За уход из России Volkswagen придется судиться. Все его активы арестованы
Все российские активы Volkswagen Group Rus оказались арестованы решением Арбитражного суда Нижегородской области. Компании запретили совершать любые действия с активами, включая реорганизацию и ликвидацию. Поводом стал иск со стороны Группы ГАЗ, который потребовал признания недействительным решение Volkswagen Group о расторжении договора по совместному производству автомобилей в Нижнем Новгороде. Чтобы компенсировать свои убытки, Группа ГАЗ потребовала компенсировать убытки в размере 15,575 млрд руб. — такие данные содержатся в иске, с которым ознакомился Autonews.ru.
Таким образом запланированная сделка по продаже российских активов потенциальному покупателю оказалась под угрозой. Cогласно заявлению гендиректора Volkswagen Group Оливера Блюме, концерн планировал назвать имя нового владельца в течение нескольких недель, а сама сделка, как ожидалось, должна была состояться в первой половине 2023 года. По данным источников Autonews.ru, покупателем активов должна стать дилерская компания «Авилон», которая получила поддержку со стороны Минпромторга. Однако первое судебное заседание по делу назначено только на середину апреля и шансы, что Volkswagen согласится быстро урегулировать вопрос с претензиями со стороны Группы ГАЗ невелики.
Мы осведомлены об иске со стороны ГАЗа и в данный момент мы знакомимся с материалами этого дела. Мы удивлены получением иска от ГАЗа именно на этом этапе, учитывая, что у нас были хорошие деловые отношения на протяжении многих лет и наше партнерство завершилось на взаимосогласованных условиях в середине 2022 года. Мы надеемся на ваше понимание того, что мы не можем предоставить больше информации на данном этапе.
Как сообщили Autonews.ru в пресс-службе российского офиса Volkswagen, концерн находится в процессе подачи заявки на одобрение российскими государственными органами продажи своей доли в Volkswagen Group Rus, включая завод в Калуге с более чем 4000 сотрудников, заслуживающему доверия российскому инвестору.
«Мы надеемся на ваше понимание, что мы не можем предоставить больше подробностей на данном этапе. Мы надеемся, что иск не приведет к задержке сделки, которая направлена на обеспечение занятости затронутых сотрудников», — отметили в компании.
В пресс-службе группы ГАЗ за запрос Autonews.ru не ответили.
Иск от ГАЗа— не единственный для Volkswagen
Как выяснил Autonews.ru, судебные иски по выплате различных компенсаций Volkswagen Group получил не только от группы ГАЗ. К примеру, в базе данных того же Арбитражного суда Нижегородской области есть данные об иске со стороны «ХТЛ Фиттинг рус» — поставщика электрического и электронного оборудования для автомобилей. Компания требует от VW более 200 млн руб.
В свою очередь в суде удалось обнаружить и иски со стороны Volkswagen к ряду ответчиков. Например, от компании «ПАНАЗИЯ ТРЭВЕЛ» Volkswagen требует выплатить 24 млн руб. А от Калужской таможни Volkswagen требует через суд вернуть излишне взысканные таможенные платежи и пени на 143, 4 млн руб. От Приволжской электронной таможни осуществить возврат суммы излишне взысканных таможенных платежей и пеней в размере 131,6 млн руб., от Центральной электронной таможни — 22,2 млн руб.
Судебные разбирательства могут повлиять на сроки совершения сделки по продаже российских активов Volkswagen Group, заявил в беседе с Autonews.ru аналитик Владимир Беспалов. «Почему стороны не смогли договориться и ГАЗ обратился в суд сказать трудно. При этом можно предположить, что в рамках создания совместного производства стороны брали на себя определенные обязательства, в том числе инвестиционные. Ожидалась определенная доходность. Вполне вероятно, что ГАЗ оценил свои потенциальные убытки из-за того, что деятельность VW и производство автомобилей в Нижнем Новгороде было остановлено», — сказал Беспалов.
Он предположил, что теперь у Volkswagen в России будет идти два параллельных кейса: судебная часть и переговоры между сторонами для того урегулирования конфликта.
«Пока все выглядит так, что пока стороны не договорятся, судебные иски могут теоретически затянуть выход компании из российских активов. Я думаю, что контакты и обсуждения претензий между сторонами шли уже некоторое время. Видимо во внесудебном порядке их решить не удалось. Как дальше будут развиваться события сказать трудно, но определенное время чтобы уладить разногласия, безусловно, потребуется», — отметил Беспалов.
Эксперт затруднился оценить, какое решение для Volkswagen более удобное — быстрое удовлетворение претензии со стороны Группы ГАЗ и выплаты 15,6 млрд руб. или же судебные тяжбы и попытки снизить размер требуемых выплат.
«VW придется оценить стоимость своего дальнейшего пребывания в стране, чтобы понять, что для них выгоднее — судиться или быстро заплатить», — сказал Бесплалов.
Говоря о других исках к Volkswagen со стороны контрагентов, а также претензиях самой компании к таможенным структурам, эксперт отметил, что без урегулирования этих вопросов выход на сделку по продаже активов вряд ли возможен.
Почему Volkswagen вышел из совместного предприятия в Нижнем Новгороде
Сложности Volkswagen в Нижнем Новгороде возникли из-за истечения срока действия лицензии на возможность ведения совместного производства на площадке ГАЗа. Общее соглашение о контрактной сборке с «Группой ГАЗ» было подписано в 2011 году.
В Нижнем Новгороде собирали Skoda Kodiaq, Karoq, Octavia и Volkswagen Taos: в феврале 2021 предприятие отметило производство 400-тысячного автомобиля методом полного цикла. Однако 3 марта 2022 года Volkswagen Group Rus закрыла завод «до дальнейшего уведомления», а сотрудников перевела в режим простоя.
Как рассказал Autonews.ru представитель профсоюза «Единство» Дмитрий Толченников, лицензию на продление производство VW получал раз в год. «В 2022 году срок очередной лицензии должен был закончиться 27 апреля. Затем ее удалось продлить на месяц для вывода активов и защиты инвесторов. Срок действия лицензии в итоге истек 25 мая 2022 года», — объяснял Толченников. В итоге, как сообщали Autonews.ru в Volkswagen Group Rus, компания решила полностью закрыть свое производство в Нижнем Новгороде. Процедура закрытия стартовала 5 июля 2022 года: осенью компания была ликвидирована.
«Учитывая общий высокий уровень неопределенности и невозможность спрогнозировать потенциальное возобновление производства в Нижнем Новгороде, Volkswagen Group Rus приняла решение начать официальную процедуру закрытия своего собственного офиса в Нижнем Новгороде 5 июля 2022 года», — отмечали в пресс-службе.
Там также заверили, что процедура закрытия офиса полностью соответствует российскому трудовому законодательству. По данным профсоюза в Нижнем Новгороде работало порядка 210 человек. Немецкая сторона предложила всем желающим уйти добровольно шесть полноценных средних зарплат. Cредняя заработная плата обычных рабочих на сборке составляет 60 тыс. руб., на сварке — 75 тыс. руб. Но все это — с учетом различных премий.
Как Volkswagen планирует уйти из России
Как ранее заявили топ-менеджеры Volkswagen Group, о возврате к производству и продаже автомобилей в России уже речи нет. Несколько сообщений по этому поводу сделали топ-менеджеры концерна: сначала такие планы немецким СМИ подтвердил гендиректор Volkswagen Group Оливер Блюме, затем вышел ежегодный финансовый отчет VW Group, а дополнительные детали раскрыл председатель правления компании Skoda Клаус Зеллмер на ежегодной пресс-конференции марки.
Согласно финансовому отчету концерна, VW Group планирует продать несколько своих компаний, зарегистрированных в России. Сделать это топ-менеджеры надеются до конца первого полугодия 2023 года. Речь идет о трех структурах: ООО «Фольксваген банк Рус», ООО «Фольксваген Групп Финанс» и ООО «Фольксваген Файненшл Сервиcес Рус». Они занимались предоставлением финансовых услуг как покупателям автомобилей Volkswagen в России, так и дилерам марки.
Сделка предполагает и продажу завода в Калуге. Там на мощностях Volkswagen Group производили Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo и Skoda Rapid, его максимальная производственная мощность составляет 225 тыс. автомобилей в год. По данным источников Autonews.ru претендентов на завод более десяти, в том числе, предприятие из Казахстана Allur. При этом, наиболее очевидным покупателем является дилерский холдинг «Авилон».