LADA, 22 июн 2023, 16:40

Новая Granta превратится в Iskra. Что известно о новой модели Lada

Первая модель из нового семейства АвтоВАЗа под названием Iskra появится уже в 2024 году, она должна будет заменить Lada Granta. Все подробности и предварительные цены
Читать в полной версии
Фото: АвтоВАЗ

Глава АвтоВАЗа Максим Соколов на ПМЭФ назвал имя новой «народной» машины — Lada Iskra («Искра»), передает РБК. До сих пор автомобиль был известен под именем Lada Granta второго поколения. По словам Соколова, Iskra придет на смену Lada Granta и полностью заменит ее уже к 2026–2027 году. Именно под этим брендом АвтоВАЗ намерен создать целое семейство новых автомобилей в трех вариациях: седан, универсал и универсал-кросс.

По данным ТАСС, стоимость проекта оценивается в 37 млрд руб. При этом с конца 2024 года, когда появится новинка, обе машины будут выпускаться параллельно. Autonews.ru собрал все, что известно о Lada Iskra на данный момент.

Что такое Lada Granta сейчас

Современная Lada Granta является настоящим «народным» автомобилем. Именно так сказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров, отвечая на предложение депутата Сергея Миронова выпустить машину для народа стоимостью 500 тыс. руб.

Статистика подтверждает такую оценку: седан Lada Granta возглавил топ-25 самых продаваемых новых автомобилей в России за 2022 год. Согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в период с января по декабрь прошлого года было продано 95 879 таких автомобилей. А с января по май 2023 года в России продали 81,3 тыс. Lada Granta, она по-прежнему удерживает звание бестселлера.

По мнению Мантурова, Granta уже сейчас обладает минимальным набором качеств, необходимых автомобилю в России, а снизить цену еще без отказа от обязательных опций невозможно.

При этом министр не стал акцентировать внимание на том, что фактически Lada Granta существует уже не одно десятилетие. История машины началась в 1990-е, а ее платформа и вовсе позаимствована в 1980-е.

Шасси, известное как «Гамма», дебютировало в 1984 году вместе с ВАЗ-2108 — первой серийной переднеприводной машиной из Тольятти. Позже оно же применялось на автомобилях семейства ВАЗ-2110 и на Lada Priora.

В 1990-е на Волжском автозаводе задумались о новом семействе автомобилей, отвечающих тогдашним требованиям и способных сохранить привлекательную цену. Финансировать проект взялся созданный для этого «Всероссийский автомобильный альянс», известный также как AVVA, который стал привлекать средства населения.

Не все обещания, данные AVVA вкладчикам, были выполнены, но сам проект «народного» автомобиля не пропал. В начале 2000-х он воплотился в серийную Lada Kalina, построенную на все том же шасси «Гамма».

Фото: АвтоВАЗ

В 2012 году из седана Kalina, который упростили и удешевили, и появилась Lada Granta, выпускаемая до сих пор. Несмотря на многочисленные модернизации, в основе конструкции автомобиля по-прежнему лежат разработки 80-х годов прошлого века.

Как появился проект новой «Гранты»

Второе поколение Lada Granta, которое теперь получило новое имя Iskra, начали создавать в годы, когда основным владельцем АвтоВАЗа был альянс Renault Nissan. Машину, которая стала бы позиционироваться на ступеньку ниже Lada Vesta, было решено делать на глобальной платформе CMF-B LS.

Фактически это развитие платформы B0, которую концерн Renault использовал для своей бюджетной модели Logan.

Новый автомобиль Lada должен был появиться еще в 2022 году, но весной прошлого года стало известно об уходе концерна Renault из России и переходе АвтоВАЗа под контроль государства.

Проект новой Lada Granta оказался под угрозой из-за исключения российского завода из глобальной системы поставщиков комплектующих Renault и Nissan. Однако машину удалось сохранить, передвинув срок ее запуска на конец 2024 года. А классическая Lada Granta останется на конвейере еще до 2027 года.

Как ранее заявлял глава АвтоВАЗа Максим Соколов, уходя из России, Renault оставил права на производство машин на данной платформе. Из-за необходимости локализации данного шасси в России у него даже появилось собственное имя — XJO.

Фото: АвтоВАЗ

При этом сразу заявлялось, что новинка получит новое имя, отличное от Granta, так как последняя останется на конвейере. Продажи стартуют в начале 2025 года.

Как будет выглядеть новая Lada Iskra

В последние месяцы во многих пабликах появлялись шпионские снимки нового седана Lada. Судя по ним, у автомобиля будут классические пропорции и сохранятся фирменные X-образные выштамповки на боковинах, знакомые по Lada Vesta.

При этом даже в камуфляже заметно, что новая Lada Iskra как минимум не является копией Dacia Logan. У машин не просто разные кузовные панели, но и иная оконная линия, а значит, и различная структура кузова.

Если внешность новой Lada Iskra пока остается секретом из-за камуфляжа, то фотографии салона уже дают понятие о том, как будет выглядеть панель приборов. Если говорить кратко, то она сделана консервативной.

Щиток приборов остался аналоговым, хотя у той же Lada Vesta в топовых комплектациях уже сейчас приборы заменены цифровым дисплеем. Дисплей в новой Lada Iskra тоже есть, но по центру панели приборов, и это явно мультимедийная система.

Фото: club188649544 / Telegram

Само расположение дисплея позволяет предположить, что это привилегия топ-версий. В базе на его месте, скорее всего, будет заглушка под магнитолу, как это уже сделано на Lada Vesta NG.

Даже на фотографиях заметно, что интерьер сделан из недорого, судя по всему, жесткого пластика и по качеству заметно не отличается от салона Lada Granta текущего поколения. Это сделано, очевидно, с той целью, чтобы не возникало внутренней конкуренции с более дорогой Lada Vesta.

При этом рулевое колесо обшито кожей, а на самом руле разместились многочисленные кнопки.

Какие моторы достанутся новой Lada Iskra

Существенного выбора силовых установок у АвтоВАЗа в настоящий момент нет. Предприятие выпускает двигатели двух семейств: для переднеприводных и полноприводных автомобилей.

При этом мотор для Niva Legend и Niva Travel ведет свою родословную еще от первых двигателей, разработанных совместно с FIAT и ставившихся на ВАЗ-2101. Поэтому его в скором времени должен заменить силовой агрегат из семейства, которое сейчас используется в переднеприводных машинах.

Фото: club188649544 / Telegram

Очевидно, что и новая Iskra получит двигатели, ведущие свою историю от моторов для ВАЗ-2108. Сейчас в производстве находятся два таких агрегата: восьмиклапанный мощностью 90 л.с. и шестнадцатиклапанный мощностью 106 л.с. Объем обоих моторов равен 1,6 л. Кроме того, уже подтверждена разработка нового мотора объемом 1,8 л и мощностью 122 л.с. того же семейства. Соколов допустил, что Iskra получит и эту силовую установку.

Отметим, что на протяжении всей своей истории двигатели данного семейства много раз модернизировались и совершенствовались. Не исключено, что к запуску Lada Iskra приурочат очередное их обновление.

Судя по шпионским фотографиям, в салоне можно увидеть селектор автоматической трансмиссии. Напомним, что сейчас АвтоВАЗ ведет работу по адаптации к своим двигателям вариатора китайского производства. Можно предположить, что этот агрегат, наряду с механикой, будет предлагаться и для новой Iskra.

Что известно о шасси новой Lada Iskra

Судя по всему, локализация платформы Renault CMF-B LS в России затрагивает электронные компоненты, но не меняет ключевых физических параметров конструкции — это новейшая разработка альянса Renault Nissan.

На первый взгляд, платформа почти не отличается от предыдущего шасси B0, на котором построена, например, Lada Largus. Это впечатление не совсем верно. Сохранив общую схему со стойками McPherson спереди и упругой балкой сзади, инженеры существенно поработали над увеличением прочности и выносливости конструкции с одновременным снижением веса. Благодаря этому удалось улучшить и показатели безопасности в сравнении с автомобилями предыдущего поколения.

Фото: dobrodeev84 / VK

В целом буквы CMF-B LS можно расшифровать на русский язык как «семейство общих модульных платформ для машин семейства B, относящихся к нижнему ценовому сегменту». Сама платформа дебютировала в 2020 году вместе с моделями Logan и Sandero третьего поколения.

Сколько будет стоить новая Lada Iskra

По словам президента АвтоВАЗа, запуск Iskra позволит диверсифицировать продуктовую линейку, так как ее размеры чуть больше, чем Granta, но меньше Vesta. Компания будет представлять рынку одновременно и Granta, как наиболее компактный и наиболее бюджетный автомобиль, и семейство автомобилей Iskra.

Получается, что автомобиль планируется позиционировать на ступеньку ниже, чем Lada Vesta, при этом он будет очевидно дороже, чем существующая Lada Granta. Верхняя планка рекомендованных цен на последнюю с кузовом седан составляет 916 900 руб. А самая дешевая Lada Vesta стоит 1 239 900 руб.

Таким образом, рыночная ниша между двумя этими седанами Lada в настоящий момент не занята. И именно в этом диапазоне цен должна появиться новая Lada Iskra — разумеется, с поправкой на инфляцию.