Как выбрать летние покрышки: базовые правила
Когда надо менять шины
Если смотреть на законодательство, то окажется, что в соответствии с действующим Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 запрещается эксплуатация автомобилей с зимними шипованными шинами в течение календарного лета (июнь, июль, август). При этом никакого формального запрета на эксплуатацию машин с зимними нешипованными покрышками нет.
Однако логика подсказывает, что при наступлении теплой погоды зимние шины все же стоит поменять на летние. Из-за разнообразия климатических условий в России не существует единой даты, когда рекомендуется менять зимние покрышки на летние. Считается, что это лучше делать после того, как средняя температура воздуха в течение нескольких дней подряд будет выше +7 градусов. Причем речь идет именно о среднесуточной температуре. Дело в том, что при более низких температурах велик риск образования наледи на дорогах в ночные и утренние часы.
Также нужно помнить, что по закону летние покрышки нельзя эксплуатировать при:
- 0,8 мм: для мопедов, мотоциклов квадроциклов и других транспортных средств категории L;
- 1 мм: для грузовиков и прицепов, максимальная масса которых свыше 3,5 тонны (категории N2, N3, O3, O4);
- 1,6 мм: для легковых автомобилей, грузовиков, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, а также прицепов к ним (категории M1, N1, O1, O2);
- 2 мм: для автобусов (M2, M3).
То есть если мы говорим об обычном легковом автомобиле, то минимальная глубина протектора летних покрышек должна быть 1,6 мм. Если сотрудник ГИБДД увидит, что автомобиль имеет «лысые» шины, то он может оштрафовать водителя по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ на 500 рублей.
Какие бывают летние шины
В отличие от зимних шин у летних нет принципиального разделения на разные классы (по примеру шипованные или нешипованные). Все летние покрышки созданы для эксплуатации при плюсовой температуре, а при их создании инженеры учитывают, что иногда машина будет ездить по мокрой дороге. Но тем не менее летние покрышки можно условно разделить на несколько типов.
Спортивные высокоскоростные шины
Как правило, это топовая линейка летних шин, а при их создании используются все наработки производителей, приобретенные в автоспорте или в сотрудничестве с автопроизводителями. Часто такие покрышки обладают технологией RUN FLAT, которая позволяет сохранить контроль над автомобилем даже в случае прокола и продолжить движение. Обычно такие покрышки предлагаются в размерах от R17 до R22, предназначены не только для легковых моделей, но и для кроссоверов и внедорожников.
Универсальные шины
Наиболее распространённый тип летних автомобильных покрышек. В данном случае создатели ищут идеальный компромисс между скоростью, управляемостью, комфортом и ресурсом. Причем, предпочтение часто отдается двум последним характеристикам.
Экологичные шины
Эти современные модели покрышек созданы с использованием последних разработок. Отличаются пониженным сопротивлением качению, что позволяет экономить на топливе. При этом такие покрышки обладают хорошим сцеплением и управляемостью.
Шины для электромобилей
Многие производители покрышек начали выпускать специальную линейку для электромобилей: они отличаются низким сопротивлением качению (что позволяет увеличить пробег на одном заряде аккумуляторов), но при этом способны выдержать больший вес электрокаров и отличаются улучшенным сцеплением для работы с высоким крутящим моментом электродвигателей. Кроме того, такие покрышки обычно самые тихие (в электромобилях не слышно шума работы двигателя, поэтому прочие шумы — аэродинамические и от покрышек — выходят на первое место).
Внедорожные шины
Такие шины имеют два подвида. Один предназначен исключено для внедорожников и главная задача таких покрышек — хорошее поведение на тяжелом бездорожье. Вторая категория внедорожных шин более универсальна и предназначена для кроссоверов. Такие покрышки от известных производителей позволяют автомобилю уверенно чувствовать себя на бездорожье, но при этом обладают отличными сцепными свойствами на сухом или мокром асфальте. Кроме того, созданные для кроссоверов современные покрышки имеют высокий уровень комфорта.
Для больших пробегов
Как правило подобные покрышки предназначаются для легкой коммерческой техники. Отличаются высоким ресурсом.
Всесезонные покрышки
Их сложно отнести к категории летних или зимних. Производители таких шин уверяют, что они способны обеспечить достойный уровень безопасность как зимой, так и летом. Однако нужно понимать, что для суровых зимних условий такие шины непригодны. Поэтому опция всесезонных шин подходит только для южных регионов, где температура воздуха зимой в среднем не превышает -7С.
Как выбрать летние покрышки: базовые правила
Перед покупкой новых летних покрышек нужно определиться какие именно подойдут для вашего автомобиля. Ориентироваться надо в первую очередь на типоразмер. Также нужно обращать внимание на условия эксплуатации, рисунок протектора, индексы нагрузок/скорости и ряд других факторов.
Определитесь с типоразмером
Типоразмер — это главный параметр покрышки. Информация о том, какая шина подходит для вашего автомобиля содержится в инструкции по эксплуатации. Кроме того, эти данные есть на наклейке, которая находится в зависимости от модели на крышке топливного бака, в бардачке, на багажнике или на стойке двери.
Данные о типоразмере говорят о трех основных параметрах покрышки: диаметре, ширине и высоте (профиле). Маркировка типоразмера представляет собой набор букв и цифр. Например, 195/65 R15.
195 — это ширина профиля покрышки в миллиметрах; 65 — это высота профиля, указанная в процентах от ширины (195 х 0,65 = 126,75 мм); R — шина радиальной конструкции. Означает, что слои корда направлены поперек центральной линии колеса, по радиусу. Благодаря особенностям конструкции такие шины имеют мягкие боковины, их протектор сильнее прижимается к дороге по сравнению с так называемыми «диагональными» шинами, где нити корда перекрещиваются между собой по диагонали. В настоящий момент практически все шины для легковых моделей являются радиальными; 15 — посадочный размер диска в дюймах.
Согласно правилам, установка покрышек с типоразмером, который отличается от рекомендованного производителем, считается внесением изменений в конструкцию автомобиля и требует согласования в ГИБДД. Согласно ст. 12.5 КоАП, установка неподходящих шин наказывается штрафом в 500 руб. Однако лишь в первый раз. В дальнейшем водителя ожидает приостановка регистрации транспортного средства, если он не сертифицирует переделку.
Учитываете рисунок на протекторе
Летние покрышки имеют четыре типа рисунка протектора: симметричный (направленный или ненаправленный) и ассиметричный (направленный или ненаправленный). Рисунок ассиметричных шин состоит из двух половин: внешней и внутренней, каждая из который может отвечать за выполнением разных функций. Поэтому такие шины нужно устанавливать согласно инструкции и обращать внимание на маркировку:
- Inside — внутренняя сторона шины;
- Outside — внешняя сторона шины.
Кроме того, бывают маркировки Left или Right. Они подразумевают, что одни шины должны стоять только на левых колесах автомобиля, а другие — на правых. Направленные модели имеют также стрелку и надпись Rotation: она указывает направление движения колеса.
Учитываете индекс нагрузки
При покупке шин нужно учитывать индекс грузоподъемности — особенно это важно для коммерческой техники и тяжелых внедорожников. Индекс грузоподъёмности обозначается цифрами, которые идут вслед за обозначением конструкции каркаса и ее кода: например, в индексе 275/30 R19 96Y именно цифры 96 будут указывать на индекс грузоподъемности. Цифра 96 в данном случае говорит о том, что на каждое из колес может быть нагрузка в 710 кг.
Некоторые обозначения индексов грузоподъемности:
84 — 500 кг; 85 — 515 кг; 86 — 530 кг; 87 — 545 кг; 88 — 560 кг; 89 — 580 кг; 90 — 600 кг; 91 — 615 кг; 92 — 630 кг; 93 — 650 кг; 94 — 670 кг; 95 — 690 кг; 96 — 710 кг; 97 — 730 кг; 98 — 750 кг; 99 — 775 кг; 100 — 800 кг; 101 — 825 кг; 102 — 850 кг; 103 — 875 кг; 104 — 900 кг; 105 — 925 кг.
Учитываете индексы скорости
Данный параметр указывает на максимальную скорость, при которой покрышка будет иметь эффективное сцепление с покрытием. Индекс скорости обозначается латинской буквой — обычно, чем «старше» она по алфавиту, тем выше допустимая максимальная скорость. Указывается вместе с индексом нагрузки: например, 101Y.
Примеры индексов скорости:
S — 180 км/ч; T — 190 км/ч; U — 200 км/ч; H — 210 км/ч; VR — свыше 210 км/ч; V — 240 км/ч; W — 270 км/ч; Y — 300 км/ч; Z или ZR — свыше 240 км/ч.
Где купить летние шины
Лучше покупать летние покрышки в крупных специализированных шинных центрах, которые являются официальными дилерами того или иного производителя: там представлен не только широкий выбор моделей, но и есть возможность сразу же «переобуться». Например, в таком центре как Колесо.ру, который является официальным дилером компании Pirelli – одной из немногих среди международных брендов, сохранивших производство и гарантии на нашем рынке. Обычно такие центры предоставляют услугу хранения зимних шин или готовы взять старые покрышки на утилизацию. Плюс официальные дилеры поддерживают гарантию производителя, участвуют во всех промоакциях и так далее.
Например, официальные дилеры компании Pirelli поддерживают программу Tyrelife: в течение 1 года с даты покупки покупатель может бесплатно произвести ремонт или замену каждой приобретенной шины при эксплуатационном повреждении. Гарантия включена в стоимость шин и предоставляется без дополнительных плат. При этом важно, что гарантия Tyrelife не распространяется на шины, приобретенные не у официальных дилеров. Подробнее о программе Tyrelife вы можете прочитать на сайте компании Колесо.ру.
Купить шины можно также в многочисленных интернет-магазинах, в небольших магазинах автозапчастей, на авторынках и даже в крупных продуктовых супермаркетах. Однако, прежде чем приобретать там покрышки, обязательно сравните цены с предложениями официальных дилеров той или иной марки: возможно, у дилера при покупке комплекта из четырех покрышек будет бесплатный шиномонтаж. И, конечно, не забывайте о гарантии, которую дает только дилер.
Советы эксперта по выбору автомобильных покрышек для лета
Экспертом в нашем материале выступил менеджер по обучению и техническому маркетингу компании Pirelli Георгий Божедомов.
1. Что означают надписи на боковинах покрышек и надо ли их читать?
«Перед покупкой покрышек необходимо внимательно изучить надписи на боковинах и сравнить их с тем, что рекомендует изготовитель автомобиля. Если вы покупаете какие-то дешевые шины от неизвестных производителей, то обращайте внимание на индекс скорости и нагрузки. Если же вы берете продукцию премиальных производителей с именем, то такие шины уже будут иметь высокие индексы нагрузки и скорости», — пояснил Георгий Божедомов.
275/30 ZR19 (96Y)
Подписи к цифрам: 275 — номинальная ширина профиля шины в миллиметрах 30 — номинальное отношение высоты профиля шины к его ширине ZR19 — конструкция каркаса или ее код / посадочный диаметр диска (в дюймах) 96Y — индексы нагрузки и скорости
2. Какое давление должно быть в летних шинах?
«Эксперты Pirelli рекомендуют проверять давление в шинах как минимум один раз в месяц, особенно перед длительными поездками. Контроль давления следует проводить на холодной шине (никогда не корректируйте давление нагретой шины). Давление в шинах оказывает значительное влияние на безопасность и экономичность автомобиля. При скорости 100 км/ч тормозной путь правильно накачанных шин составит 40 м по сравнению с 42,4 м при спущенных шинах. Следовательно, производительность лучше почти на 6% или 2,4 м. Кроме того, неправильное давление в шинах приводит к неравномерному износу шины. Слишком низкое давление приводит к износу плечей и представляет опасность повреждения конструкции шины. Слишком высокое давление приводит к износу центра шины», — рассказал Георгий Божедомов.
3. Сколько сезонов можно проездить на одном комплекте летних шин?
«Все зависит от интенсивности эксплуатации автомобиля и от того, как внимательно водитель следил за состоянием покрышек. Например, если долго ездить даже на немного спущенной шине, то ее ресурс сильно сократится. Согласно российскому законодательству менять летние шины на легковом автомобиле нужно, когда остаточная глубина протектора будет 1,6 мм. Однако в Pirelli не рекомендуют ездить на таких покрышках — при такой остаточной глубине протектора в 1,6 мм риск аквапланирования на мокрой дороге резко увеличивается. Лучше всего менять летние шины, когда остаточная глубина протектора не менее 3-4 мм», — считает Георгий Божедомов.
4. Какие шины выбрать для внедорожника?
Покрышки для внедорожников обычно имеют дополнительные буквы на боковине. По этим буквам можно легко определить для каких условий предназначается шина в первую очередь. Внедорожные покрышки бывают следующих серий:
- HT (H/T) или Highway Terrain. Универсальные покрышки для эксплуатации на асфальте и легком бездорожье.
- АТ (A/T) — All Terrain. Универсальные шины для бездорожья, приемлемо ведут себя и на асфальте.
- MT (M/T) — Mud Terrain. Шины для серьезного бездорожья. На асфальте ездить на них некомфортно.
- XT (MXT) — (Mud) Extreme Terrain. Профессиональные шины для экстремального бездорожья. Не созданы для езды по асфальту на высокой скорости.
5. Нужно ли обращать внимание на год выпуска шины?
«Главное не год или неделя выпуска, а то, как шина хранилась. Если покрышка лежала в грязи или под снегом, то она и за год может испортиться. Именно поэтому рекомендуется приобретать покрышки у дилеров — они постоянно проходят обязательный аудит и соблюдают все условия по хранению шин. И у дилера даже шина выпущенная 5 лет назад будет как новая», — пояснил Георгий Божедомов из компании Pirelli.
Реклама. ООО «САМ-МБ», https://koleso.ru/