Кому придется регистрироваться для проезда границы на машине. Разъяснения
Российских автомобилистов озадачили новостями из Госдумы: там предложили ввести электронные очереди на границах страны, выбирать время и дату для проезда и регистрировать каждое транспортное средство. Такой порядок пересечения границы запланировали установить до 1 марта 2024 года, а заработать изменения должны уже с 1 марта 2023 года. Соответствующие поправки в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в России» предложил внести глава комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев.
Изначально в тексте пояснительной записки и в самом законопроекте не было понятно, кого именно коснется новация — там фигурировало только понятие «автомобильный транспорт». В итоге водители решили, что регистрироваться придется каждому автомобилисту. Такие же данные распространили популярные паблики, посвященные теме выезда из России на автотранспорте, которые набрали популярность в конце 2022 года, когда на границах России с Грузией, Казахстаном и другими странами образовались многокилометровые заторы. В итоге разъяснять, что к чему, пришлось и Москвичеву, и Минтрансу.
Что указано в законопроекте об электронных очередях для автотранспорта
Во вторник документ исчез с портала Госудумы. Как указывал автор документа в пояснительной записке к нему (Autonews.ru ознакомился с этими данными до их удаления), в связи с введением санкционных ограничений в отношении Российской Федерации наблюдаются значительные изменения в логистических маршрутах для доставки товаров автомобильным транспортом и переориентация транспортно-логистических путей на другие направления. По этой причине, отмечал депутат Москвичев, появилась необходимость создания акта, регулирующего особенности проезда транспортных средств по участкам автомобильных дорог, примыкающим к автомобильным пунктам пропуска со стороны России, в целях пересечения государственной границы России.
👉 «Ситуация ухудшалась каждую минуту». В Казахстан на машине: личный опыт
«В настоящее время в пунктах пропуска сохраняется сложная обстановка, связанная в том числе с введением ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции (транспортные средства временно не пересекают границу, грузовое автомобильное сообщение российским автотранспортом осуществляется в ограниченном объеме). Указанные обстоятельства приводят к скоплению транспортных средств в ожидании проезда в пункты пропуска», — сказано в пояснительной записке.
Каким транспортным средствам придется регистрироваться
Днем во вторник Евгений Москвичев заявил РБК, что предложение обязать бронировать дату и время пересечения границы на машине касается только грузовых автоперевозок.
«Это касается только грузовых автомобильных перевозок, которыми занимаются на коммерческой основе, перевозят грузы. Мы убираем пробки, которые стоят по 10–15 км. Водители не видят ни воды, ни еды, ни туалетов — ничего. А у них [водителей] есть семьи — жены, дети, поэтому устраняем эту проблему», — сказал автор поправок.
В свою очередь, в Минтрансе сообщили Autonews.ru, что главной целью законопроекта является упорядочивание движения именно грузового автотранспорта, следующего через пункт пропуска, снижение скоплений грузового транспорта возле пунктов пропуска.
«Перечень пунктов пропуска, в отношении которых устанавливается резервирование, будет определен дополнительно исходя из ситуаций, складывающихся на подъезде к ним. По мере необходимости данный перечень будет корректироваться (увеличиваться либо уменьшаться) с учетом создания необходимой инфраструктуры», — сообщили в Минтрансе.
Там добавили, что резервирование даты и времени будет осуществляться с использованием государственной информационной системы электронных перевозочных документов на безвозмездной основе. Для ожидания зарезервированного времени законопроектом предусмотрено создание площадок для стоянки транспортных средств (зон ожидания). Также будут утверждены требования к таким зонам ожидания.
Классы транспортных средств для регистрации установят законодательно
Реализовывать единую систему электронного бронировании очереди для Министерства транспорта будет компания «СофтТелематика» (входит в концерн «Телематика»). Эту информацию Autonews.ru подтвердили в организации. Согласно более раннему пресс-релизу от компании, нацелена она была именно на регистрацию «автомобилей», без привязки к грузовому транспорту. Как заявил Autonews.ru генеральный директор компании «СофтТелематика» Дмитрий Казаринов, созданная система будет регулироваться в том числе будущим законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в России».
«Первый пилотный пункт, на котором был протестирован серийный образец — МАПП «Чернышевское». Услуга станет доступна после утверждения и вступления в силу нормативной базы. Классы транспортных средств, которые смогут предварительно резервировать дату и время для пересечения российской границы на автотранспорте, также будут регулироваться законодательно», — отметил он.
Как ожидают в организации, Единое электронное бронирование очереди, для Министерства транспорта позволит значительно сократить время ожидания водителей и перевозчиков на пропускных пунктах.
«В зависимости от международного направления ожидание в очереди на границе может составлять от нескольких часов до суток. Создаваемая единая система бронирования очереди кардинально ускорит время прохождения границы и повысит пропускную способность международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП)», — говорится в релизе.
В компании добавили, что услуга будет предоставляться бесплатно для физических и юридических лиц. После прохождения регистрации на портале системы бронирования очереди водителю нужно будет лишь выбрать свободную дату и время для проезда, подтверждение будет направлено на электронную почту и через СМС-оповещение. Также воспользоваться сервисом будет возможно через сайт Госуслуги или по прибытию в МАПП, взяв талон с QR-кодом у оператора.
«Цифровизация очереди упорядочит процесс прохождения границы, окажет положительный эффект на развитие товарооборота, в целом укрепит транзитный потенциал страны, а также ускорит процессы импорта и экспорта по стратегическим важным направлениям. Благодаря системе повысится прогнозируемость сроков прибытия грузов и снизятся расходы транспортных компаний, связанные с потерей времени в очередях», — считают в компании.
Эффект, при этом, как следует из заявления организации, распространится на всех участников дорожного движения. Так, разработчики пообещали, что километровые очереди из автомобилей на границах исчезнут. Заблаговременная регистрация, как ожидается сократит время ожидания на МАПП минимум на 25%, так как транспорт будет приезжать к назначенному часу.
Как заявил Autonews.ru представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин, вопрос о необходимости отрегулировать движение транспорта на границе с Россией встал в конце 2022 года. При этом, он отметил, что главные проблемы все-таки были связаны с фурами.
«Перед Госдумой действительно стояла задача решить проблемы с фурами и появился этот законопроект. Но в пояснительной записке оказалось одно, а в законе другое. Закон оказался сырой, и политической подоплеки и скрытого смысла я бы не закладывал. Я надеюсь, что все это не превратится в полные контроль за выездом и въездом всех водителей. А электронная очередь для фур просто необходима, чтобы решить проблему с пробками», — заключил эксперт.
В перспективе планируется масштабировать технологическое решение на остальные международные пункты пропуска на территории России. Система электронного бронирования включает информационный контур безопасности и строгий порядок формирования индивидуальных временных слотов, которые обеспечат высокий уровень защиты от DDoS-атак, фрод-активностей, а также махинаций с покупкой мест в очереди.