Статьи, 06 июл 2023, 09:01

У ввезенных из Киргизии и Китая машин могут аннулировать учет. Что?

Автомобили в Киргизии массово растамаживают с занижением их реальной стоимости. Действительно ли из-за этого могут аннулировать учет машины
Читать в полной версии
Фото: Autonews.ru

В соцсетях активно обсуждается информация о том, что тысячи машин, ввезенных в Россию по параллельному импорту из Китая через Киргизию, могут очень скоро оказаться вне закона. Якобы у таких авто могут аннулировать учет. Речь идет об автомобилях, оформленных на таможне по СБКТС. Под угрозой не только собственно китайские автомобили, но и машины европейских или японских брендов, ввезенных с китайского рынка.

В память о Владивостоке

О том, что многие автомобили, растаможенные в Киргизии, могут оказаться под запретом в России, в запрещенной в России соцсети Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России) рассказал блогер Михаил Жуховицкий. По его словам, он лично видел множество автомобилей в Киргизии, которые были выставлены на продажу по заведомо заниженным ценам, указанным в таможенных декларациях. Так, со слов Жиховицкого, Toyota Camry из Китая растамаживаются исходя из стоимости машины в 6 тыс. долларов США.

Стоит сразу отметить, что пост Жиховицкого изобилует различными неточностями. Так, он пишет о заниженной стоимости гибридного кроссовера Geely Mojago. Такой машины не существует, однако Geely выпускает конструктивно близкий Geely (Geely Xingyue L Hi-X).

Сразу два собеседника Autonews.ru в той или иной степени подтвердили слова Жуховицкого.

По словам основателя компании Rucars Романа Рассудкова, который как раз ввозит автомобили из Китая в Россию, делать это через Киргизию действительно дешевле всего.

«Факты ввоза автомобилей из Китая в Россию с растаможкой через Киргизию действительно имеют место быть, и это самый дешевый способ ввести мощный бензиновый бензиновый или электрический автомобиль. Пониженная оценочная стоимость при этом объясняется тем, что машина часто растамаживается как подержанная, а не как новая», — заявил Рассудков.

Другой участник рынка, пожелавший остаться анонимным, рассказал, что со стороны российских властных структур уже 2-3 месяца назад начались проверки законности машин, растаможенных через Киргизию. Пока это не привело к каким-либо действиям, но сами проверки действительно идут и затрагивают в том числе и другие каналы поставок машин, утверждает источник.

Фото: Shutterstock

В Федеральной таможенной службе России в ответ на запрос Autonews.ru признали наличие проблемы.

«При выявлении таких случаев таможенными администрациями государств — членов Евразийского экономического союза, где осуществлялось таможенное декларирование, проводится таможенный контроль после выпуска товаров, по результатам которого происходит доначисление причитающихся к уплате таможенных платежей», — говорится в официальном ответе ведомства.

При этом Рассудков отмечает, что пока ему не известно о каких либо проблемах у покупателей ввезенных через Киргизию машин, добавив, что они могут возникнуть в будущем. Он вспомнил ситуацию, когда многие дилеры в 2000-х годах массово разорялись, столкнувшись с претензиями клиентов, купивших машины, растаможенные по серой схеме во Владивостоке.

«Отсюда и нынешнее беспокойство. Сложно предсказать, как в теории федеральная таможня будет «трясти» владельцев таких машин в будущем», — считает Рассудков.

Bentley за 55 тыс. евро

Если Жиховицкий упоминает Toyota Camry, в таможенных документах которых указывается цена в 5-6 тыс. долларов, то вышеупомянутый источник Autonews.ru утверждает, что лично видел ввезенный через Киргизию кроссовер Bentley Bentayga, у которого в таможенных документах указывалась цена машины 2023 года без пробега по России в 55 тыс. евро.

По словам источника, этот автомобиль в Европе был приобретен за более чем 200 тыс. евро, а в России после оформления всех документов выставлен на продажу по цене более 300 тыс. евро.

При этом схема поставок и растаможки машин через Киргизию не является чем-то новым. Данный путь существует с 2015 года, когда Киргизия вступила в Таможенный союз. И за 2020-2022 годы, по оценкам источника Autonews.ru, через этот канал было ввезено примерно 15 тыс. машин.

Что грозит автомобилистам

Рассудков, как и источник Autonews.ru, не могут подтвердить, что у кого-то, кто купил автомобиль по «киргизской» схеме в России уже возникли проблемы. Однако это возможно в обозримом будущем, отмечает автоюрист Анатолий Семенов.

По его словам, важно выделить несколько важных моментов, связанных с занижением стоимости машин при растаможке через Киргизию.

Во-первых, по словам Семенова, важно понимать, что речь идет не о параллельном импорте, а о ввозе машин частными лицами с оформлением Свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС). Это обходная схема относительно официального параллельного импорта с оформлением Заключений об оценке единичного транспортного средства (ЗОЕТС). Схему параллельного импорта с ЗОЕТС создал Минпромторг, и она не стала успешной, так как в реальности дилеры завозят машины, оформляя их по СБКТС, отмечает Семенов.

В этих условиях, даже покупка автомобиля у дилера, если он был растаможен по СБКТС, тем более в Киргизии, выглядит рискованной, отмечает юрист.

В теории добросовестному покупателю может грозить следующее:

  • Во-первых, требование от российской Федеральной таможенной службы доплатить неоплаченную пошлину.
  • Во-вторых, аннулирование Паспорта транспортного средства с вытекающим из этого запрета на его эксплуатацию.
Фото: Shutterstock

Самым серьезным по мнению юриста является выявление нарушений в таможенном оформлении транспортного средства, связанных с его техническими характеристиками. Если выяснится, что машина была легализована в России с недопустимыми техническими нормами, например не соответствуя по безопасности и экологии, то ее могут навсегда запретить к эксплуатации.

Все собеседники Autonews.ru при этом позитивно сказываются о возможной перспективе ограничения поставок машин в Россию через киргизскую таможню. По их мнению, заниженная стоимость таможенного оформления вредит в первую очередь легальному дилерскому бизнесу в России. Так, Семенов прямо назвал это «контрабандой», а Рассудков заметил, что многие компании осознано не везут машины таким путем в Россию, опасаясь судебных исков и разорения в случае претензий властей к легальности данных машин.

В России начали аннулировать документы на машины из параллельного импорта

Машины больше некому чинить. Сервисы пожаловались на нехватку сотрудников

«Задача — все продать». Какие машины уже подешевели