У чиновников опять решили отобрать иномарки. Почему это не выходит 26 лет
Необычный автомобильный аукцион состоялся в России 20 июня 1997 года, ровно 26 лет назад: в этот день впервые начали распродавать изъятые у чиновников служебные иномарки. Самих госслужащих вместо них было решено пересадить на отечественные машины. По прошествии 26 лет к идее вернулись вновь, теперь по совсем другим причинам. Autonews.ru вспомнил предыдущие, не до конца удачные попытки помощи российскому автопрому.
«Волга» вместо Audi A8
Одним из первых идею пересадить российских чиновников на отечественные служебные автомобили высказал Борис Немцов, назначенный в 1997 году вице-премьером правительства. Прежним местом работы Немцова была должность губернатора Нижегородской области, и именно успехи на этом посту стали поводом для продвижения молодого политика в правительство.
Немцов почти сразу предложил действовавшему тогда президенту Борису Ельцину пересадить чиновников на отечественные «Волги» и тем самым поддержать расположенный в Нижнем Новгороде Горьковский автозавод.
Ельцин подержал инициативу, и 1 апреля 1997 года вышло соответствующее распоряжение. Над этой датой критики инициативы потом долго шутили.
Но уже 20 июня 1997 года в подмосковных Люберцах стартовал аукцион, на котором выставили иномарки из аппарата президента. Немцов лично посетил мероприятие и, как отметили в своих статьях многочисленные присутствовавшие там журналисты, был удивлен количеством корреспондентов, фотографов и операторов.
В первый день на торги было выставлено только семь автомобилей. И тут же выяснилось, что их состояние далеко от идеального. Так, Audi занимавшего тогда должность министра по делам сотрудничества Амана Тулеева оказался поврежден после сильного ДТП. Газета «Коммерсантъ» тогда писала, что сам Тулеев сменил битую машину не на новую «Волгу», а вновь на Audi, а от старой и разбитой отказался.
Как вспоминает в беседе с Autonews.ru работавший в 1990-х годах персональным водителем Алексей, попросивший не называть своей фамилии, вместе со своим шефом он посетил один из таких аукционов. По его воспоминаниям, там выставляли только сильно изношенные автомобили, от которых чиновники действительно могли отказаться добровольно. Впрочем, когда его самого пересадили со старого микроавтобуса Mitsubishi на новую «Волгу» 3102, он, как водитель, был недоволен.
«К нам в гараж пригнали восемь новеньких «Волг». У каждой с завода тек задний мост», — вспоминает водитель.
👉 «Волге» — 64 года. Раскрываем все секреты культовой модели
Ругали «Волги» и многие политики. В итоге в 1999 году, когда сам Борис Немцов уже был в оппозиции, Ельцин свое распоряжение отменил.
Не только «Волга»: «Премьер», «Консул» и «Иван Калита»
Несмотря на провал инициативы Бориса Немцова, российские автозаводы увидели в чиновниках своих потенциальных клиентов, особенно с учетом того, что покупать машины госслужащим предстояло не за свой счет, а за бюджет.
Машины, адаптированные специально для использования с персональным водителем, создали завод «Москвич» и АвтоВАЗ. На «Москвиче» построили два седана на удлиненном шасси от базовой пятидверной модели 2141: «Князь Владимир» и «Иван Калита». И если первый представлял из себя всего лишь обычный «Москвич» конца 1990-х, только с кузовом седан и увеличенным пространством для задних пассажиров, то «Иван Калита» напоминал его же версию, доработанную в гаражном тюнинг-ателье с целью придания бюджетному в целом автомобилю налета роскоши. Такую машину некоторое время использовал с персональным водителем бывший тогда мэром Москвы Юрий Лужков.
Так или иначе, но попытка «Москвича» создать на базе модели 2141, которая конструктивно родом из 1970-х годов, седан бизнес-класса закончилась вместе с крахом всего предприятия в начале 2000-х годов.
АвтоВАЗ достиг чуть большего успеха, если измерять его в количестве выпущенных машин. В Тольятти стали удлинять «десятку» за неимением лучшего на тот момент донора. Получились две модели: ВАЗ 21108 «Премьер» и ВАЗ 21109 «Консул».
Именно «Консул» стал флагманом со значительно удлиненным кузовом: колесная база выросла на 65 сантиметров, превратив от природы узкую «десятку» в подобие лимузина, который пропорционально уменьшили вдвое. Большой популярностью «Консул» не пользовался.
Зато «Премьер», выпускавшийся дочерней структурой АвтоВАЗа путем переделки стандартных машин, был скромнее: кузов растянули всего на 17,5 см. И таких машин сделали несколько тысяч. Правда, покупали их преимущественно в частное пользование.
Наконец, последнюю попытку пойти путем удлинения предприняла «Волга». На излете жизненного пути автомобиля на ГАЗе представили удлиненную модель 311055. В отличие от «Князя Владимира» и «Консула», такая «Волга» не выглядела кустарно и стоила не намного дороже базовой модели. Однако и к ней чиновники оказались равнодушны.
Для чиновников оставили только локализованные и отечественные машины
Весной 2014 года, после 17 лет со старта неудачной инициативы Бориса Немцова, запретить чиновникам ездить на иномарках удалось занимавшему на тот момент пост премьер-министра Дмитрию Медведеву. Он действительно запретил покупать за государственный счет машины иностранного производства — правда, не иномарки в строгом понимании этого термина.
Дело в том, что начиная с середины 2000-х годов в России стали массово возникать заводы по сборке иномарок. И продукция этих предприятий решением Медведева не запрещалась к покупке за государственный счет.
👉 От «горбатого» до Maybach: на чем ездит российская власть
Так на парковках министерств и ведомств на смену «Волгам» стали массово появляться Toyota Camry и Ford Mondeo. Для чиновников выше по рангу полагались BMW, которые собирались на заводе «Автотор» в Калининграде, или Audi, которые некоторое время собирались в Калуге на заводе группы Volkswagen. Наконец, в 2019 году заработал подмосковный завод Mercedes.
В распоряжении Медведева, однако, с самого начала было прописано, что для сохранения права на участие в госзакупках производителю иномарок в России следовало должным образом увеличивать степень локализации своих машин.
С 2019 года степень локализации стала подсчитываться по новой методике: для каждой модели высчитывались баллы, которых может быть максимум 7000, если автомобиль полностью локализован. И ежегодно минимальное число баллов, необходимых для участия в госзакупках, увеличивалось. Дошло до того, что в какой-то момент из перечня автомобилей, доступных для закупки за госсредства, выбыли даже некоторые автомобили Lada.
Не желающие отказываться от иномарок чиновники быстро нашли выход. Вместо покупки машин соответствующие ведомства стали заключать контракты с транспортными или с лизинговыми компаниями на предоставление соответствующих услуг. Это позволяет пользоваться иномарками без ограничений, включая те, что не собираются в России. В частности, в последние годы на парковках госучреждений в Москве можно было встретить седаны Genesis или Lexus.
На чем ездить чиновники будут ездить теперь
Весной 2022 года стало известно о об уходе большинства иностранных брендов из России и закрытии их локальных производств. Это обострило проблему автомобилей для чиновников: новые иномарки бизнес- и премиум-класса стали для них недоступны не только из-за законодательных ограничений, но и в аренду или лизинг — из-за банального дефицита машин и сложностей с их обслуживанием.
Одновременно возобновились разговоры о том, чтобы полностью запретить чиновникам использовать служебные иномарки. В 16 июня с таким предложением на Петербургском международном экономическом форуме выступил вице-президент АвтоВАЗа Сергей Громак, который прямо предложил запретить органам власти пользоваться услугами транспортных и лизинговых компаний.
👉 Советская роскошь. На чем ездила элита СССР
19 июня похожее предложение высказал в разговоре с «РИА Новости» депутат Госдумы Султан Хамзаев. И такие инициативы звучат регулярно.
Проблема в том, что отечественный автопром до сих пор не может предложить машины, сочетающие высокую степень локализации с приличествующей вместимостью и комфортом для выполнения роли автомобиля с водителем, признает независимый эксперт в сфере автопрома Владимир Беспалов.
Конечно, есть представительские седаны и лимузины Aurus, но объемы их производства не предполагают возможности пересадить на них всех, продолжает эксперт. Aurus и по идеологии, и по масштабам производство можно сравнить с советским лимузином ЗИЛ, в то время как требуется замена советской же номенклатурной «Волге».
Единственной альтернативой видится перспективная Lada Aura — по сути, удлиненная и опять же мелкосерийная версия Lada Vesta. Но и она сделана по тому же методу, что выпускались ВАЗ «Премьер» и «Консул».
Остаются китайские автомобили, которые начинают собирать в России под местными брендами, говорит Беспалов. Это «Москвичи», модели Lada с бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге и обещанная главой Минпромторга Денисом Мантуровым «Волга».
Правда, их уровень локализации по существующим правилам не позволяет закупать такие автомобили за государственные средства.
По мнению Беспалова, есть и третий путь.
«Крупные автопарки государственных учреждений уже не соответствуют времени. Сейчас эффективнее оплачивать чиновникам поездки на такси и каршеринге, а уже туда закупать российские автомобили», — предлагает эксперт.
Напомним, что в начале лета президент России Владимир Путин как раз предложил использовать в такси и каршеринге только автомобили российского производства.
Новую «Волгу» хотят представить летом 2024 года. Что это будет за машина
Силуанов призвал доплачивать чиновникам, пересевшим за руль
Чтобы завод конкурентам не достался. АвтоВАЗ запустил Lada X-Cross 5