Россиянам пообещали дешевые машины Saipa из Ирана. Но есть проблема
О переносе старта продаж иранских автомобилей Saipa в России сообщил один из дистрибьюторов бренда. Ожидалось, что запуск новой марки состоится в начале июня 2023 года, но этого так и не произошло. За это время на рынке появились новые модели, включая обновленную Lada Vesta. Разбираемся, что случилось и есть ли у дилеров шанс все-таки запустить продажи.
Два дистрибьютора пока не вышли на рынок
Saipa не планировала самостоятельного запуска в России — продажами модели решили независимо друг от друга заняться сразу два конкурирующих импортера. Первым стало белорусское предприятие «Лаки Кэренси». Компания еще в феврале объявила о заключении соглашения с иранской стороной и планах выхода не только на белорусский, но и на российский рынок. В конце марта стало известно, что у «Лаки Кэренси» появился российский конкурент — дилерский холдинг «Бест Моторс», который также объявил о заключении партнерского соглашения с иранской Saipa.
Оба импортера тогда заявляли Autonews.ru, что каждый из них за три года обязуется привезти и продать в России (в случае с «Лаки Кэренси» — и в Белоруссии) по 45 тыс. иранских машин. По 10 тыс. автомобилей каждая из компаний планировала реализовать уже в 2023 году. Продажи должны были стартовать с лета, однако этого так и не произошло. В «Бест Моторс» пока ограничились запуском очень простого сайта, на котором рассказывается об иранских машинах, но не сказано ни о дилерах, ни о ценах, ни об условиях их приобретения.
Именно там в начале июня появилось сообщение: «Первая партия автомобилей немного задерживается. Как только дата будет понятна, сразу вам сообщим».
Autonews.ru обратился в обе компании с просьбой рассказать о текущей ситуации с планами вывода бренда Saipa на российский рынок. Представитель «Бест Моторс» от комментария отказался, сославшись на то, что находится в настоящий момент в Тегеране, в «Лаки Кэренси» на запрос не ответили.
Проблемы могли возникнуть из-за недостатка машин
Источник Autonews.ru на рынке предположил, что дилерские холдинги просто недооценили все сложности, связанные с самостоятельной дистрибуцией марки.
«Дилеры так привыкли, что за ними стоит официальный импортер, что просто не замечали ту работу, которую он проводит. Им кажется, что достаточно просто привезти машины, но за этим стоит и решение множества проблем с логистикой, и маркетинговые усилия по продвижению бренда», — заявил источник.
Другой источник, хорошо знакомый с автомобильной промышленностью Ирана, предположил, что проблема может быть в объемах производства: машин для России могло просто не хватить.
«Иранцы поставляют на экспорт улучшенные варианты своих моделей, для их выпуска нужно менять производство, и они не станут этого делать без финансовых гарантий и обещаний выкупить всю, достаточно большую партию», — говорит собеседник Autonews.ru.
При этом с логистикой проблем возникнуть не могло, уверен учредитель компании «Автодегустатор» Арарат Мардоян.
«Проблем с поставками как по Каспийскому морю, так и по суше через Армению и Грузию нет, тем более что это не санкционный товар. Возможно, не сразу удастся привезти все заказанные машины, но постепенно они дойдут», — говорит Мардоян.
Курс рубля изменил запланированные цены
О началах поставок иранских машин в Россию было объявлено в конце зимы — начале весны 2023 года. На тот момент на рынке существовала пустующая ниша для автомобилей стоимостью от 1 млн до 2 млн руб. Ниже отметки 1 млн руб. предлагалась Lada Granta, а новые китайские иномарки стартовали как раз с 2 млн руб.
Таким образом, иранские машины могли занять пустующую нишу между двумя этими сегментами. Однако к лету на рынке появилось сразу несколько машин, которые уже вошли в эту ценовую категорию. Это китайские седаны BAIC U5 Plus и Changan Alsvin, за которые просят 1,7 млн и 1,65 млн руб. соответственно.
Кроме того, 9 июня стартуют продажи обновленной Lada Vesta. Цены на нее начинаются с 1,24 млн руб. и заканчиваются на отметке 1,7 млн руб. Таким образом, иранские машины если и придут на российский рынок, то теперь столкнутся здесь с ценовой конкуренцией.
Против импорта машин из Ирана играет и ослабление рубля. Ранее в «Лаки Кэренси» обещали, что стоимость автомобилей Saipa составит от $13 тыс. до $22 тыс. Но если в середине марта это означало от 1 млн до 1,7 млн руб., то сейчас, с учетом падения курса рубля, уже 1,1–1,8 млн руб.
На это обращает внимание и Мардоян. По его мнению, иранские машины могли бы хорошо чувствовать себя на рынке закрытых стран, где у них нет конкурентов, и в условиях дефицита в конце 2022 года у российских дилеров возникло желание привезти их в Россию. Но теперь ситуация изменилась, напоминает эксперт.
Какие машины обещала Saipa
Марка Saipa начала свою историю с выпуска автомобилей Citroen, однако сейчас сотрудничество с французской компанией не ведется, а в Иране делают машины собственной разработки, правда, с заимствованием иностранных платформ.
В Россию обещали привезти три (а по сути, две) модели. Это седан Saina и хетчбэк Quik, построенные на старой платформе от Kia Pride и относящиеся к одному семейству, и более дорогой и просторный седан Shahin.
Saina и Quik планировалось продавать по цене ориентировочно от 1 млн руб. или от $13 тыс. Очевидно, что единственными конкурентами этим моделям на рынке могли стать автомобили семейства Lada Granta. Последние крупнее, мощнее и не уступают в оснащении, за исключением того, что для иранских машин за доплату предусмотрена автоматическая трансмиссия, а у Lada ее пока нет.
При этом рекомендованные цены на Lada Granta стартуют от 692,3 тыс. руб., что на треть дешевле иранских аналогов. В салонах дилеров «живые» машины, правда, оказываются дороже, но найти автомобиль в наличии примерно за 800–850 тыс. руб. вполне возможно.
Shahin по размерам близок к седану Lada Vesta, но в списке комплектаций на российском сайте Saipa его версия с автоматической коробкой не значится. В целом даже в самой богатой комплектации у Shatin будет лишь самое необходимое: кондиционер, мультимедиа, усилитель руля, ABS и две подушки безопасности. Все это есть и в Vesta, но последняя в топовом исполнении стоит столько же, сколько собирались просить за базовый Shahin.