Вместо VW, Toyota и Renault: какие китайские машины смогли их заменить
На Шанхайском автосалоне руководители крупнейших китайских автобрендов заявили о планах заместить в сознании водителей модели европейских, японских, корейских и американских брендов вариантами из Китая. Об этом, к примеру, в кулуарах заявил глава компании Chery International Чжан Гуйбин. Главными целями для замещения Гуйбин назвал Toyota и Volkswagen, которые занимают как и в Китае, так и в мире одни из лидирующих позиций по продажам. Такие планы для китайских марок упрощаются в России тем, что здесь иномарки привычных брендов из официальных поставок практически закончились. Новые партии уже ввезены по параллельному импорту и уже не обладают официальной поддержкой от производителя — гарантию на них предлагают сами дилеры. Теперь покупателям новых машин с заводской гарантией приходится выбирать между автомобилями почти исключительно китайских марок. Вот, что они предлагают взамен бестселлерам 2021 года.
Kaiyi вместо Kia
В десятке бестселлеров российского автомобильного рынка 2021 года шесть моделей — это седаны сегмента «B». Лидером в позапрошлый год стала Lada Vesta, неплохо продавались также Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, а также Skoda Rapid и самая доступная из списка Lada Granta.
Сейчас только Granta осталась на рынке. В конце весны АвтоВАЗ обещает возобновить поставки дилерам седанов Vesta, но пока этого не произошло.
Китайские бренды начали предлагать подходящие на замену модели только в 2023 году. Но цены значительно отличаются от тех, сколько стоили подобные модели в России в 2021 году.
Так, одним из самых доступных седанов на первичном рынке, не считая Lada Granta, сейчас является BAIC U5 Plus. Эти машины собирает калининградский завод «Автотор». За автомобиль с атмосферным 1,5-литровым мотором и механической коробкой передач сейчас просят от 1,7 млн руб. Однако Hyundai Solaris если и можно еще найти в салонах, то по меньшей мере не дешевле. И это будет машина, с момента выпуска которой прошло уже более года, то есть не совсем новая.
Еще одна новинка российского рынка 2023 года — седан Kaiyi E5. Он также собирается на Автоторе, но пока предлагается исключительно в богатой комплектации со 150-сильным турбомотором и автоматической трансмиссией. Просят за Е5 от 2 млн руб.
Обе машины из КНР на самом деле относятся к более крупным седанам класса «C» и примерно на 20-25 см превышают в длину Kia Rio или Lada Granta. Более компактные и доступные седаны у китайских производителей тоже есть, но в Россию их везти пока не планируется.
Как Creta и Duster, но для асфальта
Второй по популярности группой иномарок в России до 2022 года были кроссоверы сегмента «B». Первопроходцем в свое время стали Renault Duster и Ford Ecosport, но их вскоре дополнили Hyundai Creta, Renault Kaptur, Skoda Karoq и Volkswagen Taos.
Если седанов из Китая в Россию поставляют мало, то выбор кроссоверов весьма широк. Это в том числе «Москвич 3», который представляет из себя китайца JAC JS4, но с московской эмблемой и минимальной локализацией.
Чуть доступнее Chery Tiggo 4, Geely Coolray и BAIC X35, а вот Changan CS35, напротив, несколько дороже. Цены на все эти машины варьируются в диапазоне от 1,7 до 2,2 млн руб.
Однако полностью заменить ушедших европейцев и корейцев китайские бренды в этом сегменте тоже не смогли. Все дело в том, что почти все кроссоверы сегмента «B» из КНР идут исключительно с передним приводом. Единственным полноприводным автомобилей со схожими габаритами является Omoda C5 AWD, который совсем недавно вышел на российский рынок. Но за него просят без малого 3 млн руб. в начальной комплектации.
При этом Creta, Taos, Ecosport или Kaptur с полным приводом предлагались, не говоря уже о Renault Duster, который зачастую выбирали именно за проходимость. И единственной ему заменой на российском рынке сейчас остается разве что Lada Niva Travel.
Клоны Toyota RAV4 вместо оригинала
Третьем по популярности автомобильным сегментом в России были кроссоверы класса «C». Это такие машины как Toyota RAV 4, Mazda CX-5, Volkswagen Tiguan или Nissan X-Trail. Для них у китайцев есть альтернативы, причем покупателям будет из чего выбрать.
Например, Chery Tiggo 7. Сам суббренд Tiggo когда-то начинался с клонирования Toyota RAV4 второго поколения, но сейчас это абсолютно самостоятельные модели.
У современного Tiggo 7 в независимости от версии нет одного — полного привода. Однако этого недостатка лишены другие китайские конкуренты. Так, за 2,64 млн руб. сейчас можно купить полноприводный Geely Atlas или за 3,75 млн руб. стремящийся в премиальный сегмент Exeed LX AWD.
Наконец, за 2,7 млн руб. можно купить чуть более крупный, но также полноприводный Changan CS75FL. Таким образом китайским брендам удалось заменить бестселлеры 2021 года в классе среднеразмерных кроссоверов. Однако цены в этом классе значительно выросли. К примеру, в декабре 2021 года за 1,9 млн руб. можно было купить Mazda CX-5, за 2,06 млн руб. предлагался Volkswagen Tiguan, а 2,12 млн руб. просили за Toyota RAV4 — сейчас любой из оставшихся китайских аналогов обойдется дороже.
Toyota Camry ждет замены
Еще одна популярная в России категория автомобилей — седаны бизнес-класса. В последние годы в этом сегменте доминировали японцы и корейцы с моделями Toyota Camry, Kia K5 и Hyundai Sonata.
Полноценной им замены на российском рынке компании из КНР пока не предложили, но в скором времени они обещают частично закрыть и эту нишу.
Точно известно, что в конце лета появится Chery Arizzo 8. Этот седан чуть компактнее той же Toyota Camry, но не уступит последней в мощности и богатстве комплектации.
Примерно тогда же появится «Москвич 6», он же JAC Sehol A5 Plus. Эта машина еще компактнее, но она частично заменит Camry и K5 в столичных таксопарках и на парковках перед городскими госучреждениями.
Наконец, уже в 2023 году на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге начнется сборка неких китайских автомобилей под брендом Lada. В российской компании упоминали, что речь идет о моделях классом выше традиционной продукции Lada, и что выпускать станут в том числе седаны.
В Китае уже есть свои «Мерседесы»
Вместе с автомобилями массового сегмента, российский автомобильный рынок покинули и производители премиальных машин. В 2021 году лидерами в этом сегменте были BMW, продавшая почти 47 тыс. машин и Mercedes с результатом 43 тыс. автомобилей. Неплохо продавались также Lexus (19 тыс. машин), Audi (16 тыс. машин) и Volvo (9 тыс. машин).
Китайцы уже сейчас предлагают им замену, причем вполне официально. Еще до 2022 года на рынок вышел бренд Exeed, принадлежащий концерну Chery. Он делает машины на тех же платформах, но с иным дизайном и в более богатых комплектациях.
Пока Exeed предлагает в России только кроссоверы. Это машины, которые можно сравнить если не с Mercedes и BMW, то с такими автомобилями как Lexus NX и RX или с Infiniti QX50.
Другой премиальной маркой, которая с конца 2022 года присутствует на российском рынке, стала Voyah. Это новый бренд, созданный концерном Dongfeng. Изначально Voyah позиционируется как производитель электромобилей, но у всех трех моделей бренда — кроссовера, минивэна и представленного недавно седана — есть и гибридные варианты, где бензиновый двигатель служит для увеличения запаса хода на электротяге.
Стоимость автомобилей Voyah в России только начинается от 7,5 млн рублей, однако они все равно дешевле, чем ввозимые по параллельному импорту премиальные аналоги европейских брендов.
Наконец, различные дилеры уже стали завозить в Россию машины самого известного премиального бренда из КНР — Hongqi. Изначально это были машины исключительно для первых лиц компартии Китая, но в последние годы марка активно развивает и модели для частных клиентов.
Так, модель Hongqi H9 по характеристикам ближе всего к седанам премиум-класса, таким как Mercedes S-Class, BMW 7-Series и Audi A8. Он оснащается либо гибридной силовой установкой на основе двухлитрового бензинового мотора, либо трехлитровым турбированным V6. Модель уже прошла сертификацию в России, но цены на нее пока не объявлены.