ГИБДД лишилась части полномочий. Как это отразится на качестве автодорог
Число предписаний МВД об устранении выявленных нарушений качества автомобильных дорог в 2022 году упало более чем в 40 раз по сравнению с предыдущим годом, до 7793, следует из отчета Научного центра безопасности дорожного движения министерства. Количество представлений об устранении проблем с качеством дорог в рамках КоАП уменьшилось на 85,4% (до 260), а в рамках закона о полиции — на 70,5% (до 7335).
Как указали в МВД, в связи с законодательными изменениями ведомство теперь может выносить предписания дорожникам с требованием оперативно исправить тот или иной недостаток на дороге только после проведения дополнительных контрольно-надзорных мероприятий.
Снижение полномочий ГИБДД в этой сфере связано с принятыми в прошлом году поправками, направленными на общее снижение госконтроля при проверках бизнес-структур, поясняет Национальный автомобильный союз (НАС) в обращении к МВД по итогам анализа доклада о безопасности движения (есть у Autonews.ru). В результате ГИБДД потеряло право сразу возбуждать административные дела в отношении дорожных организаций из-за жалоб граждан без согласований с органами прокуратуры. Эксперты НАС опасаются, что утрата возможности оперативно реагировать на жалобы водителей и пешеходов приведет к росту аварий из-за плохого качества дорог или неправильной организации движения. Совет попросил МВД рассмотреть пути возврата утерянных оперативных полномочий.
Почему в ГИБДД не могут оперативно реагировать на жалобы водителей
Изменения в работе ГИБДД связаны с реформой контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, в рамках которой правительство существенно ограничило возможности контрольных (надзорных) органов, к которым, в том числе, относится и ГИБДД, подтвердила Autonews.ru юрист и автоэксперт Катерина Соловьева. Кроме того, постановление правительства № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» также ограничило проведение контрольных (надзорных) мероприятий в 2022-2023 годах.
«Раньше простой водитель мог увидеть яму на дороге или неправильно выставленные дорожные знаки и сразу нажаловаться в ГИБДД. Это заявление для ГИБДД сразу считалось основанием для возбуждения дела в рамках ст. КоАП 12.34 за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог», — объясняет Соловьева.
Но в эту процедуру внесли поправки — возбуждать дела в ГИБДД теперь могут только в рамках плановых проверок, указывает юрист. При этом, чтобы проверить дорожников, в ГИБДД сначала должны получить согласование прокуратуры. Там же его могут выдать, только если имеется риск причинения вреда жизни или здоровью или он уже причинен, то есть ранены или погибли люди, перечисляет она.
«Проще говоря, водитель видит большую яму, или ремонт дороги на опасном участке, который вообще не обозначен, жалуется в ГИБДД, и те, либо сразу отказывают, либо обращаются в прокуратуру. А там в возбуждении проверки могут легко отказать, если на этом месте не произошло, к примеру, ДТП. Все это приводит к пренебрежительному отношению дорожных организаций к содержанию дорог и безопасности. Они знают, что теперь их за это привлечь почти невозможно. То есть, государство лишено инструмента оперативного контроля. И общественные организации тоже больше не могут контролировать в полном объеме реализацию нацпроектов в сфере строительства дорог», — подчеркивает эксперт.
Соловьева поддержала мнение о необходимости вернуть ГИБДД полномочия в полном объеме и готовит обращение к депутатам и в правительство.
«Иначе получается, что ситуация на дорогах выходит из-под контроля. С одной стороны бизнес защищают от излишнего вмешательства со стороны государства, но с другой, это приводит к тому, что ГИБДД не может быстро реагировать на опасные ситуации на дорогах. Кроме того, ГИБДД также фактически лишено полномочий проверять даже органы местного самоуправления в дорожной сфере и дорожные муниципальные учреждения», — перечисляет Соловьева.
Грозит ли халатность дорожных организаций ростом ДТП
«Ситуация, когда Госавтоинспекция не может фактически ничего сделать с нарушителями законодательства, которые не хотят содержать дороги в нормативном состоянии, неприемлемо, — заявил Autonews.ru глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Получается, что благие начинания в виде реформы всей контрольно-надзорной деятельности приводят к негативным результатам». Он опасается роста числа погибших в ДТП из-за проблем с дорожным покрытием, знаками и так далее.
Инспекторам ГИБДД стало заметно труднее реагировать на жалобы водителей на дорожные проблемы, сказал Autonews.ru руководитель сообщества «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, знакомый с одним из авторов отчета МВД.
«Раньше инспектор получал обращение, выезжал на место, фиксировал, к примеру, проблемную яму. Если она создавала опасность для водителей, в этом усматривались признаки нарушения со стороны юридического лица, которое обслуживает этот участок дорог. Логично, что такого исполнителя нужно наказать. Инспектор возбуждал административное дело и отправлял его в суд, дорожники получали указание об устранении недостатков, а суд выписывал штраф. Теперь же все стало сложнее — надо проводить разные мероприятия, согласовывать все с прокуратурой», — описывает Ильинов.
Если по итогам 2023 года аварийность на дорогах вырастет, вопросы возникнут именно к ГИБДД, говорит он. «Сначала приходит идея поддерживать бизнес, юрлиц, к котором в том числе относятся и дорожные организации. Это хорошо, но лучше обходиться без перегибов. Ведь если что-то пойдет не так, вопросы будут к подразделениям ГИБДД — почему они не досмотрели. А у ГИБДД просто нет полномочий. Про это, когда будут отчитывать за рост ДТП, уже не вспомнят», — заключил Ильинов.
Согласно статистике МВД, в 2022 году увеличения числа аварий, произошедших из-за нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию и обустройству автомобильных дорог, не произошло: в прошлом году было зарегистрировано 38,65 тыс. таких аварий (30,5% от всех ДТП) против 45,7 тыс. в 2021-м. В прошлом году в них погибли 4089 человек, в 2021 году — 4686 человек.
Autonews.ru направил запрос в МВД России.