У дилеров кончаются ввезенные по низкому курсу машины. Что будет с ценами
Запас закупленных импортных автомобилей у российских дилеров по более выгодному валютному курсу должен закончиться к осени 2023 года, предупредили продавцы. После этого цены на иномарки опять должны измениться — уже с учетом ослабевшего курса рубля. Об этом предупредили дилеры и участники рынка, работающие с параллельным импортом. Корреспондент Autonews.ru под видом покупателя посетил более десяти автосалонов чтобы лично узнать у продавцов, какие автомобили выгодно покупать сейчас, а на каких сэкономить уже не удастся.
Что говорят в автосалонах
В автосалонах продавцы признают, что каждые последующие партии автомобилей, которые поступают в Россию, регулярно прибавляют в цене. Так, в салоне BMW нашлось много свежих автомобилей X5, X7 и 7-Series из Европы, но, по словам продавца, машины из следующих партий будут дороже. Сейчас представленные образцы данных моделей продаются за 15-20 млн руб. Везти BMW младших модельных рядов с учетом стоимости их поставок невыгодно уже сейчас.
В шоуруме Hyundai можно было встретить ввезенные после прекращения официальных поставок микроавтобусы Staria, а также кроссовер Bayon. При этом последние в Россию больше завозить не планируется, говорит продавец.
«Осенью 2022 года из ОАЭ через Казахстан в Россию закупили очень много машин. Первые партии ушли по обычным ценам, но и в Эмиратах, и в Казахстане быстро поняли, что при таких масштабах спроса можно заработать. И еще больше и взвинтили для российских покупателей цены», — объяснил менеджер.
По его словам, их салон, который ранее специализировался на Hyundai и Genesis, принял решение перейти к торговле китайскими автомобилями, которые теперь выпускаются на калининградском заводе «Автотор» — Kaiyi и BAIC.
Ожидают подорожания и в шоурумах китайских премиальных брендов. К примеру, недавно привезенный в Россию представительский электроседан Voyah Passion сейчас доступен для заказа за 8,3 млн руб. Этот ценник быстро перепишут, предупреждает менеджер.
«Voyah Free к нам тоже сначала привезли по цене от 7 млн руб., а через месяц накинули еще 1,5 млн руб.», — говорит продавец, кивая в сторону кроссовера.
В соседнем шоуруме до сих пор стоят автомобили Rolls-Royce, но вывески уже меняют на Hongqi, а на парковке перед входом стоит флагманский электрический внедорожник E-HS9. Официальные цены еще не объявлены, но продавец утверждает, что стартовая стоимость составит 9,5 млн руб. Он не скрывает, что это стоимость для начала продаж, чтобы вызвать интерес покупателей — вскоре она будет переписана в сторону увеличения.
Параллельный импорт из Китая уже подорожал
Значительная доля машин европейских марок, поступающих в Россию по параллельному импорту, приходит через китайский рынок, и цены на них уже выросли. В частности, это машины марки Volkswagen. Так, популярные у таксистов седаны Jetta VA3, которые осенью 2022 года поступали по цене примерно 1,8 млн руб. за машину с автоматом, из первых партий распроданы полностью. Единственную «живую» машину Jetta VA3 корреспонденту Autonews.ru удалось осмотреть в салоне Lada. За седан в относительно богатой комплектации с автоматом дилер попросил 2,1 млн руб.
В другом салоне Volkswagen признались, что постепенно переходят на машины из Китая более высокого ценового сегмента — для них наценка не так заметна. Иллюстрацией стал стоящий в шоуруме минивэн Volkswagen Viloran.
Это самый большой легковой Volkswagen на сегодняшний день с длиной кузова 5356 мм. За машину с просторным салоном и тремя рядами сидений, внешне напоминающую кроссовер, просят 8,5 млн руб.
Дальнейшего подорожания ввозимых по параллельному импорту автомобилей из Китая продавцы из одного из автосалонов пока не ожидают. По их словам, торговля с КНР происходит быстрее, чем с Европой, и все машины, оплаченные осенью, давно доехали до России и, как правило, уже проданы. То, что поставляется сейчас, оплачивается уже с учетом актуальных курсов рубля и юаня, и если российская валюта не продолжит свое падение, ценники останутся неизменными.
Что влияет на цены ввозимых автомобилей
Главной причиной ожидаемого роста цен на машины, поставляемые по параллельному пути, стало падение курса рубля. Об этом Autonews.ru говорит и источник в крупной частной компании, которая занимается ввозом автомобилей в Россию по антисанкционным схемам. Осенью 2022 года, когда доллар стоил около 65 руб., российские автомобильные дилеры заказали и оплатили большое количество машин в Европе, поставки которых продолжаются до сих пор. Именно такие машины преимущественно премиальных европейских брендов до сих пор можно встретить в российских автосалонах. К текущему моменту курс доллара резко менялся несколько раз, после чего укрепился на отметке 80 руб. Заказ новых поставок происходит уже с учетом этих изменений, а прежние запасы подходят к концу.
«Если заказать прямо сейчас, то даже по себестоимости, с учетом нынешних курсов валют, стоимость машины из Европы окажется выше, чем та цена, по которой она сейчас выставлена в автосалоне в России», — говорит собеседник.
Источник называет и другие причины подорожания. Это нарастающие сложности с переводом денег из Россию в Европу и логистические проблемы, в том числе связанные с взаимными ограничениями на автомобильные перевозки между Россией и Польшей. Наконец, по мнению источника, в России слишком открыто говорят о самом параллельном импорте как способе обхода санкций. Что приводит к дополнительному вниманию со стороны стран, которые Москва считает недружественными.
«Мои бизнес-партнеры в Иране могут достать и привезти в Россию все, что угодно. Но там делают это тихо, никто не говорит о параллельном импорте. В России о нем говорят много, и это вызывает ответную реакцию недружественных стран, которые, в свою очередь, давят, например, на Турцию, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны, через которых идет параллельный импорт», — поясняет источник.
По его словам, cанкционное давление делает параллельный импорт все более сложным, что, вместе с ослаблением рубля, увеличивает расходы и повышает конечную стоимость машин.
По оценке независимого аналитика Владимира Беспалова, курсовые колебания далеко не сразу находят отражение в текущих ценах на автомобили. Ощутимые изменения, по его словам, происходят уже тогда, когда курс стабилизируется, то есть держится хотя бы 2-3 месяца примерно на одном уровне. Как отметил аналитик, пока на рынке сохраняется дефицит предложения и присутствует неопределенность, дилеры закладывают в цены максимальные риски, включая падение курса рубля.
«Автомобили, которые продают сейчас, дилеры покупали примерно 3-4 месяца назад. При этом все дилеры страхуют себя от валютных рисков и закладывают в цены дополнительную маржу. Но в будущем цены будут больше зависеть от насыщения рынка — пока на рынке есть дефицит предложения. Что держит цены на текущем уровне», — отметил Беспалов.
В свою очередь, глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков отметил, что изменение курсов валют быстро влияют только при заказе конкретных моделей в определенное время. Дилеры же, по его мнению, вынуждены менять цены в первую очередь из-за сопутствующих непрямых затрат, связанных с логистикой — из-за дорогой и непредсказуемой доставки. Кроме того, дилерам интересно ввозить только более дорогие модели, отметил он.
По мнению источника Autonews.ru в отрасли, к концу 2023 года параллельный импорт автомобилей в Россию сократится до небольшого потока премиальных европейских машин для тех клиентов, кто принципиально не хочет пересаживаться на китайские автомобили. А поставки относительно демократичных машин вроде уже много раз упомянутой Jetta VA3 из Китая или, например, Hyundai Elantra из ОАЭ сократятся почти до нуля, уверен собеседник.