Новые машины для России оказались без подогрева. Чем грозит его установка
После ухода и заморозки работы части автопроизводителей из России, рынок оказался поделен между отечественными машинами, китайскими марками и автомобилями, ввозимыми по параллельному импорту. Чаще всего параллельные автомобили привозят из того же Китая или Объединенных Арабских Эмиратов. И выпущены не для России, а для местных рынков. При этом в этих странах не принято оснащать машины так называемым зимним пакетом: в первую очередь подогревом сидений. Autonews.ru выяснил, можно ли доустановить опцию в России, сколько это будет стоить и есть ли риски нарваться на некачественные услуги.
В параллельных машинах придется померзнуть
Подавляющее большинство автомобилей, ввезенные в Россию по параллельному импорту из Китая и ОАЭ, которые корреспонденты Autonews.ru пока встречали в российских автосалонах, не были оснащены зимними пакетами опций. В первую очередь это подогревы сидений, реже подогрев руля и лобового стекла.
При этом подогрев зеркал, более всего влияющий на обзорность и безопасность, в таких моделях для европейских рынков обычно устанавливают именно на заводе.
Причина, по которой во ввезенных автомобилях зимой можно замерзнуть, проста: большая часть населения Китая живет в теплом климате на юго-востоке страны. В Пекине и тем более в северо-восточных регионах, граничащих с Россией, зимой бывают морозы, но и там такие опции не популярны: местные жители считают их опасными для здоровья и довольствуются стандартными печками. Причины отсутствия подогрева сидений на машинах, созданных для ближневосточных рынков, также ясны и очевидно объясняются жарким климатом.
На тех китайских автомобилях, что официально поставляются в Россию, зимние пакеты как правило есть, но с нюансами. Их на автоконцернах разрабатывают и устанавливают специально по просьбе российских представительств брендов, чем порой и объясняется задержка с выходом новых моделей в России на несколько месяцев относительно Китая.
Даже в этом случае адаптация к российским условиям не всегда проводятся качественно. Часты случаи, когда для кнопок включения новых функций на приборных панелях не находится места, и тогда их прячут в меню центрального тач-скрина. И если найти там виртуальную кнопку включения подогрева стекла водитель за время прогрева автомобиля может без труда, то размещение там же кнопок включения подогрева задних сидений выглядит странным — с заднего дивана такие точно не найдешь.
Наконец, для автомобилей «Москвич», а это по сути китайский JAC JS4, подогрев на заводе не ставится вовсе. И дилеры даже не знают, появится ли он в обозримом будущем.
Дилеры предлагают решения за отдельную доплату
Многие автосалоны в ответ на недовольство покупателей начали предлагать установить подогрев сидений в качестве опции. Цены варьируются от 15 тыс. руб. для «Москвичей» до 50 тыс. руб. для китайской Toyota Camry.
На самом деле это далеко не новая услуга, и в независимых автосервисах ее оказывают заметно дешевле. Сейчас в Москве можно найти предложения за 12-25 тыс. руб. за два кресла в зависимости от марки автомобиля и сложности системы.
Технически подогрев устанавливается следующим образом. В автомобиле демонтируются кресла, после чего с них снимается обивка, а затем на сиденье и спинки кладется нагревательный элемент. Сейчас используются материалы из углеродных волокон, и их ткань можно обрезать без потери работоспособности, что позволяет четко подогнать размер устройства под конкретную модель кресла.
Далее под обивку салона проводят провода, и в удобном месте сверлятся дырки для выведения кнопок управления. В «Москвиче» их как правило располагают у бокса на центральном тоннеле. В свое время там же штатный обогрев включался на автомобилях Lada «десятого» семейства. После этого кресло собирается и устанавливается обратно.
Однако предварительно клиенту нужно выбрать модель устройства — от этого зависит и цена. Некоторые создаются под конкретные модели машин, но большинство универсальные и отличаются по мощности, бренду и системе управления: у самых простых два режима обогрева, у продвинутых температура регулируется плавно.
Подогрев руля сервисы также готовы установить, но тут нюансов чуть больше. Во-первых, на автомобиле понадобится заменить оплетку руля, удалив старую и перешив новую, поверх нитей обогрева. Это сделает руль как минимум толще. Во-вторых, цена зависит от того, подведены ли к рулю дополнительные источники электричества. Это может быть сделано на заводе «про запас» для машин в более богатых комплектациях, где подогрев или какое-то еще электрическое устройство предусмотрены.
Если свободных контактов для подключения нет, то в проводку автомобиля требуется более сложное вмешательство, что увеличивает и цену, и риски некачественной установки устройства.
В теории сервисы готовы установить и лобовое стекло с электроподогревом, однако его для этого нужно где-то найти — универсальных решений здесь нет. Как правило услугой пользуются владельцы машин, для которых изначально такие стекла предусмотрены как опция и выпускаются. И то только после того, как родное лобовое стекло оказалось разбито.
Есть риск возгорания
Надежность установленных подогревов напрямую зависит от уровня сервиса, который проводил работу, уверен генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко.
«Можно сделать качественно и надежно, в этом нет никаких проблем. А можно допустить ошибку при установке. Поскольку речь идет об электрооборудовании, то в самом худшем случае это ведет в возгоранию проводки и автомобиля. Грамотный мастер такого не допустит», — говорит эксперт.
В теории установка дополнительного подогрева грозит еще одной проблемой. Электрооборудование современных автомобилей рассчитано на конкретное потребление электричества, и подключение внештатных мощных приборов может привезти к тому, что энергии для подзарядки аккумулятора станет не хватать, что грозит уже проблемами с запуском двигателя. Однако Пархоменко считает, что эта угроза преувеличена.
«Если мы говорим об автомобилях Toyota или Volkswagen, пусть и с китайского рынка, то эти марки оснащают свои машины генераторами тока с запасом по мощности. Генераторы, работающие на пределе, раньше любили ставить производители французских машин. А сейчас недозаряд батареи из-за включенного подогрева может грозить разве что малолитражкам с объемом двигателя 1,0 литра», — считает Пархоменко.
Что говорит закон
Внесение внештатных изменений в конструкцию автомобиля в теории может вызвать вопросы у ГИБДД, а также стать проблемой при прохождении техосмотра. Здесь важно понимать, на какой стадии оформления машины по параллельному импорту добавляются новые опции, напоминает юрист Анатолий Семин.
«Если машина ввезена не официальным импортером, на нее оформляется необходимые документы — Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) или Заключение об оценке единичного транспортного средства (ЗОЕТС). Все оборудование, установленное продавцом до получения этих документов проблем создавать не должна. Если после — то это уже другая ситуация», — говорит юрист.
Пархоменко, впрочем, на практике не видит сложностей.
«Речь идет о машинах, для которых свидетельства о безопасности оформляется индивидуально. И в ГИБДД так просто не узнает, что в них должно было устанавливаться с завода, а что появилось позже», — говорит эксперт.
Семин, при этом, проблем с гарантией также не ожидает даже, если установку подогрева доверить не официальному дилеру, а независимому сервису.
«С гарантией сейчас вообще не самая понятная ситуация, но если речь идет о розничных продажах, то есть Закон о защите прав потребителей, где четко прописано, что производитель, поставщик, а при их отсутствии продавец несут ответственность за проданный автомобиль в полной его стоимости», — напоминает юрист.
Иными словами, сам факт установки опции не на заводе и не у официального дилера не может быть причиной для отказа в ремонте автомобиля, если поломка не связана с работой подогрева. А если связана — это уже повод обратиться в сервис, проводивший работу. Многие из таких сервисов обещают собственную гарантию на свои устройства.