей, чтобы избежать абразивного износа и выхода техники из строя. Анализ с момента взятия пробы занимает буквально 10 минут, помогаем всем командам, которые к нам обращаются», — Роман Лыченков, технический специалист лаборатории G-Energy.

Фото: Пресс-служба

А главное, что все эти технологии доступны не только в мире автоспорта.

Исследования масел, работающих в экстремальных условиях, затем используются при разработке новых рецептур G-Energy, доступных для всех автомобилистов. А лаборатория, созданная в гонках, теперь предлагает уникальные решения для автопарков коммерческого транспорта: с помощью собственного ПО на основе искусственного интеллекта анализирует множество данных и дает прогноз по техобслуживанию — что в дальнейшем снижает расходы бизнеса из-за незапланированных простоев. И это наглядный пример того, как технологии из гоночного мира попадают в мир реальный.

Фото: Пресс-служба

Реклама, ПАО «Газпром Нефть». erid: 4CQwVszH9pUiLSm6o6q