Водители начали экономить на расходниках. Что будет с ценами на запчасти
Автомобилисты начали экономить на обслуживании машин и покупать более дешевые запчасти. При этом, как заявили участники прошедшей в Москве ежегодной конференции Союза автосервисов России, автодетали все-таки будут дешеветь. Корреспондент Autonews.ru побывал на мероприятии и узнал, как и с помощью каких запчастей в России будут ремонтировать автомобили в ближайшее время.
Подорожало все
После введения в отношении России санкций, многие компании, поставлявшие товары для автомобилистов, ушли с рынка. Из тех, кто остался, некоторые просят не упоминать названия фирм в прессе опасаясь, что у головного офиса из-за этого могут быть сложности. При этом, как уверяли многие спикеры на конференции, иностранные бренды хотят вернуться на российский рынок и сделают это как только появится такая возможность.
На конференции были названы следующие показатели российского рынка автомобильных товаров в 2022 году. В целом за год продажи упали на 5,5% в количественном выражении, но выросли на 16,1% в денежном. Это объясняется ростом цен: за год ходовые автомобильные товары выросли в цене на 22,8%.
Изменение рынка автомобильных товаров в России по итогам 2022 года | ||
Товар | Продажи в количественном выражении | Продажи в денежном выражении |
Свечи зажигания | -28% | +5% |
Охлаждающая жидкость | -5% | +16% |
Шины | -19% | -2% |
Щетки стеклоочистителей | -6% | +8% |
Лампы | -16% | -3% |
При этом автомобилисты уже начали экономить. Если на подорожавшие автомобильные масла деньги пока не жалеют, то дорогим щеткам стеклоочистителей стали чаще предпочитать более бюджетные модели. Это также справедливо для ламп, шин и свечей зажигания. Сами представители отрасли объясняют это тем, что в сознании автомобилистов от качества масла зависит надежность двигателя и экономия грозит гораздо более дорогостоящим ремонтом в будущем.
Вместо фирменных запчастей приходят альтернативные
Согласно проведенному аналитическим агентством Gipa опросу среди сервисных центров и розничных магазинов, в конце 2022 года почти все из них ощущали дефицит запчастей. Так, об этом заявили в 46% официальных дилерских центрах, в 54% несетевых независимых сервисах и в 29% розничных магазинах.
Однако уже к весне 2023 года ситуация улучшилась. При этом клиенты были вынуждены перейти с фирменных запчастей от автопроизводителя на точно такие же детали, но собственного бренда.
Речь идет о том, что производитель запчасти ранее поставлял ее автоконцерну, тот помещал деталь в фирменную упаковку и распространял ее через официальных дилеров. Сейчас все тот же производитель запчасти сам упаковывает деталь и поставляет ее в Россию под собственным брендом — напрямую или через каналы параллельного импорта.
Так, в частности, поступает корейская компания HL Mando, которая является поставщиком деталей для большинства мировых автобрендов. К примеру, Volkswagen, BMW, Ford, Nissan, ряд корейских брендов. Поставляет предприятие, в том числе, электронику, тормоза, подвески, элементы для рулевого управления. По словам гендиректора HL Mando по России Рашида Шаймуратова, продажи запчастей в прошлом году удалось увеличить более чем вдвое, а на 2023 год вновь запланирован почти двукратный рост.
Новым трендом в этой связи становится сотрудничество с дистрибуторами автокомпонентов официальных дилеров. Ранее они брали запчасти у автопроизводителей, но после ухода последних с российского рынка вынуждены ориентироваться на каналы поставок, которыми прежде пользовались независимые станции техобслуживания. На конференции сразу от нескольких спикеров прозвучали фразы о том, что официальных дилеров в России попросту больше нет.
Позитивно на уход иностранных автоконцернов смотрят и отечественные производители запчастей. Так, гединректор АО НПО «БелМаг» Игорь Гун пожаловался, что будучи частью группы Renault, АвтоВАЗ в прошлом не давал поставлять на конвейер отечественные детали шасси для Lada Largus, предпочитая использовать импортные аналоги. А теперь после возобновление производства Largus во второй половине 2023 года на этих машинах будут стоять, в частности, шаровые опоры российского производства.
Бренд оказался неважен
Автосервисы и магазины запчастей сходятся во мнении, что большинству клиентов не важен бренд покупаемой детали при условии, что на нее и на произведенный ремонт будет даваться гарантия. Об этом заявили 71% официальных дилеров, 58% сетевых независимых сервисов и 60% магазинов. В этой связи сами сервисы вынуждены беспокоиться по поводу контрафакта.
Так, представитель одной из российских компаний, выпускающих моторные масла, рассказал, как в России была изготовлена партия поддельного масла западного бренда, вывезена в одну из соседних стран и там продана российским же покупателям под видом оригинала, ввезенного по параллельному импорту.
В свою очередь, сами автомобилисты стремятся сэкономить и ищут возможность купить запчасти самостоятельно. И большинство сервисов соглашаются принимать в ремонт машины с запчастями от клиента: по данным Gipa так поступает половина официальных дилеров и более половины независимых станций техобслуживания.
Решить проблему можно за счет снижения цен на запчасти непосредственно у автосервисов. И это скоро произойдет, уверен Шаймуратов. По его словам, в условиях сложившегося в прошлом году дефицита некоторые дистрибьюторы запчастей повысили свою маржу до 100%, но теперь, когда заработал параллельный импорт, их наценка снизится до привычных 20-25%.
В чем никто из спикеров на конференции не сомневался, так это в том, что спрос на запчасти в России в ближайшие годы будет высоким. В 2022 году автопарк в России впервые за многие годы стал сокращаться на 0,2%, а средний возраст автомобилей продолжает расти. При этом за последние 10-15 лет в России были проданы миллионы новых автомобилей, которые теперь требуют обслуживания и ремонта. И чем старше будет автопарк, тем выше окажется спрос на ремонт и запчасти.