Чтобы завод конкурентам не достался. АвтоВАЗ запустил Lada X-Cross 5
Торжественный старт выпуска нового кроссовера под брендом Lada стартовал на заводе АвтоВАЗа в Санкт-Петербурге 17 июля. Модель получила название Lada X-Cross 5: ее собирают в партнерстве с китайской компанией, название которой на АвтоВАЗе официально не называют из-за потенциального риска вторичных санкций. X-Cross 5 стал первой моделью на новом для АвтоВАЗа заводе, где раньше производили модели Nissan. Рассказываем, что известно про модель и объясняем, зачем тольяттинскому автогиганту еще одна производственная площадка.
Что такое Lada X-Cross 5
Lada X-Cross 5 — переднеприводный городской кроссовер С сегмента. Как объяснял глава предприятия Максим Соколов, такое название модель получила за свои хорошие внедорожные характеристики. Хотя на АвтоВАЗе не раскрывают имя партнера, в новинке с шильдиком Lada угадывается перелицованная версия китайской модели FAW Bestune T77.
Пока модель будут выпускать по принципу крупноузловой или «отверточной» сборки: при ней полностью готовые машинокомплекты отправляют с завода-изготовителя на сборочную площадку.
Комплектация и оснащение
Как сообщили на АвтоВАЗе, Lada X-Cross 5 оснащен 160-сильным турбированным двигателем и 7-ступенчатой автоматической коробкой передач. У модели будет богатое оснащение, которое включает в том числе интеллектуальные системы безопасности ADAS (контроль утомляемости водителя, предупреждение о выезде из полосы, адаптивное переключение дальнего света, системы кругового обзора и экстренного торможения), мультимедийная система и панорамная крыша. В отделке интерьера использованы экокожа, мягкий пластик и вставки под дерево.
Если сравнить параметры модели с FAW Bestune T77, сходство полностью подтверждается. Так, для китайской модели предлагается 1,5-литровый бензиновый турбомотором мощностью 160 л.с. и 258 Н·м крутящего момента. Разгон до сотни занимает у кроссовера 9,7 с. Расход топлива в смешанном цикле составляет 6,8 л на 100 км. Агрегат может работать совместно с шестиступенчатой механикой или семиступенчатым преселективным «роботом» BorgWarner с двумя мокрыми сцеплениями: у Lada X-Cross 5, соответственно, будет только семиступенчатый «робот».
В длину FAW Bestune T77 достигает 4525 мм, в ширину — 1845 мм, а в высоту — 1615 мм. Размер колесной базы составляет 2700 мм. Дорожный просвет кроссовера — 180 мм. Автомобиль получил решетку радиатора с ячеистым рисунком, светодиодную оптику, «парящую» крышу с рейлингами, боковые зеркала с повторителями указателей поворота, дополнительные стоп-сигналы и U-образными фонари.
Судя по снимкам, салон Lada X-cross 5 схож с начинкой FAW Bestune T77. Автомобиль оборудован электронным джойстиком коробки передач, сиденьями с электроприводом и цифровой приборной панелью, которая объединена в один кластер с сенсорным дисплеем мультимедийной системы. Общая диагональ экрана составляет 12,3 дюйма. Объем багажного отделения у машины — достаточно скромные 375 л. При сложенных задних сиденьях этот показатель вырастает до 1525 л.
Пока неизвестно, в каких именно комплектациях АвтоВАЗ будет предлагать Lada X-cross 5. Однако можно оценить возможные дополнительные опции, которые потенциально могут появиться в машине. Для этого также можно изучить технические характеристики китайского варианта. Так, в базовых версиях Bestune T77 есть круиз-контроль, камера заднего вида, задние датчики парковки, система бесключевого доступа. Топовые версии кроссоверов получили систему кругового обзора со встроенными в наружные зеркала камерами, атмосферной подсветкой салона, датчиком дождя и света, а также системой контроля усталости водителя.
Почему АвтоВАЗ решил выпускать модель на бывшем заводе Nissan
О том, что японский автопроизводитель Nissan полностью сворачивает деятельность в России и передает активы государственным структурам, стало известно 11 октября 2022 года. Новым собственником сначала стал ФГУП «НАМИ», ему достались завод и научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге, а также департамент продаж и маркетинга, находящийся в Москве. Как объяснял в интервью РБК глава Минпромторга Денис Мантуров, Nissan передал свои акции НАМИ. Но уже в феврале 2023 года НАМИ, в свою очередь, эти акции передали АвтоВАЗу для последующего запуска производства автомобилей «Лада» в кооперации с иностранными производителями на площадке в Санкт-Петербурге. За долю в 99% предприятия российский автопроизводитель заплатил €1. При этом было анонсировано, что на площадке планируется собирать новые модели под брендом Lada в сегментах С и D. При этом Nissan сохранил за собой право выкупа завода через не позже, чем через шесть лет — однако для этого ему нужно будет получить одобрение со стороны российского правительства.
Как рассказывал глава АвтоВАЗа Максим Соколов, контроль над бывшим заводом Nissan компании был нужен в том числе для того, чтобы не допустить организации там сборки дешевых конкурентов автомобилям Lada из китайских машинокомплектов. Эту идею в беседе с корреспондентом Autonews.ru высказали и несколько источников на заводе, которые пояснили, что контроль над заводом обеспечивает хорошую защиту для Lada, поскольку там не начнут выпускать прямых конкурентов для российского бренда.
Как отметил посетивший запуск производства глава Минпромторга Денис Мантуров, на мощностях петербургской площадки АвтоВАЗа продолжат работать свыше полутора тысяч сотрудников.
«Наличие такой готовой, квалифицированной команды служит залогом для реализации среднесрочных планов развития данной площадки. Имея в виду и углубление локализации модели LADA X-cross 5, и организацию в 2024 году производства седана D-класса. Чтобы эти планы быстро воплотились на практике, уже сформирован российский пул поставщиков автокомпонентов, сырья и материалов. В их числе немало производителей из Санкт-Петербурга», — сказал Мантуров.
Что будет с локализацией Lada X-cross 5 в России
Пока модель производят только по принципу крупноузловой сборки. Одной из ожидаемых доработок должна стать адаптация подвески к российским условиям. Как рассказали в пресс-службе Минпромторга, всего до конца года «ЛАДА Санкт-Петербург» планирует выпустить до 10 тыс. автомобилей классов С и D, а с 2024 года начать локализацию производства с привлечением поставщиков из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
К 2025 году, по словам Соколова, предприятие должно перейти на выпуск модели по CKD (Completely Knocked Down, то есть мелкоузловая сборка. При ней автомобиль поставляется на завод в разобранном виде, — ред.). Первоначальные инвестиции в перезапуск площадки составят около 500 млн руб.
Сколько будет стоить новинка
Цены на АвтоВАЗе пока не назвали — это планируется сделать ближе к старту продаж, который ожидается уже в третьем квартале 2023 года. Новому Lada X-cross 5 в будущем предстоит конкурировать с такими китайскими крососверами, как Geely Atlas Pro (от 2 208 990 руб.). и Chery Tiggo 7 Pro (от 2 709 900 руб.). Также конкурентом модели можно назвать и GAC GS5 (2 099 000 руб.).