Машины есть, покупателей нет. Салоны «Москвич» официально открылись
Официальные продажи автомобилей «Москвич» стартовали в России 3 марта. Под этим подразумевалось, правда, открытие фирменных шоурумов. Сами машины можно купить с конца прошлого года, просто до сих пор они ютились в помещениях дилерских центров других марок. Корреспондент Autonews.ru под видом покупателя объехал несколько вновь открытых торговых точек и не везде смог найти их без посторонней помощи.
Логотип 75-летней давности
Новых автосалонов «Москвич» по крайней мере в Москве никто не строил. Под них переоборудовались помещения, где не так давно продавались машины ушедших с российского рынка брендов. Где-то прежде продавали Renault, где-то Ford, где-то Skoda, а где-то Land Rover и даже Rolls-Royce.
Вообще, сейчас сложилась почти анекдотичная ситуация, когда надпись на здании вовсе не всегда отражает то, что там выставлено на самом деле. Например, в шоуруме Renault можно встретить преимущественно автомобили Mitsubishi, несколько американских Jeep и Ram и ни одной французской машины.
Дилерский центр с вывеской Peugeot представляет заодно Citroen и Opel, а еще недавно там же стояли остатки автомобилей Renault. И таких примеров много. К тому же все чаще в шоурумах встречаются автомобили, ввезенные по параллельному импорту, которых ранее в России вообще не было.
Утром 3 марта на одном из автосалонов «Москвича» еще висело предложение обращаться в соседний шоурум Peugeot, а вход был перегорожен монтажной конструкцией: рабочие уже сняли надпись Renault и на тот же черный фон готовились крепить белые буквы «Москвич».
Для этих букв был выбран тот самый шрифт, которым название машин писалось на самых первых «Москвичах» 400-й модели, производство которых стартовало более 75 лет назад.
Позднее московский завод несколько раз менял этот шрифт, так что сейчас надпись выглядит винтажной. Этим ретростилем, а также использованием кириллицы в названии шоурумы марки действительно выделяются на фоне остальных. Даже АвтоВАЗ сейчас продает свои модели в салонах с большими оранжевыми надписями Lada.
На самих автомобилях «Москвич 3» имя набрано уже современным шрифтом, а спереди и на руле красуется переосмысленная эмблема, использовавшаяся на старых «Москвичах» в последние годы выпуска — буква «М» стилизованная под характерный зубец Московского кремля.
Напомним, что пока «Москвич 3» является копией JAC JS4 и почти полностью состоит из китайских комплектующих. Самый первый «Москвич 400» также был копией иномарки — довоенного Opel Kadett, но степень его локализации с самого начала производства была существенно выше за счет использования вывезенного из Германии трофейного оборудования.
Последующие «Москвичи» считались уже полностью советскими разработками — за исключением последней модели 2141, чей кузов был подозрительно похож на французский Simca 1307, признанный автомобилем 1976 года в Европе. Но и его локализация стремилась к 100%: из иностранных комплектующих вспоминаются разве что фары немецкого производства.
Вывески повесили не везде
Бывший автосалон Renault, на котором утром 3 марта меняли вывеску, вскоре открылся и 6 марта уже работал. Открылись и другие шоурумы — правда, не везде они оказались на 100% готовы.
Так, один из них удалось найти, только обратившись в соседний автосалон того же холдинга. Оказалось, что «Москвичи» выставлены на втором этаже салона Skoda в помещении, где еще остались зеленоватые декоративные элементы дизайна чешской марки и позитивные фотографии на стенах со сценами счастливой семейной жизни.
Впрочем, надписи Skoda отовсюду уже убрали, а машины снабдили информационными табличками в фирменной бело-красной расцветке.
В другом салоне от Renault сохранились желтые элементы отделки, в третьем — стела с надписью Jaguar Land Rover. С самого здания надпись убрали и заменили на «Москвич», но полностью британские машины не исчезли из продажи и теперь выставляются на втором этаже, прямо над «Москвичами».
Указывая за окно во двор, продавец обращает внимание на только что привезенный по параллельному импорту новый Range Rover. По его словам, стоит такая машина сейчас «под 30 миллионов рублей».
В целом складывается впечатление, что пока требования российского бренда к дилерам по площади и оформлению шоурумов минимальны. Достаточно вывески на черном или красном фоне и простого светлого помещения внутри, порой достаточно тесного. Благо моделей у марки пока что всего две.
Ни подогрева, ни госпрограммы
Самих «Москвичей» в салонах достаточно много, а вот клиентов встретить не удалось ни разу. Один из продавцов признался, что за февраль ему удалось продать восемь машин, за первые семь дней марта еще две. «Просто пока про эти машины, наверное, мало кто слышал», — заключил он.
На деле у «Москвичей» пока видится несколько проблем. Во-первых, комплектаций всего две и они отличаются лишь механической или автоматической трансмиссией. Нет ни полного привода, ни, напротив, более демократичного атмосферного двигателя, который позволил бы снизить базовую стоимость. Все это было, например, у соразмерных Hyundai Creta или Renault Kaptur — бестселлеров прежних лет.
Во-вторых, при цене версии с автоматической трансмиссией 2 035 000 руб. «Москвич 3» вовсе не дешевле таких китайских конкурентов, как Chery Tiggo 4, Haval Jolion и Geely Coolray, и при этом он является новичком на рынке.
Есть вопросы и к комплектации. Для «Москвича» не предлагается зимний пакет, и ни один из продавцов не смог сказать, появится ли он в будущем. По меньшей мере в двух салонах, относящихся к разным холдингам, предложили установить подогрев передних сидений за дополнительные 15 тыс. руб., но подогрева руля и тем более лобового стекла сервисы поставить не могут. Это странно, учитывая, что у конкурентов все это есть, причем они ставится в Китае специально по требованиям российских представительств марок.
Ситуацию с продажами могли бы изменить скидки, в том числе предусмотренные по госпрограмме поддержки отечественного автопрома. Однако, как ранее сообщал Autonews.ru, с вечера 8 февраля в России банки перестали одобрять льготные автокредиты на покупку бензиновых автомобилей российской сборки, участвующих в госпрограмме. Это связано с перераспределением средств в пользу собираемых в России электромобилей. Информацию о том, что программу полностью перепрофилируют под электрокары, корреспонденту Autonews.ru вновь подтвердили в нескольких автосалонах.
В салонах «Москвича» и правда выставлены электрокары «Москвич 3е», которые внешне почти не отличаются от бензиновых кроссоверов. Но везде они представлены в лучшем случае в единичном экземпляре. Сейчас за них просят от 3,5 млн руб. — на 1 млн руб. больше, чем за близкий по характеристикам Evolute i-Joy, на который скидка уже распространяется.
Продавцы «Москвичей» признают: скидок по госпрограмме на бензиновые машины не будет. На электрокары государство готово компенсировать до 625 тыс. руб. при покупке в кредит. Но заработает это не раньше середины марта.
Сами электромобили «Москвич 3е» теперь можно встретить почти в любом салоне марки, но в единичных экземплярах. Ни в одном из шоурумов продавцы не предложили корреспонденту Autonews.ru обратить на них внимание.