ЕС запретил поставки в Россию ряда автомобилей. Чем еще грозят санкции
Очередной принятый Евросоюзом пакет санкций содержит ряд пунктов, касающихся автомобильной отрасли, — от запрета на поставки в Россию ряда категорий автотранспорта до некоторых видов запчастей. При этом эксперты указали и на более серьезные потенциальные проблемы для автовладельцев и участников отрасли: новые ограничения коснутся также и прав использования интеллектуальной собственности в том числе третьими странами, которые дружественны по отношению к России. Более того, под рестрикции, связанные с экспортом товаров двойного назначения и передовых технологий (к которым эксперты отнесли и связанные с автомобильной отраслью), попали те организации, которые зарегистрированы в Китае, Узбекистане, Объединенных Арабских Эмиратах, Сирии и Армении. Разбираем по пунктам новые ограничения.
Какие автомобильные запреты появились в новом пакете санкций
Согласно документу, ограничения в том числе следующие:
- запрет на экспорт автомобилей в Россию класса «люкс» (дороже €50 тыс.) расширили на все новые и подержанные автомобили с объемом двигателя выше 1,9 л, а также на все электрические и гибридные автомобили;
- введен полный запрет на поставку некоторых типов автокомпонентов.
Санкции в первую очередь для юрлиц
На то, что экспорт автомобилей из Евросоюза дороже €50 тыс. в Россию запрещен уже давно, в беседе с Autonews.ru напомнил независимый эксперт Сергей Бургазлиев. При этом он указал, что запрет действует только на юрлиц. Также он отметил, что импорт гибридных моделей и электромобилей в основном идет в Россию из Китая и Кореи. Таким образом, по его оценке, с точки зрения поставок машин для страны мало что изменится.
«Европейские бренды, тем более премиальные, уже прекратили поставки автомобилей в Россию, — сказал Бургазлиев. — При этом как подержанные, так и новые автомобили у нас ввозят через физлиц, а на них санкции не распространяются. Другое дело — сложности с оплатой и в работе с банками, но это уже отдельный разговор. При этом подержанные машины из Европы в Россию завозили не так часто. Основной рынок для транспорта с пробегом — это Дальний Восток, а туда машины приходят из Японии. Еще некоторое количество машин везли из арабских стран, Кореи, Турции. Но из Европы они и не приходили. Те же Volvo и Land Rover вывозили из Китая или Кореи».
Таким образом, по мнению Бургазлиева, запрет такого экспорта мало на что повлияет.
«Что касается запрета поставок в Россию из третьих стран, я не понимаю, как именно юридически эти санкции осуществимы к компаниям-резидентам из данных третьих стран — условных Ирана, Турции, Израиля, — отметил эксперт. — Если иностранные компании из дружественных нам стран торгуют с ЕС, то ничто не мешает им продать автомобиль в Россию. Но право собственности после приобретения автомобиля уже перешло компании, которая находится в юрисдикции той страны, где зарегистрирована эта компания-импортер».
Эксперт уверен: в таком случае ЕС уже не имеет права влиять на действия некой третьей компании, которая законно купила машину у компании-импортера и потом перепродала машину в Россию. Правда в данном случае, признал он, цепочка посредников увеличится, что приведет к некоторому росту цен на автомобили.
О том, что на ввоз автомобилей из Европы по альтернативным каналам очередной пакет санкций не повлияет, заявил также эксперт по подбору и ввозу автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов.
В свою очередь Бургазлиев не исключил, что официальным дилерам после таких ужесточений станет сложнее получать запчасти от брендов, которые продолжили поддержку российских автособственников.
«Проблемой для дилеров может стать отсутствие доступа к иностранным комплектующим в части электроники и электрики. В этом плане действительно идет закручивание гаек. Ведь, к примеру, Toyota, Lexus, Volvo, BMW, Mercedes-Benz — все они каким-то образом еще работают в усеченном виде и завозят запчасти для своих дилеров. Но встает вопрос, как эти поставки будут отслеживать и что будут делать с немаркированными компонентами от партнеров, которые используют сами автобренды», — говорит эксперт.
Из-за риска вторичных санкций водителей могут оставить без запчастей
В свою очередь заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов предупредил, что принятый документ «дает возможность для разворачивания так называемых вторичных санкций — когда риски грозят уже тем странам, которые дружественны по отношению к России и через которых товары можно отправить в обход». «Например, мы уже видим, что ограничения наложены на некоторые организации из Китая», — отметил он.
По словам Семенова, пакет санкций серьезно расширен — например, за счет полного запрета поставок определенного вида компонентов для автомобилей. А самой главной проблемой для России он назвал прописанный в документе запрет на продажу, лицензирование и передачу прав интеллектуальной собственности и коммерческих секретов, используемых при производстве определенных видов товаров. Причем точного перечня стран в этом случае документ не содержит, поэтому, по мнению эксперта, в текущей формулировке ограничение может коснуться производств в любых странах.
«Это сделано, чтобы предотвратить производство подпадающих под санкции товаров за пределами ЕС. Это может быть все, включая запчасти. Фактически это распространение запрета на лицензионное производство за пределами ЕС. То есть условно, если в Китае, Казахстане, Арабских Эмиратах или в какой-либо другой стране производят запчасти или даже автомобили по лицензии европейской компании. Правообладатели брендов теперь могут прислать письма в эти организации, и пригрозить, что отзовут лицензию, если те будут продавать товары в Россию. Это и есть вторичные санкции», — говорит Семенов.
Эксперт рассказал, как могут работать новые ограничения, на примере европейских автомобильных брендов, которые выпускают в Китае.
«К примеру, возьмем производство автомобилей в Китае. Там, к примеру, есть модели от Volkswagen или Toyota, которые выпускают модели для местного рынка. Предположим, наши автозаводы приходят к китайским партнерам и предлагают наладить производство этих же моделей в России. Пусть они будут называться уже не так, но будут построены на этих же шасси. Это подразумевает, что в России нужно установить какие-то производственные линии, цеха и получить технологии. А они в свою очередь могут оказаться защищены европейскими патентами», — рассуждает Семенов.
Также эксперт выразил опасения, что ограничения, связанные с интеллектуальной собственностью, могут повлиять и на доступ к программному обеспечению для той или иной модели. Эффект от ограничений, по мнению представителя РСПП, в России могут ощутить уже в ближайшую неделю.
Ограничения для иномарок и рост утильсбора. Что ждет автопром в России
Вступившие в силу с 1 марта самые важные изменения в ПДД. Что нужно знать
От «Буханки» до Geely Coolray. Как за год подорожали автомобили в России