Машины больше некому чинить. Сервисы пожаловались на нехватку сотрудников
Крупные автосервисы и дилерские центры по всей России столкнулись с нехваткой специалистов по ремонту машин, выяснил Autonews.ru. Дилерский холдинг «Авилон», чья структура в мае купила бывший завод Volkswagen в Калуге, уже начал привлекать его сотрудников в московские командировки чтобы восполнить кадровый голод в автосервисах.
Завод больше года в простое
О предстоящих командировках сотрудников из Калуги в Москву в своих соцетсях сообщили оба профсоюза, действующие на бывшем заводе Volkswagen. С весны 2022 года предприятие не работает, сотрудники получают 2/3 от своей зарплаты.
Как подтвердили в беседе c корреспондентом Autonews.ru в профсоюзе «Единство», желающим временно поехать работать в Москву обещают 100% от среднего оклада на заводе в Калуге, проживание и суточные в размере 1 тыс. руб. в день.
В «Авилоне» от комментариев по поводу привлечения рабочих из Калуги отказались. Однако источник Autonews.ru утверждает, что командировочных направляют именно в дилерские предприятия для работы в том числе на автосервисах.
В профсоюзе «Единство» также сообщили, что сейчас в Москве работают две группы с завода по четыре человека в каждой. В основном сотрудники выполняют слесарные работы, отзывы от них положительные. При этом в профсоюзе не ожидают, что такие командировки станут массовыми. По словам представителя «Единства», дилерский холдинг «Авилон» устраивает такие командировки не для того, чтобы занять сотрудников завода, а для того, чтобы закрыть свои вакансии в Москве.
При этом о сроках перезапуска производства на самом предприятии пока ничего не известно. Ранее Autonews.ru писал о том, что в Калуге могут начать сборку китайских седанов Omoda S5 под новым, собственным брендом. Однако это лишь один из возможных вариантов, и новый собственник завода продолжает поиск партнеров.
Как предположил источник на заводе, даже если такого партнера найдут, предприятие нельзя будет сразу запустить на полную мощность: в таком случае заводу придется вести крупноузловую сборку, как это происходит с «Москвичом». Следовательно, некоторые сотрудники будут оставаться в простое за ненадобностью рабочей силы.
Автосервисам не хватает людей
В Союзе автосервисов России подтвердили, что отрасль испытывает кадровый голод. Там отмечают, что в России профильные учебные заведения ежегодно готовят более 20 тыс. автомобильных механиков для 50 тыс. сервисных предприятий по всей стране: изначально этого количества специалистов отрасли должно хватать. На деле, по словам члена правления Союза автосервисов России Ильи Плисова, лишь часть из тех, кто отучился на автомеханика, идут работать по специальности. При этом, по его оценке, начальный уровень подготовки таких специалистов оставляет желать лучшего.
«В профессии остаются проценты или доли процентов. Если спросить любой сервис, какие у них есть проблемы, мало кто скажет про дефицит запчастей, но большинство назовут дефицит сотрудников. Становятся популярными тренинги для руководителей, направленные на удержание ценных кадров», — говорит Плисов.
При этом зарплаты сотрудникам автосервисов, в зависимости от квалификации, на СТО предлагают выше, чем на заводах (средняя заработная плата обычных рабочих на сборке Volkswagen в Калуге составляла 60 тыс. руб., на сварке — 75 тыс. руб.). К примеру, на одном из порталов по поиску вакансий, можно найти предложения от сервисных центров с зарплатой до 350 тыс. руб. Некоторые работодатели предлагают ученикам автослесарей зарплаты от 70 тыс. руб. В регионах зарплаты ниже: в Калуге встречаются вакансии автомехаников с зарплатой от 50 тыс. руб.
По словам Плисова, отток автомехаников из независимых автосервисов связан еще и с тем, что их активно переманивают официальные дилеры, которые в последние месяцы существенно расширили портфели брендов за счет новых китайских марок и теперь нуждаются в сотрудниках, которые станут обслуживать машины из КНР.
Однако и официальные дилеры отмечают растущий дефицит работников автосервисов, говорит директор Академии ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Сергей Кожухов.
«В настоящий момент в автомобильном бизнесе на одну вакансию приходится только 1,8 резюме — это исторический минимум. К примеру, в маркетинге этот показатель равен 11. Больше всего востребованы механики, а также специалисты по вторичному рынку, которые занимаются выкупом машин. Не хватает именно молодых специалистов с начальным уровнем квалификации», — заявил Кожухов.
Сервис будет дорожать
У дефицита специалистов в автосервисе есть несколько причин, и быстро решить эту проблему в масштабах всей отрасли вряд ли удастся, отмечают опрошенные эксперты.
По словам Кожухова, сказываются и последствия низкой рождаемости в 90-е годы, и отток из страны трудоспособного мужского населения из-за мобилизации в 2022 году, и конкуренция со стороны профессий со свободным графиком работы и меньшей ответственностью: курьером или в такси.
Плисов добавляет к этому общее падение престижа профессии, а также переход некоторых специалистов, в частности по диагностике автомобилей, на фриланс.
«Кроме того, за работу в военной сфере в последний год предлагались куда более высокие зарплаты, чем в автосервисах, а специалисты по ремонту техники нужны и в армии», — констатирует эксперт.
По словам Плисова, уже сейчас во многих автосервисах увеличиваются очереди на ремонт и случаи отказа в предоставлении услуги.
«Если нет мастера по электрике, автосервис не сможет устранить соответствующую поломку. Бывает, что мастера есть, но их мало. Допустим у сервиса шесть подъемников, но людей хватает всего на три, а на остальных постах машины стоят и ждут своей очереди», — говорит эксперт.
По его мнению, в обозримом будущем это приведет не столько к дефициту собственно сервисного обслуживания, сколько к росту цен. Видя потребность населения в ремонте, автосервисы будут привлекать мастеров, предлагая им все более высокие зарплаты, и это неминуемо станет отражаться в счете клиента.
«Зарплаты в автомобильной сфере остается на уровне рынка, но мы, конечно, вынуждены их поднимать», — признает и Кожухов.
Парк автомобилей устаревает
В 2022 году продажи новых автомобилей в России снизились более чем вдвое, почти с 1,7 млн до 687 тыс. штук. В 2023 году рынок начал восстанавливаться, однако по сравнению с 2021 годом продажи все равно остаются низкими.
Это уже привело к увеличению среднего возраста автомобилей в России. Так, по данным агентства «Автостат», всего за год средний возраст автомобилей в российском автопарке увеличился с 14 до 14,7 года. Для сравнения, 10 лет назад средний возраст автомобиля в России составлял 11,8 года.
Старение автопарка естественным образом увеличивает спрос на обслуживание техники и повышает требования к квалификации мастеров. Так, новым автомобилям как правило нужно лишь достаточно простое обслуживание, а подержанным машинам чаще требуется сложный ремонт двигателя, трансмиссии и подвески, констатируют эксперты.
В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО
В России подорожали автозапчасти и ремонт. Сколько теперь стоит ТО
ЕС запретил поставки в Россию ряда автомобилей. Чем еще грозят санкции