В Россию привезли ранее выпущенные для страны премиальные модели
Перегонщики и неофициальные продавцы автомобилей начали предлагать в России премиальные модели европейских марок, которые изначально были предназначены для нашей страны, но отправились на внутренние рынки после запрета поставок. На это обратил внимание корреспондент Autonews.ru, изучая объявления от продавцов. По их словам, после заморозки работы ряда брендов в России производители попытались продать дорогие версии машин в Европе. Речь идет о топовых версиях некоторых моделей BMW, Mercedes-Benz, Audi, Porsche. Однако не все они оказались востребованы в Европе, где популярны более доступные авто. Разбираемся, какие предназначенные для России автомобили в начале 2022 года в итоге сюда все-таки приехали.
Дорогие комплектации машин для России не оценили в Европе
Предложения о продажах премиальных автомобилей в произведенных для России версиях, с которыми ознакомилась корреспондент Autonews.ru, например, включают новый BMW X5 xDrive30d 2022 года с мотором мощностью 249 л.с. — за машину просят 10 млн руб. Оказалось, что таких «российских» машин на рынке параллельных европейских моделей немало. Перегонщики и продавцы объяснили: в Европе дорогие модели не так сильно интересны покупателям даже на фоне общего дефицита и клиенты предпочитают более доступные модели. Об этом, в частности, Autonews.ru заявил специалист по продаже автомобилей и автоблогер Асатур Акобян. Поэтому, по его словам, нераспроданные модели местные дилеры охотно отдают на продажу в другие страны, через которые они уходят в Россию.
«Те модели, которые в обычное время пользовались наибольшим спросом в России, в Европе не очень интересны покупателям. Например, BMWХ5, Х6, Х7, Mercedes-Benz GLE, Mercedes-Benz GLS, G-класс, V-класс, S-класс. А также Audi Q8, Land Rover Range Rover, Porsche Panamera и Cayenne, Lexus LX600. По этой причине, несмотря ни на какие запреты, находятся желающие аккуратно, но продавать эти автомобили на экспорт», — рассказал Асатур Акобян.
По словам эксперта, который в том числе имеет опыт доставки именно «российских» версий, их продавцы признаются, что после запрета поставок в Россию эти автомобили перекинули на рынки других европейских стран. А там их уже покупают через третьи страны с конечным пунктом назначения в России.
При этом надеяться на скидки на такие автомобили, даже с учетом их относительной непопулярности, заказчикам не приходится.
«Скорее наоборот, на более дорогие модели сверху накидывают различные платежи. В разных странах они называются по-разному и достигают €10 тыс.», — отметил Асатур Акобян.
Эксперт сомневается, что причина появления в России изначально «российских» топовых версий дорогих иномарок исключительно в том, что дилеры в Европе не смогли их продать.
«Все-таки списывать со счетов ситуацию с общим мировым дефицитом автомобилей не стоит. Это означает, что клиенты вынуждены соглашаться на предлагаемые им более дорогие версии. Однако запрос в России на новые или свежие модели премиальных марок достаточно сильный для того, чтобы коммерсанты любыми правдами и неправдами выискивали способы, чтобы сначала купить и затем доставить желанные автомобили в Россию, попутно заработав на том, что дилеры лишены права на официальные поставки», — объясил Акобян.
Еще одна причина, по которой в случае с новыми автомобилями в Россию главным образом стараются привозить дорогие комплектации, — высокие надбавки к первоначальным ценам из-за растаможки, а также прочие накладные расходы, связанные с обходом запретов по доставке автомобилей в Россию.
«Это в том числе более сложная логистика, оплата посредникам при приобретении автомобилей (россиянам машины не продадут), надбавки дилеров к ценам, комиссия за конвертацию рублей в иностранную валюту и дальнейший перевод денег продавцу и так далее», — отметил эксперт.
В итоге нижний сегмент премиальных автомобилей ценой до 3 млн руб. в России не так интересен — спрос на эти автомобили с такими надбавками значительно ниже. Платить готова более обеспеченная публика, которую интересуют автомобили в сегменте 5–10 млн руб.
При этом эксперт отметил, что продавцам известны способы, как обойти запрет на экспорт в Россию автомобилей дороже €50 тыс.
«Это сложно, не всем это удается, но способы рабочие есть, и с каждым днем они становятся все более эффективными», — поделился участник отрасли.
С таким мнением в целом согласен эксперт и специалист по перегону автомобилей из Европы Руслан Кривонос. Он отметил, что после запрета для юрлиц на ввоз дорогих премиальных автомобилей в Россию производители перераспределили эти машины в том числе в Казахстан и Белоруссию. При этом в России остается стабильный спрос на дорогие версии — поэтому перевозчики стараются достать в Европе именно премиальные модели.
«Напрямую в Россию европейские дилеры конечно не могут продать машину, но схемы с перекупщиками работают. Просто получается, что посредников в схеме больше, платежи выше и зарабатывают все — и европейские продавцы, и таможня, и перегонщики в России», — отметил Кривонос.
Как происходит заказ и оплата автомобиля
Как поделился Акобян, существуют различные схемы покупки: например, клиент изначально оплачивает всю будущую стоимость автомобиля. Но иногда поставщик готов на основании полученной предоплаты от клиента на собственные средства привезти автомобиль под ключ. Потом клиент, осмотрев автомобиль и приняв его, оплачивает всю стоимость. «Разные варианты подразумевают как разные риски для участников сделки, так и различную итоговую стоимость автомобиля: если он привозится на деньги поставщика, машина обойдется дороже», — пояснил участник рынка.
При этом, как подчеркнул Кривонос, при ввозе автомобиля по частичной предоплате есть риск, что при падении курса рубля за машину в итоге придется доплатить больше. Так происходит, к примеру, с заказанными машинами в декабре 2022 года.
«В середине декабря произошло падение курса рубля, а привязку цены к курсу евро никто не отменял, и сейчас цены выросли сразу на 15%. Поэтому спрос на ввозимые автомобили упал», — объяснил Кривонос.
Когда автомобили стали роскошью
Напомним, что в марте Европейский союз запретил экспорт в Россию предметов роскоши, в том числе автомобилей. Запрет распространяется на юридических лиц. В санкционный список попали машины, чья цена превышает €50 тыс.. Например, к ним относятся Audi, BMW, Mercedes-Benz, Ferrari, Porsche и прочие.
Практически все эти бренды ранее уже объявили о временной приостановке поставок автомобилей российским дилерам. Однако даже после таких заявлений компании могли в любой момент объявить о возвращении в страну. После введения ограничений со стороны Еврокомиссии это стало практически невозможно.