Электрокары, 03 июл 2023, 10:19

В России начнут переделывать б/у иномарки в электрокары. Это реально?

Переделывать Hyundai, Kia, VW и другие иномарки из-за ожидаемого дефицита запчастей предложили на «Автоторе». Водителям обещают экономию в 100 тыс. руб. ежегодно. Эксперт считает, что услуга будет стоить до 1 млн руб.
Читать в полной версии
Фото: Shutterstock

Все подробности проекта о запуске услуги по переделке популярных в России подержанных автомобилей в электрокары раскрыли в «Автоторе», передает посетивший предприятие корреспондент Autonews.ru. По так называемой программе ремоторизации завод предложил менять изношенные силовые агрегаты на электромоторы отечественного производства, а также избавляться от «лишних» после проведения таких работ деталей. Как рассказали представители предприятия, процесс переделки планируют организовать по аналогии с переводом автомобилей с классическими моторам на газобаллонное оборудование. При этом водителям обещают, что после проведения таких доработок можно будет экономить на ремонте и обслуживании до 100 тыс. руб. в год. Первые опытные образцы «Автотор» планирует представить в течение лета 2023 года Разбираемся, зачем нужна такая переделка, сколько она будет стоить и какие автомобили можно будет по ней обновить.

Зачем моторы ДВС заменять на электрические

Идею по переводу автомобилей на электричество на «Автоторе» объяснили значительным подорожанием запчастей как на иностранные, так и на отечественные машины. По оценкам специалистов завода, в среднем детали подорожали на 30%, при этом для некоторых отдельных моделей цены выросли еще выше. Поэтому, как предупредили на заводе, обслуживать автомобили старше десяти лет, а именно с этого времени заезжать на СТО обычно приходится чаще, будет становиться все дороже. Более того, из-за наложенных на Россию санкций в «Автоторе» считают, что поставки оригинальных запчастей на иномарки будет затруднен, а в использовании аналоговых деталей на предприятии видят определенные риски. При этом электрокары, по словам технических специалистов предприятия, в обслуживании гораздо менее накладны ввиду простоты конструкции.

По словам вице-президента «Автотор Холдинга» и директора по ремоторизации Дмитрия Чемакина, наибольшую нагрузки при эксплуатации автомобилей касаются основного агрегата. Так, в силу постоянного использования и большего количества трущихся запчастей, именно классические моторы требуют большего количества затрат на их содержание.

«Обновляемому автомобилю реновируют раму, демонтируют все системы, которые связаны с двигателем внутреннего сгорания и монтируют те элементы, которые отвечают задачам создателей электрокаров, — рассказал Чемакин. — Также изменяют принцип работы рулевой рейки: с гидравлической на электрическую, устанавливают дополнительные компрессоры на тормоза. После завершения этих работ и приведения автомобиля в порядок мы получаем продление срока использования запчастей и переведенный на электросиловую структуру автомобиль».

Пилотным проектом для ремоторизации станет Калининград. Из примерно 470 тыс. автомобилей после разбивки по годам на «Автоторе» определили целевую аудиторию (Фото: Виталий Невар / ТАСС)

По словам Чемакина, после таких манипуляций стоимость эксплуатации автомобиля «упадет в разы».

«Старые автомобили в эту программу не подпадают. Просчитана экономика и окупаемость проекта. Так, ежегодно автомобиль в среднем проезжает 18 тыс. км в год. Только на плановых работах при использовании автомобилей старше десяти лет с таким пробегом экономия на обслуживании составит более 100 тыс. руб. в год. При этом снижаются различные эксплуатационные риски при использовании электродвигателя, так как снижается количество необходимых для обслуживания запчастей по сравнению с ДВС», — сказал Чемакин.

Kia, Volkswagen, Hyundai: какие модели подпадут под переделку

По оценкам «Автотора», лучше всего под эту программу подходят машины, которые выпустили не ранее 2010 года. Дело в том, что автомобили, которые выпускали начиная с того периода, как правило, уже обладают качественной системой управления, крепкими кузовами и рамами, которые можно будет использовать и дальше. На примере наиболее популярных в Калининграде моделей и марок «Автотор» назвал наиболее подходящие для участия в программе модели — одно из главных условий допуска в том, что они должны быть массовыми и не слишком старыми. В том числе это модели марок Hyundai, Kia, Volkswagen, Toyota, Renault, Skoda, Nissan, Lada, Mercedes, BMW.

Сколько будет стоить переделка

Сколько для рядового автовладельца будет стоить замена мотора и покупка такого комплекта, на «Автоторе» пока не говорят. Саму стоимость работ там оценили в 100 тыс. руб.: их за 3-5 дней могут проводить два технических специалиста.

На переделку автомобиля в электрокар нужна работа двух специалистов в течение 3-5 дней. Первый Kia Cerato на «Атоторе» переделывали полгода, а работы на работы по следующей закладывают уже две недели (Фото: Виталий Невар / ТАСС)

«Стоимость самого комплекта — это отдельный разговор, у нас есть «красные линии», выше которых мы продавать не будем. Просто, потому что рынок такие цифры не примет, — сказал Чемакин, отвечая на вопрос корреспондента Autonews.ru. — Но цифру не скажу. Пока затраты выше, чем мы бы хотели. Причем половина стоимости — это батарея».

Поэтому в части снижения затрат на «Автоторе» надеются помощь в проекте дочерней компании «Росатома» — «Ренера». А также на развитие механизма лизинга: при которой комплект можно будет приобрести с отсрочкой. Кроме того, планируется помогать и с утилизацией батареи через 10-12 лет, а в случае каких-либо проблем, батареи будут заменять по гарантии.

«Но пока мы делаем штучные экземпляры. А сложность тут не только в стоимости самого комплекта, но и в соединении деталей в единую систему управления. Это требует индивидуальной настройки на модель — это в этом процессе самое дорогое», — сообщил представитель завода.

Как зарегистрировать такой автомобиль в ГИБДД

Еще один из серьезных вопросов к проекту — это регистрация в ГИБДД, которая необходима после таких переделок. Кроме того, вновь полученный электрокар должен будет пройти техосмотр. На «Автоторе» пояснили, что будут сертифицировать переделку и подтверждающие ее безопасность документы в НАМИ под каждую конкретную модель. Например, собрав документы на Hyundai Solaris, по ним можно будет обновлять все аналогичные «Солярисы», а в ГИБДД — регистрировать их уже без дополнительных проверок. Работы будут проводить на основании ГОСТа по переоборудованию транспортных средств — по нему, к примеру, сейчас регистрируют переделанные машины с ГБО.

Универсальные комплекты по замене силовой установке должны изготавливать полностью из российских компонентов. Так, на том же «Автоторе» планируют выпускать необходимые для этого элементы, при этом партнером по выпуску батарей должна стать дочерняя компания «Росатома» — «Ренера». Использовать такой комплект по ремоторизации, как ожидается, можно будет как для частного, так и для коммерческого транспорта (Фото: Shutterstock)

Где будут проводить изменения автомобиля

Ожидается, что сначала работы будут проводить специалисты «Автотора», после чего к программе смогут присоединиться различные партнеры — дилеры и СТО.

«Опытные образцы представят в течение лета 2023 года. Стоит задача со следующего года предъявить ряд моделей на сертификацию в органы НАМИ и ГИБДД — нужно будет пройти первый этап для подтверждения безопасности предложенных решений»

Таким образом, массовый потребитель вряд ли увидит автомобили в начале 2024 года — ожидается, что пока доступны будут только штучные экземпляры.

Услуга может стоить до 1 млн руб.

По мнению главы Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, предложенное «Автотором» решение — не то, что сейчас нужно рынку.

«На «Автоторе» пытаются изобрети новый рынок и новую услугу. Однако электромобиль в России — это игрушка для богатых. Его удобно эксплуатировать в основном тем, у кого есть трехфазная зарядка на дачном участке или в подземном паркинге. Найти общественные зарядные станции не везде легко, кроме того, в ряде регионах цены доходят до 17 руб. за кВт·ч Таком образом, эксплуатация электромобиля становится сравнима с дизельными моделями и опережает по цене те машины, которые переведены на пропан или метан», — считает Шапарин.

Вторым важным вопросом Шапарин назвал безопасность таких автомобилей.

«Автомобили с ДВС не рассчитаны на установку больших батарей, получается, что новую силовую установку придется вживлять в конструкцию. Возникает много вопросов о том, как такие электрокары будут вести себя при ударах или возгорании, какие решения предложат для нормальной работы теплообмена, — отметил Шапарин в беседе с Autonews.ru. — У рассчитанных под установку батарей автомобилей, их устанавливают под автомобилем, вместо днища и они становятся частью силового каркаса. Что будет с управляемостью и распределением центра тяжести — тоже непонятно».

Также эксперт заявил, что для недорогих массовых моделей не так сложно найти нужные запчасти: их, в частности, можно привести по параллельному импорту. Кроме того, он отметил, что водители более бюджетных моделей обычно не против установки более доступных аналоговых деталей.

В свою очередь независимый автомобильный эксперт Сергей Бургазлиев отметил, что, с одной стороны, появление на дорогах больше автомобилей на альтернативных видах топлива, в том числе электрокаров, хорошо скажется на окружающей среде. При этом он указал на ряд неоднозначных для него моментов. В том числе — ожидаемо высокая цена такого комплекта.

«Одни только работы стоят 100 тыс. руб. А есть еще электрика, батарея: цена за комплект составит от 600 тыс. руб. до 1 млн руб. в зависимости от объемов производства. Поэтому пока говорить о перспективах проекта рано», — сказал Бургазлиев

В завершение эксперт признал, что пока видит больше перспектив в серийном оснащении автомобилей ГБО и в выпуске небольших городских электрокаров.